Красноярский совет по рекламе после долгого перерыва возобновил свою работу. В этот раз экспертам пришлось судить об этичности использования в рекламе образов государственных деятелей и разгребать очередную порцию слоганов с прозрачным подтекстом.
Анонсируя начало заседания, председатель совета по рекламе Олег Харченко предложил первым вопросом повестки рассмотреть жалобу
на использование в рекламе питьевой воды «Эмили» фотографии президента Владимира Путина.
Рекламу воды с изображением Путина признали незаконной
«В последнем подобном случае, насколько я помню, мы рассматривали использование образов Путина, Шойгу и принца Монако Альберта в рекламе надувных лодок. И вновь у нас в повестке использование образа президента, а также министра транспорта Левитина и человека, сходного до степени смешения с бывшим руководителем РЖД Якуниным, на листовках с рекламой питьевой воды», – ввел в курс дела Харченко.
«Какие мнения у экспертов?», – осведомился он.
В зале повисло тягостное молчание. Спустя полминуты Харченко уточнил:
«Масштабы происходящего подавляют что ли?»
Эксперты в ответ сдавленно засмеялись, но продолжили молчать как партизаны.
Наконец, спустя минуту, смелости набралась начальник юридического отдела ООО «ТРК «Прима-ТВ» Наталья Арутюнян.
«Мы полагаем, что в данной рекламе есть нарушение,
поскольку изображение президента РФ, который является должностным лицом, на наш взгляд является одобрением данной воды, тем более у Якунина на столе стоит как раз данная вода. Предлагаем признать данную рекламу противоречащей закону о рекламе», – сказала Арутюнян.
Остальным экспертам к сказанному добавить было нечего, и Харченко, отчаявшись добиться от них новых реплик, предложил перейти к голосованию. Практически единогласно – при двух воздержавшихся –
реклама была признана нарушающей закон.
Эксперты облегченно выдохнули, а Харченко анонсировал следующий вопрос – о распространении оператором «Телекома» рекламы с громким слоганом: «Сделаю приятно, подключу бесплатно». По словам председателя, на рекламные материалы «достаточно эмоционально» пожаловался кто-то из жителей города.
«В подъезде дома, подойдя к двери, моей малолетний сын обнаружил на дверной ручке рекламу. На рекламе крупным планом изображено лицо девушки с широко открытым ртом, внутри которого сделано отверстие, дабы вешать эту рекламу на ручку! Сопровождается все это безобразие надписью: «Сделаю приятно, подключу бесплатно!». У любого человека сразу возникают, мягко говоря, не детские ассоциации. И эта порнография висела на всех дверях!», – говорилось в заявлении жителя.
Эксперты пустили рекламную листовку по рукам. «Думаю, ребенок бы не понял контекста», – предположил кто-то их них.
«То есть контекст присутствует?», – уточнил другой эксперт.
«Я, думаю, да, либо я очень пошлая», – ответили ему.
Слова попросил дьякон Максим Золотухин, представляющий Красноярскую епархию.
«Это моя тема как раз! – заговорил он с энтузиазмом. – Действительно, если все понимают, о чем речь идет, пошлая цель рекламодателей достигнута. Именно на пошлости, неприятной двусмысленности эта реклама и основывается».
Остальные члены совета предложили перейти к голосованию, и единогласно признали рекламу нарушающей закон.
Следующим в повестке стоят вопрос о распространении рекламы компании «ЯР/Кредит» с не менее ярким слоганом: «Легко даю под 3%» – сопровождающийся еще одним заявлением возмущенного горожанина.
«Мой тринадцатилетний сын нашел эту рекламу смешной, а значит цель – достигнута! Цыпляет! (орфография заявления сохранена – Ред.)) Скрытый умысел ясен любому жителю!», – говорилось в заявлении.
Золотухин заявил, что нарушение аналогично тому, что допущено в предыдущем случае.
В итоге нарушающей закон рекламу признали 6 экспертов, остальные 17 воздержались.