одной строкой

Регионам предложили самим лечить тяжелобольных

Обеспечивать лекарствами больных особенно тяжелыми недугами должны регионы. С таким предложением выступило Минздравсоц­развития РФ.

Программа по централизованному льготному обеспечению лекарствами больных из особенно тяжелых групп действует в нашей стране с 2008 г. Для лечения 77 тыс. пациентов, зарегистрированных в программе, государство закупает 18 видов дорого­стоящих лекарственных препаратов. Ежегодно их приобретение обходится в 46-48 млрд рублей.

Отказ далее организовывать закупки Минздрав объясняет сложностями админи­стрирования программы: на местах этим заниматься якобы будет легче. Финансировать программу по-прежнему будет государство: средства на закупку медикаментов будут передаваться регионам в виде субвенций, а обязанности по проведению торгов возьмут на себя местные власти.

Однако эксперты уверены, что перепоручение закупок регионам только увеличит бюджетные расходы, поскольку снижать в ходе тендеров цены на лекарства на 10-15%, как это происходило до сих пор, уже не удастся: «При децентрализации торгов стоимость лекарств будет превышать их оптовую цену, и они подорожают», — считает, в частности, депутат комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников.

Объясняется это следующим. Сейчас в закупках участвуют известные на рынке крупней­шие дистрибьюторы, у которых налажены давние деловые отношения с производителями медпрепаратов, у большинства заключены длительные контракты. Если же торги будут перенесены в регионы, не исключено участие в них «карманных» дистрибьюторов, у которых связи налажены не с производителями, а с местными властями. Бороться с ними будет сложно даже игрокам национального уровня.

При этом фармкомпании, в особенности зарубежные, работают только с проверенными крупными оптовиками, а потому возможно и появление следующей схемы: мелкие компании заключают договор с крупными дистрибьюторами, а те, в свою очередь, с производителями лекарств. Соответственно, в цепочке, связующей производителя и потребителя, появляется лишнее звено, увеличивающее цену поставки. Однако подобные опасения разделяют не все.

«Я понимаю желание Минздрава отказаться от централизованных закупок лекарств — всю эту процедуру удерживать «наверху» действительно сложно, — рассказал ДЕЛА.ru Сергей Натаров, председатель комитета краевого ЗС по здравоохранению, спорту и туризму. — В принципе, регионам давно было пора взять это дело в свои руки. И опа­саться повышения цен на лекарства в связи с передачей этих функций субъектам РФ все же не стоит: все-таки ФЗ-94 и проведение электронных торгов являются надежной защитой от этого.

Я бы в данном случае остерегался других вещей. Во-первых, того, что часть направлен­ных в регионы средств «потеряется по пути». А во-вторых, того, что проведение торгов «на местах» спровоцирует замену дорогих лекарств более дешевыми аналогами не всегда должного качества. Централизованные закупки были гарантией того, что такого не произойдет».

Что касается самих участников рынка, то, в частности, в компании «Губернские аптеки» от каких бы то ни было комментариев по этому поводу отказались: поскольку компания сама является участником торгов, любые оценки в данном случае были бы некор­ректными.

Представители краевого министерства здравоохранения, являющегося заказчиком проведения торгов, пообещали прокомментировать ситуацию завтра.

Нина Солошенко
Заместитель начальника отдела организации лекарственного обеспечения краевого министерства здравоохранения

Нина Солошенко

Что касается опасений по поводу замены дорогостоящих лекарств более дешевыми аналогами, то и сейчас, когда их закупка ведется на федеральном уровне, список приобретаемых препаратов вклю­чает международные непатентованные названия.
Это означает, что и в настоящий момент могут быть закуплены лекарства аналогичного действия, но с другим наименованием. И от того, приоб­ретает их федерация или регион, ничего в данном случае не меняется.

Удорожания лекарств и разрастания цепочки посредников не стоит ожидать сразу по нескольким причинам. Во-первых, это невозможно, поскольку проведение торгов регулируется ФЗ-94, согласно которому заказ получает участник, предложивший наименьшую стоимость оказания услуг.

Во-вторых, уже несколько лет цены на жизненно важные лекарственные средства фиксируются как на уровне производителя, так и на уровне продавца: есть порог, выше которого ни тот, ни другой поднимать стоимость препарата не имеют права. И, кстати, уже поэтому на рынке, как и прежде, будут действовать в основном крупные оптовики: появление множества мелких невыгодно никому.

Вообще, пока передача полномочий по обеспечению программы «Семь нозологий» существует лишь на уровне разговоров — никаких связанных с этим документов мы не получали. Но даже если федерация «отдаст» нам эту программу полностью, включая финансирование, то наш край к этому готов. Лекарственное обеспечение региона в рамках программы стоит порядка 500 млн рублей, и это сумма для нас вполне подъемная.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»