интервью

Олег Гончеров: «Ситуация с ремонтом дорог не устраивает никого»

В Красноярске завершился сезон дорожных работ, в очередной раз оставив после себя не только новые кварталы и проезды, но и такие же новые ямы и трещины. О том, что мешает дорожникам работать качественно и что предстоит сделать власти, чтобы все городские дороги наконец обрели проезжий вид, ДЕЛА.ru побеседовали с руководителем департамента городского хозяйства мэрии — заместителем главы города Олегом Гончеровым.

Олег Гончеров— Олег Васильевич, каковы в целом итоги нынешнего дорожного сезона? Увеличился ли объем работ по сравнению с прошлым годом?

— Если брать объем работ в целом, то он не увеличился, просто изменились некоторые приоритеты. Мы так же, как в предыдущем году, продолжали заниматься обустройством парковочных мест, оптимизацией дорожного движения. Но к этому добавилось, например, благоустройство дорог к садоводческим обществам, и в этом направлении был выполнен достаточно большой объем работ.

Всего в течение сезона в ремонте находилось 598 объектов улично-дорожной сети, к работам привлекались 55 подрядных организаций. На всю программу ремонта автотрасс, магистралей, внутриквартальных и дворовых проездов было выделено более 825 млн руб.

В общем дорожный сезон закончился удовлетворительно. Но мы сделали для себя некие выводы — в частности, по проблеме недобросовестных подрядчиков. Она существовала всегда, зачастую средства по итогам года не осваивались, нужные объемы работ не выполнялись: следовательно, мы имели разбитые дороги и парковки, неблагоустроенные проезды.

По сравнению с прошлым годом нарушений, к сожалению, меньше не стало. По итогам этого сезона можно констатировать, что 28-30% всех объектов подрядчики сдавали с той или иной долей брака. Правда, раньше этот процент равнялся 50. Положительный момент в том, что нарушения выявлялись на ранних стадиях и подрядчиков обязывали устранить их в сроки, когда это еще позволяли погодные условия.

В целом, конечно, сложившаяся ситуация с ремонтом дорог никого не может устроить — ни жителей города, ни его главу.

— Да, и на недавнем совещании по итогам дорожного сезона мэр сильно раскритиковал работу администрации и руководства муниципальных предприятий в области контроля качества ремонта и допуска подрядчиков. Какие меры принял департамент и какие ошибки вы намерены учесть при проведении работ в 2013-м?

— По каждому конкретному подрядчику, нарушившему условия договора, мы обращаемся в суд с целью расторжения муниципального контракта, после чего включаем такую компанию в список недобросовестных. Эта работа у нас ведется постоянно.

Чтобы на следующий год нам избежать нынешней «работы над ошибками», мы намерены назначить проведение процедуры конкурсного отбора подрядчиков на более ранние сроки. Это позволит быстрее провести первые торги, раньше начать работы и закончить сезон, чтобы не допустить ситуации, когда асфальт укладывают в дождь и снег.

Далее. Мы намерены перейти к практике долгосрочных контрактов, чтобы получить готовый объект в этом году, но заплатить за работу по частям: половину сейчас, а остальное потом, например через год, после того как дорожное покрытие уже будет испытано. В итоге мы думаем, что мелкие компании, «однодневки», которые сегодня оказываются в числе недобросовестных подрядчиков, из-за отсутствия достаточного запаса финансовых средств просто не смогут принимать участие в конкурсах на проведение таких работ.

Если дорога сделана плохо, подрядчик может остаться без финансирования. Такая схема применяется уже и сейчас. Никто из подрядчиков не получил оплату за свою работу, пока не устранил все замечания либо не переделал работу за свой счет. По предписаниям надзорных органов в нынешнем сезоне дорожно-ремонтные организации выплатили в бюджет города 7 млн 652 тыс. руб. в качестве штрафов за нарушения качества, технологии работ и несоблюдение контрактных сроков: это почти втрое больше, чем в прошлом году. В нынешнем году за счет подрядчиков было переделано 14 500 кв. м асфальтобетонного покрытия, не приняты работы в объеме 1500 кв. м.

С нового года мы хотим изменить соотношение аванса и полного расчета за выполненные работы: уменьшить авансовую часть и сделать, например, 50 на 50 — так будет больнее. Также будем устанавливать более жесткие сроки по гарантийным обязательствам. Они были и раньше, но контроль со стороны заказчика за их соблюдением велся неэффективно. Теперь все, такая практика прекращена, у нас налажен четкий учет каждого объекта. В случае если он не вписался в гарантию, а подрядчик откажется устранить брак, дело пойдет в суд, затем эта компания окажется в «черном списке» и так далее.

Гончеров и Акбулатов на пр. Мира
В результате проверок подрядчику ремонта на пр. Мира — компании «Красноярскдорремстрой» — пришлось за свой счет переложить более 14,5 тыс. кв. м асфальтового покрытия

Мало того, в следующем году мы намерены уйти от практики выставления на аукцион какого-то отдельного небольшого объекта. Будем максимально укреплять лоты, чтобы на такие работы заявлялись только самые сильные подрядчики.

В сами условия муниципального контракта будет включаться его финансовое обеспечение. Подрядчика обяжут либо самостоятельно обеспечивать контракт, либо получать финансовую гарантию от банка.

— Не ограничат ли эти меры конкуренцию на рынке дорожно-строительных компаний Красноярска?

— Ни в коем случае. Такие возможности по созданию условий конкурса предусмотрены и 94-ФЗ. Это не наше ноу-хау. Но таким образом администрация пытается по максимуму решить проблему с подрядчиками.

