ДЕЛА.ru беседовали с главой Красноярска полгода назад. В отличие от того долгого разговора нынешний целиком касается новых болевых точек города, вопросов, которые больше всего волнуют красноярцев именно сейчас.
Эдхам Акбулатов, глава Красноярска
– Эдхам Шукриевич, Красноярск скоро будет отмечать очередной День города. Но хочется говорить не о достижениях ко дню рождения, а о проблемах, событиях, по которым поступает много противоречивой информации.
Например, о ситуации в городском ЖКХ и задержании Валерия Грачева. Оно стало громом среди ясного неба: все знают, что богатые красноярцы играют важную роль в жизни города. Например, после ареста Грачева стало известно, что «КрасКом» сократил программу ремонта сетей на 500 млн рублей. Как вы все это оцениваете и каким образом город будет выходить из положения?
– Я не буду комментировать тему ареста Грачева, поскольку не имею к этому отношения. Но, безусловно, для города важна устойчивая и бесперебойная работа предприятия «КрасКом». На сегодня все плановые работы по испытанию и ремонту сетей проводятся по графику.
Что касается программы, то ее сокращение не связано с решением одного из членов совета директоров. Недоремонты 2015 года необходимо будет компенсировать в программах 2016 и 2017 годов. Я поставил перед департаментом городского хозяйства задачу оценить эти корректировки, чтобы предусмотреть выполнение самых необходимых мероприятий в оптимальные сроки.
Экономические сложности касаются не только «КрасКома», но и всех РСО: приходится корректировать программы, применять менее затратные решения. Считаю, что резервы для этого имеются.
– Городу и краю принадлежат соответственно 11 и 15% «КрасКома». Есть ли у власти в связи с этим рычаги воздействия на компанию?
– К сожалению, они крайне ограничены.
Тем не менее, с моей точки зрения, степень контроля за деятельностью этого предприятия должна быть повышена.
Мы готовим соответствующие предложения, которые, надеюсь, будут поддержаны на всех уровнях государственной власти.
Администрация и ранее принимала участие в работе компании. За два года мне пришлось взять на себя инициативу по разработке инвестиционной программы «КрасКома», которая была утверждена министерством ЖКХ края. На ее основе осуществлялось техприсоединение новых потребителей, позволившее мобилизовать средства на развитие сетей.
– А как вы относитесь к предложению, на мой взгляд, популистскому, вернуть «КрасКом» в муниципальную собственность?
– Это сложный проект, поскольку система водоснабжения не может быть остановлена ни на мгновение. С моей точки зрения, здесь надо семь раз отмерить, прежде чем резать.
Требуется принимать то решение, которое окажется наиболее эффективным.
– Давайте теперь о другой проблеме. Одна из постоянных тем нашего издания – общественный транспорт. Коммерческие перевозчики периодически предоставляют ДЕЛА.ru актуальную информацию. Действительно ли сейчас ситуация такова, что муниципальные автопредприятия увязли в долгах, и к осени многие из них не смогут функционировать в нормальном режиме?
– Я с этим не согласен. Проведенные нами балансовые комиссии показывают, что драматических долгов у муниципальных автопредприятий нет. Есть текущие долги, обязательства по расчетам с поставщиками и кредиторами… Считаю, что транспорт будет работать устойчиво, для заявлений о кризисе в этой сфере нет никаких оснований, дополнительных субсидий не планируется.
– А что вы думаете об истории с транспортными картами – заявлениях коммерческих перевозчиков, что они не могут больше перевозить пассажиров со скидкой себе в убыток?
– С их стороны это, на мой взгляд, один из способов возродить вопрос о повышении тарифа на проезд. Но я не вижу в этом необходимости: заложенная в нынешний тариф стоимость топлива, основной затратной части в этой отрасли, даже выше, чем его рыночная цена сегодня. Я благодарен перевозчикам, которые согласились продолжить работу по транспортным картам. Промежуточное решение достигнуто, но мы вернемся к этому вопросу через некоторое время.
