Финалисты проекта «Зоркий на дорогах», который телепрограмма «Коробка передач» осуществила совместно с клиникой «Ирис», сделали операции по коррекции зрения и привыкают к жизни без линз и очков.
Победителем конкурса, получившим право на бесплатное исправление близорукости, стал водитель автобуса Максим Данилин — в результате жеребьевки.
«Вначале я думал, что это все неправда. Но отправил свой видеоролик на всякий случай. И звезды встали так, что я вообще выиграл», — говорит водитель, который в итоге улучшил зрение с минус четырех до единицы. Еще трое из четырех финалистов — Ксения Шуринова, Галина Иванчина и Илья Лагунов — сделали операции, воспользовавшись подаренным им сертификатом на скидку в 25%.
Операция не повлияла на график работы Данилина: больничных дней при лазерной коррекции не требуется, и уже через 4 часа после нее врачи разрешают садиться за руль. Воспользовались «новым зрением» и другие финалисты.
«Буквально на второй день я уже поехала за рулем по делам, в общем, сразу все испробовала, — говорит Галина Иванчина. — Появилось даже больше, чем я ожидала на самом деле. Вижу все, мне кажется, у меня появились глаза даже где-то там сзади на затылке».
Победителем проекта «Зоркий на дорогах» стал водитель автобуса Максим Данилин
Как известно, с проверки зрения начинается любое врачебное обследование перед получением водительских прав: от зоркости водителя безопасность движения зависит напрямую. При этом по существующим законам справку о зоркости надо предоставлять лишь один раз в три года, за которые зрение может заметно «подсесть». Впрочем, ответственность за свою безопасность на дороге каждый должен сознавать вне зависимости от любых регламентов.
О том, что нужно иметь в виду — в прямом смысле слова — каждому, кто садится за руль, ДЕЛА.ru поговорили с врачом-офтальмологом, директором клиники «Ирис» Олегом Гетто.
Установить, что именно плохое зрение стало причиной ДТП, непросто, и подобной статистики в краевой ГИБДД не ведется. Собственно, вопросы о подслеповатости водителей вообще находятся вне сферы компетенции дорожных полицейских.
«Решать, в состоянии ли человек водить машину с определенными показателями остроты зрения, могут только медики, а не сотрудники полиции. Наше дело — выдать либо не выдать удостоверение по врачебному вердикту. Нарушения зрения мешают за рулем точно так же, как и в жизни: человек либо видит, либо нет», — говорит старший инспектор по пропаганде управления ГИБДД по Красноярскому краю Галина Круглова.
Медики, в свою очередь, уверены, что плохое зрение становится причиной не просто части, но большинства трагедий на дорогах.
«Чтобы понять, какую роль играет фактор ослабленного зрения в ДТП, можно представить себе езду на машине с завязанными глазами. Именно так ездят люди с ослабленным зрением. Большинство аварий случается из-за медленной реакции водителя на сложившуюся дорожную ситуацию: при сниженном зрении скорость реакции замедляется в разы. Особенно это проявляется в темное время суток. Поэтому большинства трагедий можно было бы избежать, если бы все водители имели хорошее зрение, и это бесспорный вопрос», — говорит Олег Гетто.
Согласно приказу Минздрава, сегодня в России и многих других странах для получения прав «лучший» (поскольку зрение глаз часто бывает разным) глаз водителя должен видеть с остротой не менее 0,5, а худший — не менее 0,25. Норма при этом для обоих глаз — единица.
Причиной ДТП часто становится близорукость водителя
Причина установки ограничений при близорукости вполне оправданна.
«Любое снижение зрения без его коррекции становится опасным для вождения автомобиля. К примеру, по законам физики у человека с близорукостью 1 диоптрия фокусное расстояние, то есть дальнейшая точка хорошего видения, находится на расстоянии в 1 метр. Все, что дальше, этот человек видит с трудом. А теперь усложните ситуацию, посадив его в движущийся автомобиль! У человека с близорукостью в 2 диоптрии фокусное расстояние — только 0,5 метра. Все, что дальше, — размыто».
В случае если острота зрения ниже 0,5 для одного глаза и 0,25 — для другого, необходима ее коррекция с помощью очков.
Близоруким в России права выдаются только на управление транспортными средствами категорий А и B, причем в свидетельстве должно быть написано «Носит очки» — что означает обязательное требование возить с собой в машине запасной «аксессуар». Даже если водитель давно заменил его линзами, иметь очки при себе обязательно (логика такова: от линз глаза должны отдыхать).
