На заседании рабочей группы по вопросу развития общественного транспорта в Красноярске депутаты горсовета обсудили безналичную оплату проезда в маршрутках.
Оказалось, что некоторые частные перевозчики пока не спешат внедрять схему, по которой начали работать муниципальные предприятия, поскольку их не устраивает комиссия. Вместо этого коммерсанты тестируют свою систему и рассматривают возможность отказаться от работы кондукторов.
Напомним, эквайером безналичной оплаты выступает Сбербанк. Об этом стало известно в начале января, когда банк победил в соответствующем аукционе. В конце того же месяца между ГПКК «Красноярскавтотранс» и ПАО «Сбербанк России» был подписан договор. В документах был указан и размер комиссии за перевод денежных средств – 1,6%. В тестовом режиме проект уже запущен на трех муниципальных маршрутах.
«Красноярскавтотранс» обслуживает и социальные, и транспортные карты. Предоставляя терминалы, которые являются его собственностью, он выставляет комиссию за каждую операцию, проведенную по ним. В 2018 году комиссия по транспортной карте составляла 60 копеек. Та же сумма будет и при оплате банковской картой. Помимо этого, процент возьмет и «Сбербанк» за свою услугу эквайринга – 42 копейки», – пояснил в горсовете частный перевозчик Константин Кнапнугель.
Схема показалась бизнесмену дорогой, и он разработал другой, по его мнению, более эффективный способ осуществлять безналичные расчеты.
«Мы вышли напрямую на банк, который предоставляет нам услугу без посредников.
Для нас она стоит практически в два раза дешевле, чем от «Красноярскавтотранса», – заявил Кнапнугель.
Сейчас бизнесмен ведет переговоры с банком о финансовой помощи в установке терминалов. По словам Кнапнугеля, банк даже может полностью взять на себя все расходы.
Частные перевозчики устанавливают стационарные валидаторы
«Мы пошли более дорогим путем, установив стационарные валидаторы,
и в дальнейшем рассматриваем переход на бескондукторную систему.
Один такой терминал стоит порядка 30 тыс. рублей. Переносные – около 20 тысяч», – добавил он.
На вопрос депутатов, почему «Красноярскавтотранс» закупил переносные терминалы, Игорь Манченко ответил, что пока рано говорить о каком-то их преимуществе, поскольку «еще идет тестирование».
«Какой вариант будет выгоднее и удобнее для пассажиров и предприятия, покажет дальнейшее развитие», – заявил он.
Однако уже известно, что «Красноярскавтотранс» закупил сразу 600 терминалов. Причем приобрел технику в кредит, потратив порядка 20 млн рублей.
В этой связи закупка новых, стационарных, терминалов, вероятно, произойдет нескоро. Даже если они окажутся удобнее.
По данным на сайте мэрии, в Красноярске ежедневно на линию выходят около 900 автобусов. Доля муниципального транспорта составляет примерно 29%. И если частные перевозчики последуют примеру Кнапнугеля и установят терминалы с помощью банка, половина закупленных «Красноярскавтотрансом» терминалов окажется попросту не нужна. А ведь предприятие рассчитывает оснастить ими и частных перевозчиков.
Раскритиковали на заседании и работу департамента транспорта – чиновники не выполнили рекомендации, которые депутаты горсовета давали при утверждении муниципальной программы «Обеспечение пассажирских перевозок транспортом общего пользования в городе Красноярске» на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов». За исключением, собственно, рекомендации об утверждении этой программы.
Одна из таких рекомендаций касалась увеличения субсидии перевозчикам на покупку нового подвижного состава.
«В прошлом году субсидия на приобретение автобусов для перевозки маломобильных пассажиров распространялась на 4 автобуса. В текущем году на два автобуса средства дает администрация города, на два – министерство транспорта Красноярского края», – пояснил исполняющий обязанности руководителя департамента транспорта Игорь Манченко.
Затем Манченко попросили рассказать об экономии, возникшей в результате оптимизации маршрутной сети в прошлом году. В городе существует субсидия, которая компенсирует выпадающие доходы перевозчиков на неэффективных маршрутах. Если маршруты были сокращены, то и затраты должны были сократиться. Оставшиеся деньги депутаты предлагали направить на покупку новых автобусов.
Однако на деле субсидия вновь выросла – теперь на 40 млн рублей.
Манченко объяснил это подорожанием топлива и запчастей и увеличением зарплат на предприятиях на 20% с января 2019 года. По его словам, это основные показатели, по которым платится субсидия.
В итоге депутаты попросили департамент транспорта до 10 июня разработать варианты оптимизации расходов при организации безналичного расчета. Мэрии рекомендовали вернуться к рассмотрению невыполненных рекомендаций комиссии.
А постоянной комиссии городского совета по транспорту – рассмотреть на очередном заседании возможность приобретения городом своих терминалов безналичного расчета для муниципальных предприятий.