Конечно, нам надо детальнее подойти к анализу малонагруженных маршрутов. Возможно, необходимо будет корректировать транспортную схему города, тем более что есть такое поручение губернатора.
Какие-то маршруты, вероятно, будут проанализированы, после чего мы сможем вернуться к вопросам субсидирования. Сейчас информация от муниципальных и частных предприятий разнится. Наверное, придется заказывать дополнительные исследования, но, я уверен, объективное решение будет найдено.
– Как вы относитесь к заявлениям перевозчиков, что они работают себе в убыток?
– Я слышу эти слова уже, наверное, лет 15, но предприятия продолжают работать и развиваться. Понимаю, что это непростая сфера, на рынке транспортных услуг есть кризис перепроизводства. Решить этот вопрос возможно, в частности, за счет перераспределения маршрутов движения, учитывая появление новых микрорайонов.
– Частный случай: в микрорайоне Покровском даже нет места, чтобы автобусы могли разворачиваться.
– В Покровском отдельные улицы не доведены до проектных габаритов. Мы рассматриваем продление ул. Мужества с примыканием к другим дорогам. Есть и другие районы, где требуется исправить ситуацию. Обслуживание новых жилых районов должно строиться по новым схемам: необходимо ориентироваться на транспортно-пересадочные узлы, стыковку маршрутов между собой.
В целом одной из задач муниципалитета является формирование в Красноярске системы пассажирского транспорта, которая предполагает взаимосвязанную карту маршрутов с точками пересечения в единых транспортно-пересадочных узлах, которая предусматривает наличие удобной для людей формы оплаты за проезд.
– Красноярцы избалованы беспересадочными маршрутами…
– Да, это и породило кризис перепроизводства в транспортной сфере, который привел к тому, что у нас завышенные тарифы на проезд. Если мы будем двигаться по другой схеме, то и тариф у нас будет корректироваться в меньшую сторону.
В идеальном варианте цена проезда могла бы быть уменьшена на 15–20%.
Надо постепенно корректировать сеть, в первую очередь, подключая к ней вновь создаваемые жилые районы. Такие как Утиный Плес, Покровский, будущий район на Мичурина. Тем более что на сегодняшний день менее 5 процентов пассажиров, пользуясь длинными маршрутами проезжают через весь город. Но одномоментно прийти к новой схеме невозможно, это процесс эволюционный.
– С общественным транспортом напрямую связана тема платных парковок. Как раз на днях инвестор проекта заявил, что они заработали в полную силу, и тех, кто не рассчитывается за парковки, будут штрафовать – но юридических механизмов для этого нет до сих пор.
– Вы, очевидно, имеете в виду закон, который предполагает штрафы за неоплату парковки. Мы пока не инициировали этот вопрос в Заксобрании.
Инвестор говорил о другом. Сейчас в Красноярске в качестве пользователей платных парковок зарегистрированы более 3 тысяч человек. Многие из них оплачивают услугу каждый день. Речь идет о том, что, поскольку завершился тестовый этап проекта, абонентам будет направляться информация о накопившемся с 1 июня долге. Это не предъявление штрафа, а предложение погасить долг. Считаю, что это правильно: мы должны информировать людей о том, как они пользуются услугой.
Проект платных парковок развивается поэтапно. Цель его и для администрации города, и для жителей заключается в том, чтобы обеспечить повышение скорости движения через центр, и в первую очередь, для общественного транспорта.
Уже дало свои результаты закрытие карманов по правой стороне движения, нанесение разметки выделенных полос. Большое количество автомобилистов пользуются и бесплатными перехватывающими парковками на набережной, около торгово-развлекательного комплекса «КомсоМОЛЛ»: а ведь все эти машины раньше стояли на улицах центра, создавая помехи движению.
Мы откорректировали знаковую информацию, которая в отдельных местах была установлена ошибочно. Постоянно находимся в контакте с общественными организациями, которые оценивают проект. Сейчас город вступает в новый этап: задача заключается в том, чтобы платная парковка как механизм регулирования движения в центре была максимально комфортна для всех, кто ею пользуется, и всех, кто проезжает по центральным улицам.
