Авиакомпания NordStar, входящая в группу компаний «Норникель», первой среди российских авиакомпаний внедрила сверхсовременную обучающую платформу виртуальной реальности для подготовки летных и кабинных экипажей.
VR-платформа была разработана специалистами Tengo Interactive и будет использоваться для дополнительной подготовки пилотов. Она полностью имитирует салон самолета Boeing 737-800 авиакомпании NordStar, в котором летят 180 анимированных пассажиров. Все оборудование не только можно брать в руки и передвигать, но даже надевать на себя с сохранением полного ощущения реальности – речь идет о кислородной маске, огнеупорных перчатках и дымозащитном капюшоне.
Технология была перенесена из компьютерных игр и будет использована для обучения летного персонала впервые в России.
Обучающие сценарии предполагают отработку действий в различных нештатных ситуациях на борту, например, при разгерметизация салона или эвакуации людей. Большую значимость имеет оценка результатов испытаний, так как система укажет на ошибки, и специалист сможет работать над их исправлением.
Благодаря дополнительной подготовке с использованием VR-платформы сотрудники авиакомпании смогут развить свои ключевые навыки. Она позволит смоделировать любую ситуацию – экипажу для ее решения нужно будет лишь надеть очки виртуальной реальности и взять в руки специальные джойстики.
Визуальная отработка помогает лучше запоминать последовательность действий, а звук и спецэффекты создают атмосферу полного погружения в процесс обучения.
Новая платформа будет применяться как на этапах первоначального обучения, так и при переподготовке персонала для работы на новом Boeing 737-800. Также ее задействуют в ежегодной тренировке летчиков и бортпроводников по действиям в аварийной ситуации.
Примечательно, что VR-платформа позволяет отрабатывать даже те упражнения, которые раньше невозможно было воспроизвести на практике. При этом тренинг можно проходить многократно, в любое время и не зависеть от авиационно-учебного центра. Наконец, у нее существует и мобильная версия, которая позволяет воспроизводить обучающие модули на телефоне в течение неограниченного времени.
Традиционный подход к обучению экипажей, безусловно, сохранится. Впрочем, и здесь можно задействовать VR-платформу для создания дополненной и смешанной реальности.
Как отметил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, новые технологии позволяют авиакомпании более технично подходить к обучению персонала, а экипажу – отрабатывать теоретические знания на практике в максимально приближенных к реальности условиях.
«Такие разработки должны применяться в авиации повсеместно. Это, безусловно, поможет обеспечивать должный уровень подготовки экипажей и сохранять безопасность полетов на высоком уровне», – подчеркнул он.
Генеральный директор авиакомпании NordStar Леонид Мохов пояснил, что различные симуляторы уже давно используются при подготовке членов летных и кабинных экипажей. Однако NordStar движется в ногу со временем и не упускает возможности внедрить самые сверхсовременные методы обучения.
«Виртуальная реальность дополнит и разнообразят процесс обучения пилотов и бортпроводников, сделает его еще более доступным и технологичным. Интеграция такой технологии в авиацию способна привести к стремительному прогрессу в сфере подготовки летного персонала. Именно поэтому мы первыми приняли решение внедрить в качестве дополнительного обучения сотрудников авиакомпании использование сверхсовременной VR-платформы», – прокомментировал Леонид Мохов.