В марте этого года в красноярском филиале МТС сменился руководитель. В город вернулась директором наша землячка Ольга Медведева, которая начинала карьеру на телеком-рынке еще в «СибЧелендже».
ДЕЛА.ru встретились с Ольгой, чтобы узнать, какие перед ней поставлены задачи, поговорить о сотрудничестве компании с правительством края и ситуации на региональном рынке.
— Сейчас МТС в крае по многим проектам сотрудничает с региональным правительством. Это принципиально для вашей бизнес-стратегии на уровне субъектов федерации?
Директор красноярского филиала компании МТС
Ольга Медведева
— Это взаимовыгодное сотрудничество. Если говорить просто, то основной задачей власти является обеспечение достойного уровня жизни граждан. В этом направлении движется и МТС: во всех регионах страны и в Красноярске, в частности, как крупный социально ответственный бизнес, мы реализуем инновационные проекты, призванные улучшить повседневную жизнь простых жителей, повысить качество и комфорт наших будней.
Взаимодействие с правительством края позволяет нам быть в курсе последних событий и инициатив в жизни региона, и определять в соответствии с ними маркетинговую стратегию компании.
К примеру, еще полтора года назад мы первые среди сотовых операторов запустили в регионе сервис передачи данных между устройствами M2M, что в итоге позволило компании выступить интегратором в проекте по мониторингу транспорта края — 2600 пригородных и школьных автобусов, автомобилей «Скорой медицинской помощи» и судов речного флота. Сегодня мы совместно с правительством края работаем над внедрением новых программ и услуг. Надеюсь, что уже очень скоро с министерством информатизации и связи запустим систему безналичных расчетов за проезд в автобусе с использованием мобильного телефона.
— Хорошо, тогда хочу понять — в этих проектах реально можно заработать компании вашего уровня или это деятельность на перспективу, чтобы потом уже делать бизнес на территории, которая к тебе лояльно относятся?
— В бизнесе всегда есть краткосрочная выгода и долгосрочная перспектива. Участие в подобных проектах, в первую очередь, выгодно компании в стратегическом плане, мы укрепляем и расширяем клиентскую базу. Хотя МТС и так сегодня лидирует в крае по числу абонентов, компания всегда стремится укрепить свои лидерские позиции.
— Говоря «лидеры», вы имеете в виду мобильную связь?
— Да, и рынок передачи данных, мобильного интернета, который сегодня развивается активнее всего, является основным драйвером выручки не только в компании МТС, а в целом на телеком-рынке. Количество пользователей интернет-услуг в МТС постоянно увеличивается, уже с начала года оно выросло на 35%, так же как и объем передаваемого в сети 3G трафика.
При этом также активно развивается и сегмент телематических услуг. Их внедрение — это возможность сделать так, чтобы SIM-карты устанавливались не только в телефоны, но и в модемы, автомобили, счетчики, и другие устройства. В МТС активно растет и рынок мобильных платежей, которые позволяют при помощи мобильного телефона оплачивать услуги третьих лиц. Количество пользователей и транзакций увеличивается более чем в три раза каждый квартал.
Помимо того, что МТС в Красноярском крае выступает интегратором в различных проектах, она также оказывает поддержку ключевых мероприятий для региона. В этом году мы второй раз поддержали студенческий IQ бал, в десятый — турнир по вольной борьбе им. Ивана Ярыгина, в третий раз будем выступать партнером межрегионального форума ТИМ Бирюса. Таким образом, МТС в крае развивает не только телекоммуникационную инфраструктуру, но и помогает развиваться людям. Я считаю, что только так может и должен поступать социально ответственный бизнес.
— Если цинично подойти, какой потом выхлоп от участия в таких мероприятиях?
— Если отвечать так же цинично, как был задан вопрос, то целью бизнеса всегда является получение прибыли. Разница в том, что можно зарабатывать, при этом развивая и среду своего обитания.
Например, я уверена, что активные молодые люди, которые приезжают на Бирюсу, посещают студенческий IQ-бал, в будущем станут успешными бизнесменами, государственными служащими. Уже сейчас они являются лидерами каждый в своей сфере, поэтому повышение их лояльности к бренду компании и людям, которые его создают, является для нас перспективным вложением, результаты которого очевидны.
— А не бывает у вас планерок на тему «вот нас опять просят поддержать, будем в этот раз это делать или не будем»?
— Любое мероприятие, которое мы планируем подержать, рассматриваем в комплексе, с учетом эффективности для укрепления имиджа и стратегических перспектив для бизнеса.
— Расскажите, как вы работаете с негативными отзывами? Я встречал на форумах всплески возмущения про плохое качество связи, разговоры о зонах в городе, где МТС «не ловит»...
— Не стоит забывать, что качество связи — это довольно-таки субъективный показатель, который подчас зависит от настроения клиента или марки его телефона. При этом мы всегда стремимся оперативно реагировать на все претензии, которые к нам поступают, и планируем мероприятия по улучшению покрытия, с учетом поступающих к нам предложений, как от частных, так и от корпоративных клиентов.