В ближайшее время планируется создать еще 700 дополнительных платных парковочных мест с привлечением инвестора – тоже через конкурс.
В бюджете денег недостаточно, и вполне обоснованным является приглашение к реализации проекта компаний на основе муниципально-частного партнерства.
Конечно, платные парковки затрагивают всех. Администрация получает много писем. Подавляющее большинство мнений – проект хороший, но есть нюансы, на которые надо обратить внимание.
Например, бизнесмены, которым принадлежат магазины или кафе в центре, предлагают – после закрытия правосторонних карманов – за свой счет устраивать карманы по левой стороне. Я считаю, мы можем найти консенсус со всеми, чьи интересы затрагивает проект.
– А инвестор не разочаровался в результатах?
– Мы периодически встречаемся и с представителями «Инфокома», проводим совещания. Да, подрядчика есть за что покритиковать, к примеру, привезли 35 паркоматов, из них работают 24. Тем не менее, процесс внедрения идет, вижу, что компания настроена серьезно, и рассчитываю, что она выполнит взятые на себя обязательства.
– Едва ли не такой же резонансной темой этого года, как платные парковки, стало строительство крематория. Мне кажется, эту проблему обострили искусственно. Похоже, что здесь столкнулись бизнес-интересы определенных людей, которые реализуют свои желания через своих представителей в горсовете. Как вы считаете, ситуация разогрета намеренно?
– Безусловно, это так. В таком большом городе, как Красноярск, крематорий необходим, об этом говорит и большинство горожан. Я выносил предыдущее решение о строительстве крематория на рассмотрение депутатов горсовета и в ближайшее время сделаю это повторно.
Представляя деловое издание, вы, думаю, понимаете, что многое в нашем городе диктуется конкуренцией. В данном случае горсовет оказался заложником ситуации, возникшей в среде различных бизнес-группировок. Считаю необходимым искать наиболее рациональное решение.
Единодушия по этому поводу не будет, это ясно, но я вижу свою задачу в том, чтобы убедить как можно большее число депутатов в необходимости принять положительное решение о строительстве крематория.
Мне безразлично, кто будет его собственником, – важно, чтобы это учреждение было построено и работало в соответствии с этическими и экологическими нормами.
– Кстати, как деловое издание, мы все время натыкаемся на аналогичные примеры скрытой от глаз обычных граждан борьбы бизнес-структур между собой. Не пора ли вынести ее в открытое информационное пространство и называть вещи своими именами: кто за кем стоит, кого из депутатов кто кормит?
– Чего вы хотите этим добиться? Новых пиар-кампаний?
– Гласности.
– А что такое гласность? Это донесение своей позиции до общественности. И она зависит от масштаба пиар-кампании. Кто-то информирует людей, общаясь с ними лично, кто-то делает это с экрана телевизора, кто-то собирает митинги… Не секрет, что на различного рода публичные мероприятия, слушания приходят ангажированные люди, которых не интересует решение: они лишь зарабатывают деньги. Это гласность? Нет, думаю, что это манипуляция.
Чтобы возникла гласность, общественность должна быть заинтересована в получении информации.
Тот же пример с крематорием… Красноярцы говорят, что городу крематорий нужен, а кто будет его собственником – это им вряд ли важно. Подковерными играми интересуется ограниченный круг людей, узкий круг бизнесменов. Обществу они безразличны.
– Вы упомянули слушания. Я знаю вашу позицию по поводу внесения поправок в устав о прямых выборах мэра. Но ту тонкую прослойку общества, которой интересна политика, всколыхнуло недавнее проведение слушаний по этой теме и противоположное их итогам решение комиссии. Как к этому относитесь вы?
– Я отношусь к этому очень четко и понятно. Нам необходимо привести устав города в соответствие с федеральным и краевым законодательством – это обязанность власти.
Странно будет выглядеть ситуация, если городской совет откажется соблюдать закон.
