В этом году крупнейший региональный оператор края отмечает свое 15-летие. О том, с какими результатами, надеждами и планами компания подошла к этой дате, ДЕЛА.ru побеседовали с генеральным директором ЕТК Дамиром Тимершиным.
Дамир Тимершин, генеральный директор ЕТК
— Дамир Асхатович, 15 лет — значимая дата в истории любой российской компании. Какими достижениями ЕТК гордится больше всего, что Енисейтелеком сегодня значит для красноярцев? Какие первоочередные задачи развития ставятся сейчас?
— Я считаю, что ЕТК может гордиться прежде всего той ролью, которую он играет в судьбах жителей края — мы сегодня крупнейший оператор региона.
В 1997 г. компания начала работу с запуска сети всего в четырех населенных пунктах Красноярского края. Теперь территория присутствия ЕТК практически сопоставима с площадью всей Западной Европы. Только вдумайтесь: чуть менее 3 млн кв. км! Протяженность сети с севера на юг — 2446 км, с запада на восток — 1628 км. А лицензионная территория ЕТК распространяется на 6 субъектов Российской Федерации.
Начав с 2 тыс. абонентов в далеком 1997 году, за 15 лет мы увеличили эту цифру в 1000 раз. Если считать по совокупности, то абонентская база Енисейтелекома в 2012 г. приближается к 2 млн.
Гордимся мы и тем, что за 15 лет стабильного лидерства в регионе воплотили в жизнь многие уникальные проекты: мы были первыми, кто ввел в крае карты оплаты с неограниченным сроком действия; первыми в 2001 г. запустили самую северную в мире систему связи — в Норильске — и в том же году установили самую северную заполярную базовую станцию в поселке Хатанга.
ЕТК первым обеспечил 100%-ное покрытие федеральной трассы М 54, начал в 2005 г. предоставлять связь стандарта IMT-MС-450, альтернативу связи 3-го поколения и первым установил связь на территории заповедника Ергаки. Кстати, ЕТК до сих пор остается там единственным оператором, предоставляющим качественную мобильную связь.
Всего не перечислить. И все же считаю, что основная наша заслуга, главное достижение компании за 15 лет — это доверие наших абонентов. Они всегда были и по-прежнему остаются самым ценным активом компании. Только на территории края ЕТК обслуживает более 1,5 млн жителей.
По данным информационно-аналитического агентства «Сотовик», все 15 лет ЕТК стабильно входил в десятку крупнейших сотовых операторов России.
Впереди у нас громадные перспективы. Надеюсь, что многие слышали о качественных изменениях: ЕТК стал частью глобального федерального оператора Ростелеком. Это важнейший этап развития компании, который позволит использовать и предоставлять нашим абонентам весь потенциал федеральных возможностей универсального оператора.
Объединение телекоммуникационных активов на базе Ростелекома позволит ЕТК развиваться уже на более высоком уровне, по самым востребованным стандартам и предложить потребителю комплекс самых современных видов связи: фиксированную и мобильную, проводной и беспроводной интернет, телевидение и другие сервисы.
— Енисейтелеком всегда отличался активной маркетинговой политикой. Как продвигается сегодня работа в этом направлении? Насколько успешными, к примеру, оказались акции, приуроченные к 15-летию ЕТК?
— Действительно, тарифы ЕТК, особенно в последние годы, отличаются гибкостью, прозрачностью и индивидуальным подходом. Миф о дороговизне услуг ЕТК давно уже развеян. Сейчас среди абонентов пользуется большим успехом линейка тарифных планов «Семья Кнопкиных»: каждый может выбрать удобный тариф именно под свои потребности.
Помимо тарифов еще в марте, когда ЕТК начал готовиться к юбилею, был разработан и запущен на рынок целый комплекс уникальных подарочных предложений для абонентов. А в рамках мероприятий, приуроченных к празднованию юбилея компании, ЕТК предлагает своим абонентам поучаствовать в розыгрыше 15 ценных подарков, 3 из которых — автомобили.
Про успешность предложенных акций говорить пока преждевременно — к этой теме можно вернуться после завершения юбилейных мероприятий.