На практике же близорукие люди часто садятся за руль и без линз, и без очков.
«Нужно сказать, что большинство водителей с небольшой близорукостью в 1 диоптрию не пользуются какими-либо видами коррекции, так как для жизни им хватает этого зрения, — говорит Олег Гетто. — Для жизни — да, но только не для безопасного вождения автомобиля».
Мало того, коррекцией зрения пренебрегают даже заметно страдающие от близорукости граждане.
«Как окулисты мы очень часто становимся свидетелями, что люди пользуются автомобилями, имея близорукость в 6–8 диоптрий и не нося даже очков. Каждый раз, выходя на улицу или садясь в автомобиль, мы представляем таких водителей на дороге, и холодок проходит по спине. Пациенты часто хвастаются нам, что не могут отличить на дороге женщину от мужчины, но при этом водят автомобиль. Именно эта ситуация заставляет нас привлекать внимание к проблеме, проводить акции и бесплатные операции на глазах, увеличивая безопасность на дорогах», — отмечает директор клиники.
К их числу относится и акция «Зоркий на дорогах», которую совместно с клиникой «Ирис» «Коробка передач» провела уже во второй раз.
Коррекция зрения нужна уже при его остроте ниже 0,5
Специалисты советуют устранять проблему плохого зрения именно оперативным вмешательством, поскольку очки не всегда работают на безопасность.
«Очки для вождения — слабые помощники, особенно при наличии высокой степени близорукости или астигматизма. Дело в том, что по законам физики в таких случаях только центр очкового стекла дает необходимую компенсацию зрения, в остальном же поле стекла очков происходит искажение линий, — говорит Олег Гетто. — В экстренных ситуациях вождения автомобиля это просто недопустимо, так как для того, чтобы хорошо видеть, водителю в очках приходится постоянно вертеть головой, а не только глазами, как это делают водители с хорошим зрением».
По словам специалиста, даже для того, чтобы посмотреть в зеркало заднего вида, носящему очки приходится поворачивать голову — а это потеря драгоценных секунд, которых может не хватить для принятия решения, особенно при современных скоростях транспортного потока. К недостаткам очков относятся и ограничение поля зрения, а также возможности разбить их или просто где-то забыть.
«Показательным являлся случай из нашей практики, когда девушка, наблюдавшаяся у нас много лет и не решавшаяся на операцию, вдруг потребовала как можно скорее провести ей лазерную коррекцию, — рассказывает Гетто. — Это решение возникло после того, как ее подруга попала в ДТП, и сработавшая подушка безопасности, разбив очки, повредила глаз, спасти который не удалось».
По мнению Гетто, коррекция зрения с помощью лазера является самым современным и эффективным способом лечения близорукости.
«Лазерная коррекция зрения, которая полностью компенсирует близорукость, устраняет астигматизм и восстанавливает зрение, снимает все негативные моменты. Сама процедура занимает не более 15 минут, а результат является пожизненным. Никакие физические или зрительные нагрузки не могут повлиять на результат операции. За руль автомобиля можно садиться уже на следующий день после операции без каких-либо ограничений. Ну а все неудобства, связанные с ношением контактных линз или очков, остаются в прошлом и быстро забываются», — говорит директор клиники «Ирис».
После коррекции у пациентов значительно улучшается качество жизни.
«В линзах я не мог, допустим, смотреть 3D, не ходил в кинотеатры, а сейчас, проверил на выходных, эффект чувствуется, все видно. В целом, можно сказать, началась новая жизнь. Детализация изображений появилась, глубина резкости, которых раньше не было. Как говорят — вот есть третья строчка снизу, а видно вторую», — говорит Илья Лагунов, один из финалистов «Зоркого на дорогах».
Результат лазерной коррекции является пожизненным
По мнению Галины Иванчиной, мир вокруг обрел новые краски:
«Все у меня разделилась на данный момент на «до операции» и «после». Я вообще другой человек, началась новая жизнь».
По словам Олега Гетто, лазерная коррекция применяется в мире уже четверть века. Это подтверждает, что негативных последствий у операции нет даже в отдаленном периоде.
Благодаря точности и безопасности такого вмешательства в мире ежегодно проводится более 3 500 000 лазерных коррекций зрения.
«Что важнее: иметь хороший автомобиль или хорошее зрение? Важно и то, и другое. Позаботитесь о вашем зрении, чтобы ваш «железный друг» не превратился в груду металла», — резюмирует офтальмолог.
Татьяна Алешина
ДЕЛА.ru
на правах рекламы