В России хотят запретить криминальным авторитетам, которых судят по статье о занятии высшего положения в преступной иерархии, выбирать рассмотрение их дела присяжными. Это делается ради безопасности заседателей, которым часто поступают угрозы.
Известный красноярский авторитет Костя Канский воспользовался судом присяжных и получил оправдательный приговор. Но дело пересмотрели, и в этот раз присяжные признали его виновным
Авторами инициативы стали председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, его первый заместитель Владимир Полетаев, а также первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Ирина Панькина, пишут «Ведомости».
Они внесли поправку, которая исключает из компетенции суда присяжных преступления по ч. 4 ст. 210 (организация преступного сообщества или участие в нем, совершенные лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии) и ст. 210.1 УК РФ (занятие высшего положения в преступной иерархии).
Показательный случай произошел в Красноярске, где судили Константина Найбауэра, известного под именем Костя Канский. По версии следствия, он имел особый статус «вора в законе».
Костя Канский изъявил желание, чтобы его судьбу решили присяжные заседатели. И на заседании 13 сентября те единодушно вынесли вердикт: Не доказано, что Константин Найбауэр получил статус «вора в законе», не отказался от него и продолжил занимать соответствующее положение.
Впрочем, на повторном рассмотрении они поменяли свое мнение на противоположное.
Все ради безопасности
По мнению сенатора Клишаса, рассмотрение таких дел с присяжными «не в полной мере учитывает специфику данных преступлений и их субъектов, связанную как с необходимостью обеспечения повышенных мер безопасности участников уголовного судопроизводства, включая присяжных заседателей, так и с юридическими особенностями соответствующих составов преступлений, что требует высокопрофессиональной правовой оценки данных деяний».
Таким образом, поправка «позволит создать дополнительные гарантии безопасности участников уголовного судопроизводства и поможет обеспечить вынесение законного, обоснованного и справедливого судебного решения».
В пояснительной записке к поправке отмечается, что в постановлении от 19 апреля 2010 Конституционный суд решил, что уголовные дела о некоторых преступлениях против основ конституционного строя, терроризме и связанных с ним преступных деяниях должны рассматривать профессиональные судьи, а не присяжные.
Статья за занятие высшего положения в преступной иерархии появилась в России 1 апреля 2019 года. Она предусматривает наказание от 5 до 15 лет лишения свободы.
Как сообщил Кирилл Кабанов, член Совета по правам человека при президенте, практически всегда при рассмотрении такого дела на присяжных оказывается давление. Это может быть как подкуп, так и угрозы самим заседателям и членам их семей.
Среди адвокатов сложились разные мнения по поводу инициативы. Одни считают ее правильной, другие не уверены, что это поможет исключить угрозы для участников дел и отмечают, что программа защиты свидетелей работает пока не так хорошо, как хотелось бы. Есть и те, кто выступают против, поскольку оставив подсудимых «авторитетов» без присяжных, их как бы заранее признают виновными еще до вердикта суда, а само «оправдание безопасностью присяжных» не соответствует презумпции невиновности.