— Какие тенденции на рынке предоставления услуг сотовой связи будут наблюдаться в 2012 г. в целом? Каковы в этой связи ожидания компании ЕТК?
— Российские аналитики сходятся в своих прогнозах развития отрасли — в целом в 2012 г. получат продолжение тренды, сложившиеся в течение последних 2-3 лет, а именно: все больше будет расти пользование мобильным интернетом, а доля голосового трафика в общем объеме реализации услуг станет постепенно снижаться.
При этом число пользователей мобильного интернета увеличится и в связи с развитием технологии: в 2012 г. Ростелеком впервые предоставит своим абонентам услуги на базе технологии LTE. Таким образом, о 2012 г. можно говорить как о времени начала коммерческой эксплуатации сетей 4G.
— Какие новые стандарты сотовой связи будут развиваться в Енисейтелекоме? Какому развитию в компании планируют уделять приоритетное внимание: экстенсивному, «вширь», либо интенсивному, связанному с совершенствованием уже имеющихся решений и возможностей?
— Я уже неоднократно отвечал на этот вопрос, но готов обсуждать его и в дальнейшем. В прошлом, 2011 г., Енисейтелеком получил разрешение на использование частот в стандарте UMTS (формат 3G). В ближайшей перспективе эти технологии предоставят клиентам современные возможности для высокоскоростной передачи данных, подключения мобильного интернета и различных приложений на его основе. В связи с появлением UMTS ЕТК уже сейчас начал развертывание мультисервисной транспортной сети, которая организована на базе IP-технологии.
Курс на построение мультистандартной сети — главная техническая задача Енисейтелекома на 2012 г. Помимо привычных GSM и CDMA это включает уже упомянутую UMTS. Основные же усилия компании в 2012 г. предполагается направить на модернизацию сети GSM с заменой оборудования.
В целом ЕТК намерен двигаться в направлении, которое задает для развития департамент беспроводных активов Ростелекома, — обеспечение так называемого бесшовного покрытия, то есть максимального увеличения зоны действия сети. Все это делается в первую очередь для абонента, который получит бесперебойную отличную связь.
— Что в компании рассматривают в качестве главных трудностей работы на высококонкурентном красноярском рынке?
— Обширные территории. Да-да, именно в больших расстояниях заключены и безусловные преимущества, и главные проблемы.
Если говорить о конкуренции в отрасли, то это не всегда минус, ведь наличие сильных соперников держит в тонусе, требует постоянного движения. В течение долгого времени мы конкурируем с компаниями высочайшего класса, профессионалами в своем деле, постоянно учимся у них, и, смеем надеяться, они учатся у нас.
Я как выходец из другого региона с уверенностью утверждаю, что красноярский рынок — очень специфичный и не похож ни на какой другой. Для предприятия сотовой связи он прежде всего уникален своей географией и низкой плотностью населения.
Для нас это самое сложное — предоставить услуги связи даже в самой отдаленной и редко посещаемой точке региона. И мы эту задачу успешно решаем: я горжусь тем, что все эти годы ЕТК уверенно удерживает лидерство по зоне покрытия в Красноярском крае. Так что, как видите, самая главная наша трудность никакого отношения к конкуренции не имеет.
— В каких направлениях деятельности ЕТК наиболее реальны достижение и удержание лидерских позиций?
— Как я уже отметил, размеры зоны покрытия в Красноярском крае — одна из сильнейших позиций ЕТК. Компания развивает свои услуги не только в экономически привлекательных районах, но и в самых отдаленных и труднодоступных поселках. Связью Енисейтелекома пользуются жители более чем 1000 населенных пунктов региона.
Помимо этого существует целый ряд уникальных услуг, которые не имеют аналогов на региональном рынке. Например, новый сервис для корпоративных клиентов — «Мобильная АТС». Эта услуга дает компаниям малого и среднего бизнеса возможность использовать единый многоканальный телефонный номер для связи с широким кругом сотрудников: вызовы обрабатываются и переадресуются на их мобильные и городские номера.
