интервью

Сергей Бельский: «Россия обязана сделать рывок к несырьевым секторам экономики»

В потреблении алюминия Россия заметно отстает от стран с высоко­техно­логичной экономикой. О причинах ситуации и возможностях ее изменить рассказал Сергей Бельский, директор UC Rusal по сбыту на рынках России и стран СНГ.

Сергей Бельский
Сергей Бельский, директор UC Rusal по сбыту на рынках России и стран СНГ

— Сергей Аркадьевич, как меняется спрос на алюминий в мире и от чего он зависит? Можно ли оценить уровень потребления этого металла в России и других странах?

— Слово «потребление», термин «общество потребления», потребительство как стиль жизни в основном вызывают не самые приятные ассоциации. Однако потребление некоторых товаров прямо указывает на уровень развития государства. Так, объем потребления алюминия на душу населения в Китае составляет 21 кг, в Европе — 16 кг.

Алюминий — металл, применяемый в производстве высокотехнологичных вещей, поэтому Япония с развитой IT-отраслью потребляет его около 3,7 млн т в год, а активно развивающийся Китай — 29 млн. т. В России объем потребления алюминия составляет всего 7 кг на человека.

Необходимость развивать в стране производства, связанные с глубокой переработкой, очевидна. Так, премьер-министр Дмитрий Медведев на прошедшем недавно X Красно­ярском экономическом форуме сказал: «Мне кажется ключевой идея о том, что мы должны развивать переработку на территории нашей страны, и на территории Сибири в том числе. Что бы там ни было, какими бы ни были цены на сырье, какими бы ни были актуальные сырьевые тренды, все равно переработку нужно затаскивать по всем направлениям на нашу территорию».

— Почему же этого не происходит, переработка «не затаскивается»?

— Здесь целый ряд причин. Первая — возрастающее влияние естественных монополий на экономику: до 70% российской экономики так или иначе от них зависит. При этом на данные предприятия приходится до 90% нарушений антимонопольного законодатель­ства, 76% нарушений — на рынке банковских услуг и 50% нарушений — на рынке других финансовых услуг.

Вторая — высокая зависимость производителей продукции, содержащей алюминий, от бюджетного финансирования. Доля государства в закупках такой продукции составляет не менее 60% от объема рынка. Это не только не способствует конкуренции и принятию правильных управленческих решений, но и является дестабилизирующим фактором развития различных секторов перерабатывающей промышленности — бюджетные вливания в экономику происходят неравномерно в течение года, подчас деньги начинают «осваиваться» чиновниками в последнем квартале уходящего года.

— В теме бюджетного ассигнования сразу встает вопрос о коррупции…

— Так и есть. Это еще одна причина. По информации российских производителей, большинство тендеров, проводимых госструктурами, так или иначе завязаны на получение откатов либо создание преференций «своим» посредническим структурам.

В совокупности это препятствует иностранным инвестициям в несырьевые секторы, что важно не только с экономической точки зрения, но и для возможности компенсировать нарастающее технологическое отставание отечественного машиностроения и перерабатывающих отраслей.

— Финансирование из иных источников также сопряжено с проблемами?

— Да. В России, например, очень высокая стоимость заемного капитала. В РФ кредитная ставка составляет 12-18%, тогда как иностранные конкуренты могут привлечь финанси­рование под 7%. Также у частного бизнеса в стране нет возможности хеджирования сделок, тогда как иностранные производители имеют такую возможность.

— В итоге алюминий нам приходится импортировать…

— Импортозависимость страны продолжает возрастать. Ввоз алюминийсодержащей продукции сопоставим с потреблением первичного и вторичного алюминия вместе взятых. При этом его рост не падал даже в кризисные 2008–2009 годы, когда все отечественные производители значительно сократили производство.

Это говорит не только о возрастающей технологической зависимости страны от зарубежных производителей, но и о недальновидной политике ЦБ, поддерживающего высокий курс рубля и фактически способствующего росту импорта в ущерб отечественным производителям.

В итоге мы получаем снижение экспортного потенциала своих производителей продукции с содержанием алюминия. Сегодня они уступают свои доли не только на высококонку­рентных рынках Европы и Азии, но и на рынках традиционного присутствия, в том числе в странах СНГ. Россия экспортирует алюминийсодержащей продукции на 100 тыс. т (в пересчете на алюминий) меньше, чем импортирует (всего около 300 тыс. т в алюминии).

— Решаемы ли эти проблемы?

— Вполне. Лучший тому пример — Казахстан, который еще в 2010 году принял государственную программу по поддержке несырьевых секторов экономики, к которым относятся и все отрасли, потребляющие алюминий. К 2015 году Казахстан планирует увеличить долю несырьевого экспорта не менее чем до 40% в общем объеме экспорта (для сравнения: доля несырьевого экспорта России составляет 8%). Снижение доли несырьевого экспорта России отражает не только рост объемов экспорта топлива, но и тот факт, что Россия теряет свою долю на рынках СНГ.

Вывод очевиден: Россия не может себе позволить зависимость от волатильности цен на сырье и обязана в ближайшие годы сделать рывок в сторону развития несырьевых секторов экономики. Поэтому в стране необходимо срочно разрабатывать и внедрять собственную комплексную национальную программу развития и поддержки несырьевых, высокотехнологичных производств, улучшения бизнес-климата, развития несырьевого экспорта и прочего.

На одной из конференций при обсуждении вопроса о недостаточном уровне потребления алюминия в стране один из выступавших недоумевал: «Вот говорят, что в США потреб­ление алюминия в год на человека составляет 24 кг. Они его что, в гамбургеры кладут?» Достаточно долго у нас не было понимания, зачем нам «алюминий в гамбургерах». Сейчас понимание есть, а значит, должны последовать и конкретные действия. Во всяком случае, российский бизнес этого ждет.

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Стоимость проезда в автобусах Красноярска поднимется на 6 рублей Стоимость проезда в маршрутных городских автобусах Красноярска повысится на 6 рублей с 1 февраля 2022 года и составит 32 рубля за поездку. Об…

Алексей Туманин: «Контейнеропоток увеличивается из года в год» 2021-й стал для Красноярской железной дороги годом напряженной и масштабной работы. Росли грузоперевозки, отправлялись по назначению новые контейнерные…

Анна Бель: «Люди уходили в реанимацию и уже не возвращались» Депутат городского совета Железногорска Анна Бель не верила в опасность коронавируса, пока болезнь не поразила всю ее семью и не забрала сына. Врачи вытащили…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»