Последует реакция прокуратуры, выйдет предписание прокурора и решение суда привести устав в соответствие закону в принудительном порядке. На прошедших слушаниях обсуждали желание сохранить прямые выборы, но чтобы обсуждать их, надо вносить поправки в краевой закон. Возможно, это и будет сделано, но пока мы должны решить только одну задачу, с уставом, поэтому я поддержал решение комиссии и считаю его правильным.
Что касается выборов мэра, то вопрос пока не внесен в повестку горсовета. Когда он будет внесен, тогда и начнется его обсуждение.
Эдхам Акбулатов: вопрос о выборах мэра пока не внесен в повестку горсовета
– Эдхам Шукриевич, вновь сменим тему. Всех очень волнует четвертый мост. Не получится ли так, что переправа будет сдана, а пользоваться ею из-за отсутствия подъездных путей мы не сможем?
– Конечно, такая ситуация недопустима. Движение по мосту будет организовано. Сейчас формируются подходы первой очереди: эстакада на правом берегу, в районе ул. Свердловской, по которой можно будет заезжать и съезжать с моста, и пока единственный левобережный съезд на Дубровинского. В ближайшее время по этому объекту будет определен подрядчик, торги уже объявлены, работы должны завершиться в октябре. Финансирование идет за счет субсидий краевого бюджета.
Замечаний по проектной документации дороги было много, от проектировщиков требовали наиболее оптимальных решений. И первоначальную цену в 1,5 млрд рублей в конечном варианте удалось урезать до 260 млн.
– Ничего себе… Какое серьезное сокращение.
– Дело в том, что можно применять разные технические решения. Например, в первом варианте предполагалось строить Предмостную площадь. Я считаю, пока это не актуально и заниматься следует только проезжей частью, этот съезд впоследствии будет второстепенным, а основной станет дорога по ул. Волочаевской. Сейчас мы работаем над тем, чтобы освободить створ улицы. Объявлена муниципальная нужда, уже началось возведение дома в районе ул. Пастеровской в Октябрьском районе, квартиры в котором предоставят переселяемым с Волочаевской жильцам – это более 400 семей.
Первым этапом строительства основного левобережного съезда станет дорога до ул. Чкалова, далее – по Кецховели до Копылова. Развязка планируется примерно на пересечении Копылова, Годенко и Южного проезда, там, где сейчас стоит учебный школьный комбинат. Это будет объект в двух уровнях, который позволит направить потоки транспорта в разных направлениях, – мощное инженерное сооружение.
Проект несопоставим даже со строительством ул. Копылова в начале 80-х годов: масштаб намного больше. Кроме того, когда строился Копыловский мост, людям из снесенных домов давали квартиры в Солнечном. Сегодня все иначе, мы по законодательству должны учесть интересы граждан, предложить условия, с которыми люди согласятся. А если нет, то в судебном порядке определить, какая компенсация будет справедливой.
Поэтому и дома для переселенцев строятся в том же районе, чтобы людям не приходилось менять привычную обстановку. В дальнейшем планируется также строительство на ул. Крайней.
В любом случае мы обязаны предложить всем жителям подходящие варианты решения их жилищной проблемы: никто не собирается заниматься волюнтаризмом и решать задачу силовыми методами.
Способы разрешения конфликтов будут максимально цивилизованными. Впрочем, это должно касаться и всех действий городской власти.
– Эдхам Шукриевич, я понимаю, что мы все время с вами говорим только о проблемах, нашим читателям важно знать ваше мнение по острым вопросам, и все-таки в конце интервью хочу вспомнить о Дне города, в котором я родился и который очень люблю. Что вы хотели бы сказать красноярцам в преддверии этого праздника?
– Уважаемые читатели! Пользуясь случаем, поздравляю вас с 387-летием Красноярска. Учитывая профиль издания, желаю всем успехов в бизнесе, и той сфере деятельности, которой вы занимаетесь, появления новых предприятий, реализации новых проектов. Всем, кто так или иначе участвует в развитии города, – процветания и благополучия.
Дмитрий БОЛОТОВ
ДЕЛА.ru