Сервис имеет массу преимуществ для компаний: он не только оптимизирует затраты на связь (не требуется покупать и обслуживать офисную АТС, можно использовать выгодные внутрисетевые тарифы, не нужно менять номер при переезде в другой офис), но и экономит время, повышая доступность сотрудников, а также обеспечивает мобильность бизнеса. Последнее особенно важно для компаний, чья деятельность связана с постоянной сменой места дислокации, например, риелторов, транспортных фирм, ремонтно-сервисных организаций и многих других.
— Какие плюсы и минусы принесло Енисейтелекому объединение с федеральной компанией?
— Целый комплекс плюсов. Прежде всего, это перспектива расширения ассортимента услуг связи для наших абонентов. В ближайшем будущем им будут доступны не только мобильная связь и беспроводной интернет, но и все те возможности, что предоставляет своим клиентам проводная связь — а это и домашний телефон, и проводной интернет, и цифровое ТВ, и многое другое: ведь прогресс не стоит на месте, и мы развиваемся вместе со всем миром.
Безусловно, будут решаться вопросы, связанные с роумингом как национальным, так и международным. И первые ценовые предложения появятся уже в самом скором времени — весной. В конце концов, после объединения всех активов для наших абонентов практически вся Россия станет домашней сетью.
Ну а главный минус — это, безусловно, отказ от родной, полюбившейся всем торговой марки ЕТК.
— Планирует ли Енисейтелеком развивать бизнес-направление, вводить новые услуги для корпоративных клиентов компаний?
— Без сомнения, процесс интеграции ЕТК и Ростелекома отразится и в предложениях для бизнес-структур. В целом стратегия заключается в предоставлении наибольшего спектра услуг связи для корпоративных абонентов и разработке специальных бонусных программ и скидок для абонентов с наибольшим стажем работы в компании и для новых клиентов.
— Каковы перспективы развития мобильного интернета от компании ЕТК?
— Стратегия развития Ростелекома в ближайшей перспективе — это создание универсального оператора связи федерального масштаба. В рамках данной стратегии реализуется в том числе программа построения мультистандартной сети мобильной связи, предусматривающая предоставление абонентам услуг по технологиям GSM 900/1800; CDMA-450; UMTS; LTE. Первая сеть 4G появится в Новосибирске уже в этом году. Что касается Красноярска, то для своих абонентов мы предложим услуги мобильного интернета на скоростях третьего поколения во второй половине текущего года.
— А какова на сегодня клиентская база компании, меняется ли ее состав и численность? Можно ли нарисовать портрет «среднего абонента» ЕТК?
— Сегодня сотовая связь — один из товаров, включенных в список первоочередных, именно потому, что ею пользуются все — и маленькие дети, чуть ли не воспитанники детских садов, и пенсионеры: возрастных границ не существует!
Абонентская база ЕТК превышает 2 млн абонентов, живущих в 6 регионах России — Красноярском крае, Республиках Хакасия, Тыва и Алтай, в Алтайском крае и Кемеровской области. Так что вы просите о невозможном: нарисовать портрет «среднего абонента» — это почти то же самое, что нарисовать портрет «среднего россиянина».
— Какие новые сервисы, тарифы, предложения ждут розничных клиентов — физических лиц?
— Я уже говорил, что весной Ростелеком — ЕТК представит новые предложения к началу туристического сезона. Причем новые услуги и тарифы будут интересны не только для путешествующих по России, но и для абонентов, выезжающих за ее пределы.
Традиционно, уже который год подряд, мы подготовили специальные предложения для будущих первоклашек и выпускников школ и средних специальных учебных заведений.
Большим событием для наших абонентов станет запуск сети UMTS в Красноярске в IV квартале этого года.
— Что отличает Красноярск с точки зрения развития бизнеса в телекоммуникационной сфере? Каким город видится вам на фоне других сибирских и российских городов?
— Красноярск — один из немногих городов России, в которых, несмотря на постоянное многолетнее давление со стороны федеральных игроков, лидерство на рынке сохраняет местный оператор. В этом уникальность региона и Красноярска в частности. Тем почетнее и ответственнее руководство компанией ЕТК лично для меня.
Татьяна Алёшина
ДЕЛА.ru