Помимо перечисленного предусмотрены и другие меры. Например, раньше у нас не было обязательным условием предварительное проведение экспертизы строительных материалов, таких как бордюрный камень или асфальтобетонная смесь. Теперь в городе появились специализированные лаборатории, и мы можем смело включать экспертизу в условия контракта. Это исключит появление бордюров, которые разваливаются, или некачественного асфальта.

— А есть ли в Красноярске компании, которые соответствуют таким расширенным требованиям?

— Вы знаете, у нас нет компаний, которые заранее, до заключения контракта, собираются работать плохо. Быть может, есть недоученные, те, кто стремятся любой ценой сэкономить… В новых условиях они задумаются, прежде чем заявиться на аукцион.

На мой взгляд, недобросовестные фирмы — это те, которые, выполнив определенный объем работ, все полученные за него средства направляют не на развитие производства, а себе в карман, а потом ожидают очередного аукциона. Когда оплата за работы будет поделена на два этапа, они изменят свое отношение к тендерам. У них будет выбор — вообще покинуть рынок либо развиваться, расширять производство, формировать некий финансовый запас, а не растаскивать деньги.

Мы порой сталкиваемся с тем, что в выигравшей подряд компании числятся только директор и бухгалтер, а для выполнения работ она идет на улицу и нанимает субподрядчиков. Такого быть не должно.

— Может, нам действительно нужно привлекать фирмы из других городов, как говорил Акбулатов? И они будут работать более ответственно…

— В принципе, мы осуществляем торги на федеральной площадке, и к нам может для участия в них заявиться кто угодно, в том числе какая-нибудь международная фирма. Пусть компании из других городов, если им это выгодно, приходят, показывают, как они умеют работать. Мы приглашаем всех, лишь бы качество не страдало.

По итогам этого сезона мы намерены провести «работу над ошибками» и в муниципалитете. В ближайшее время по всем нашим предприятиям и учреждениям пройдет аттестационная комиссия. Посмотрим, кто достоин работать в команде нового главы города, а кому надо учиться или вообще сменить место работы. По каждому направлению мы будем подбирать профессионалов узкого профиля.

— Мэр ранее заявлял об увольнениях ряда руководителей в администрации и муниципальных предприятиях, ответственных за дороги. Кто-то уже уволен? Кто именно?

— Да. Акбулатов называл троих, все они уволены.

— А что, на ваш взгляд, первично в решении дорожной проблемы: увеличение финансирования или усиление ответственности?

— Все связано. Что касается финансирования, то оно ежегодно растет. В бюджете 2013–2014 гг. предусмотрены большие объемы расходов на ремонт дворовых проездов, дорожной сети, строительство новых дорог. Но эти деньги надо использовать с максимальной эффективностью. К тому мы сейчас и идем. Эффективнее должны стать изначальная подготовка документации, проведение работ, их контроль. Должны быть более эффективно организованы и сами конкурсы. Если мы торгуем работы на маленьком объекте, никакой экономии в результате не получается, но если формировать один общий лот, миллионов на 50, выходит около 5-7 млн руб. экономии. Эти средства можно направить на ремонт еще какого-то объекта. Мы намерены пользоваться таким рычагом. Также будем, как уже говорилось, заключать контракты жизненного цикла, на весь период гарантийных обязательств, чтобы не ждать, когда что-то отвалится, а заставить подрядчика присматривать за своими объектами.

Кроме того, департамент берет на себя обязательство контролировать большегрузную технику, которая осенью и весной «ломает» дороги. Будем сотрудничать с передвижной лабораторией и совместно с ГИБДД штрафовать нерадивых водителей. В связи с этим весной возможно проведение масштабной акции по разъяснению, где в городе разрешено ездить грузовикам. Те компании, которые не смогут обойтись без этого, возможно, должны будут получать разрешение на платной основе — эти деньги потом можно будет направлять на восстановление дорожного покрытия.

Запланирована также ревизия асфальтобетонных заводов: их у нас около 40, и сегодня кто что хочет, то и варит. Сотрудничать с нами останутся только те, которые выпускают качественную продукцию. А те, что не выпускают, пусть стоят, удачи им.

— Какие ключевые дороги и магистрали, как, к примеру, пр. Мира, вы намерены предложить для ремонта в 2013 г. помимо дворов и проездов? Есть ли уже хотя бы предварительный перечень?

— Здесь я немного поосторожничаю. Конечно, у нас есть планы, мы их показывали при защите проекта бюджета, но согласно нашим договоренностям с жителями города все объекты, предполагаемые к ремонту, как во дворах, так и в уличной сети, будут публично обсуждаться в интернете в течение месяца.

Да, приоритеты уже выбраны с точки зрения пожеланий красноярцев и предварительно обсуждены, но, возможно, сейчас горожане уже готовы предложить новые. Мы хотим еще раз удостовериться в правильном выборе и собрать новые пожелания, чтобы, к примеру, заранее заказать проектную документацию. И если удастся сэкономить во время торгов, включить в ремонтную программу еще и эти дороги.

Татьяна АЛЕШИНА
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

В Красноярске прошел IX Съезд депутатов Красноярского края В Красноярске прошел IX Съезд депутатов Красноярского края – «большая депутатская планерка», где обсуждаются актуальные для региона проблемы.

Александр Новиков: «Люди готовы принимать решения в сфере благоустройства» В Красноярском крае началось голосование по выбору общественных пространств, которые благоустроят в 2022 году.

Евгений Гаврилов: «КЭФ для молодежи стал возможностью реализовать себя» Красноярский экономический форум в этом году открылся традиционной молодежной площадкой под названием «Поколение – 2030». Мероприятие…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»