Например, в этом году мы запланировали самую масштабную за всю историю МТС в регионе стройку и модернизацию сети. С начала 2011 г. мы уже расширили емкость сети 3G в большинстве городов региона, что позволило увеличить там скорость передачи данных в среднем на 40%. Перед нашими техническими специалистами стоит сверхзадача, до конца года более чем в 48 населенных пунктах Красноярского края будут запущены сети 3G, емкость сетей третьего поколения в Красноярске будет увеличена в два раза.
— У меня ощущение, что операторы «Большой тройки» расходятся в стратегиях все дальше и дальше. Одни двигают проводной интернет активно, вы, как я понял, в этом сегменте почти не играете?
— Стратегия МТС состоит из трех И: интеграция, инновации, интернет. То, о чем вы говорите, относится к интеграции, и для нас основным шагом в этом направлении являлась покупка федерального лидера по предоставлению услуг фиксированного ШПД «Комстар-ОТС». В настоящий момент проводной интернет для физических лиц мы предлагаем в Норильске.
— Но вы все-таки немного опоздали за рынком ШПД?
— По факту в Красноярске МТС сейчас делает ставку на мобильный интернет и развивает его возможности, предлагая разные технологические решения, исходя из задач, поставленных перед нами клиентами. Главное, чтобы в итоге клиенты были довольны результатом, реализация их обычно интересует меньше. Но мы уже ведем переговоры о покупке провайдера и в региональном центре.
— Давайте поговорим про корпоративных клиентов. Каковы ваша стратегия, позиции на этом рынке?
— Сейчас МТС выбирают более 40% компаний всего региона. Примечательно, что с МТС работают лидеры каждой отрасли экономики, и, например, более 90% компаний, работающих в сфере нефтяной промышленности края, являются нашими корпоративными клиентами.
— На Ванкоре тоже ведь ваша связь? И интернет, и голос?
— Да, «Ванкорнефть» — наш клиент, обеспечивать связь на территории месторождения довольно сложно, мы применяем различные технологические решения, в том числе и арендуем спутниковые каналы. Количество абонентов на Ванкоре растет, поэтому в наших планах развивать здесь инфраструктуру сети, также как и на Юрубчено-Тохомском месторождении в Эвенкии. Эти проекты имеют огромное значение для экономики всей страны, и для МТС они важны стратегически.
— Я знаю о проекте прокладки кабеля на Север, который поможет улучшить телекоммуникационную инфраструктуру в Норильске. Вы действительно уже просчитали такой подвиг?
— Сейчас проект просчитывается с точки зрения финансовых затрат, но его реализация необходима, это даст Норильску огромные возможности для развития. Мы будем защищать эту идею, она реалистична.
— Вы просчитываете его реализацию на свои деньги или краевой бюджет как-то должен участвовать, другие компании?
— Пока это проект МТС. Мы рассматриваем вариант реализовать его в сотрудничестве с региональным правительством.
— Вы следили за реформой «Связьинвеста», за консолидацией активов под «Ростелеком»? Ожидали какого-то обострения конкурентной борьбы?
Ольга Медведева: мне всегда хотелось вернуться в Красноярск
— Любой бизнес ориентируется на ситуацию на рынке, но, я считаю, что мы выбрали правильный вектор развития. Даже если произойдет изменение конкурентной ситуации, мы всегда сможем обернуть его в свою пользу, ведь решение интересных, сложных кейсов — возможность выйти на новый уровень. У МТС для того, чтобы выигрывать, есть все ресурсы, сильнейшие позиции, уже достигнутые результаты и высокая корпоративная культура.
Как специалист по работе с персоналом могу сказать, что конкуренты не могут похвастаться такими системами управления, которые работают в МТС, а также методами развития сотрудников. При этом наша команда очень молода, средний возраст работников — 30 лет.
— Недавно вы назначены директором красноярского филиала. А как вы вообще попали в этот бизнес?
— Я работала в одной из консалтинговых компаний Красноярска, мы привозили в край интересных бизнес-тренеров, успешных консалтеров, потом создали с коллегами собственную компанию «Тренинг Холл». В процессе этой деятельности я познакомилась с директором «СибЧеленджа» Александром Маришиным, который и пригласил меня на должность заместителем начальника отдела по работе с персоналом. Это было как раз тогда, когда МТС покупал «СибЧелендж», в сентябре 2003 г. В ноябре того же года я поехала в Москву в МТС, чтобы перенять опыт обучения персонала. Во время этой поездки московские руководители пригласили меня на ассессмент-центр.
— Что такое ассессмент-центр?
— Процедура оценки менеджерских компетенций сотрудника по множеству параметров, в результате которой я получила назначение на должность HR-директора МТС-Сибирь. Потом была должность HR-директора МТС-Москва, но мне всегда хотелось вернуться в Красноярск, я люблю этот город. В Красноярске другое ощущение жизни, и тут тоже присутствуют колоссальные возможности для развития себя и бизнеса, это мне очень нравится. Тем более что сегодняшняя должность позволяет попробовать себя в новой роли. Для меня, чем сложнее, тем интереснее.
— Вы сменили на посту Людмилу Федорову, не могу не спросить в конце разговора, почему в Красноярске в МТС все время такие красивые руководители филиалов? Это тоже стратегия?
— Спасибо, я считаю, что именно Сибирь и ее потрясающая природа делает своих жителей красивыми, закаляет характер и дает человеку все необходимое, чтобы развиваться и добиваться успеха.
Дмитрий Болотов
ДЕЛА.ru