статья

Послабление малому бизнесу вышло формальным

На прошлой неделе Владимир Путин подписал два федеральных закона, призванных упростить процедуру создания юридических лиц. Казалось бы, отличная новость для тех, кто собирается открыть или укрупнить свой бизнес. Однако по сути изменения не облегчат процесс, считает налоговый консультант Светлана Пентегова.

Печать
В России упростилась регистрация бизнеса — но и раньше, по мнению эксперта, она была не слишком сложна

Президент подписал 129-ФЗ и 107-ФЗ 5 мая 2014 г., исполняя мероприятия «дорожной карты». В связи с новыми актами изменения претерпели первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 90), ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (чт. 16) и ФЗ «О государственной регистрации юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей».

Перед анализом изменений вспомним о действующем порядке регистрации юридических лиц.

Если местом нахождения организации планируется территория города Красноярска или Дивногорска, то регистрационные документы подаются в регистрационный центр, в котором действует принцип «единого окна» — то есть, подав однажды туда необходимый пакет документов, юрлицо пройдет регистрацию одновременно во всех необходимых органах: само собой разумеется, в налоговой инспекции, а также в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования и органах статистики.

Такой порядок, безусловно, очень удобен и существенно упрощает жизнь предпринимателей.

Процедура регистрации занимает 5 рабочих дней, не считая дня подачи. Что касается необходимого пакета документов, то в общем случае он включает заполненное по утвержденной форме заявление, в котором указывается наименование юрлица, адрес его местонахождения, данные об учредителях, размере уставного капитала, видах деятельности и т. п., решение о создании (протокол собрания учредителей), учреди­тельные документы (устав) и документ об оплате государственной пошлины: сейчас ее сумма составляет 4000 руб.

«По моему мнению, условия для регистрации бизнеса в РФ крайне лояльны по отношению к предпринимателям, и открытие фирмы особой проблемы не составляет. Подготовкой документов занимаются юридические компании, которые берут за свои услуги в среднем от 3 до 10 тыс. руб. Словом, имея на руках порядка 14 тысяч, можно стать директором и учредителем собственной компании», — говорит Светлана Пентегова.

По ее словам, для сравнения можно привести в пример Германию, где минимальный размер уставного капитала фирмы — аналога нашего ООО — составляет 25 000 евро, и госпошлина за регистрацию фирм + дополнительные сборы исчисляются сотнями евро.

Также в некоторых странах помимо минимальных требований к размеру собственных средств предъявляются требования к уникальности названия фирмы. «У нас же сотни фирм регистрируются с одинаковыми наименованиями, а дополнительная регистрация предусмотрена только в случае, если наименование становится торговой маркой и желает быть уникальным, но это уже другая история», — отмечает эксперт.

«На сегодняшний день в России сложно не зарегистрироваться, сложно работать, вести бухгалтерский, налоговый, кадровый, управленческий, производственный, оперативный и другой учет, так как нас окружает порой невнятное законодательство, различные барьеры для входа на рынок, коррупционная составляющая и прочее», — говорит Пентегова.

Она анализирует основные изменения, которые принесли недавно подписанные законы. Первая группа изменений коснулась ГК РФ, а именно:

изменился порядок оплаты уставного капитала для обществ с ограниченной ответственностью.

Раньше 50 % должно было быть оплачено на момент регистрации, а оставшиеся 50 % — в течение первого года деятельности. Так было прописано в ГК РФ, но теперь оплата уставного капитала полностью регламентируется ФЗ «Об ООО», в соответствии с которым уставный капитал ООО необходимо оплатить в течение 4 месяцев со дня его создания.

Размер минимально требуемого уставного капитала для регистрации ООО остался прежним — 10 000, его оплата может быть произведена деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Причем если стоимость вносимой не денежными средствами доли составляет более 20 тыс. руб., то необходима независимая оценка. Однако нужно отметить, что при подаче документов в регистрирующий орган на практике заключения о проведенной оценке, как правило, не спрашивают, то есть оно должно быть «на всякий случай».

«Что касается практической полезности нововведения, то, на мой взгляд, процедуру регистрации ООО это не упрощает, особенно при регистрации предприятий малого и среднего бизнеса, львиная доля которых регистрируются с минимальным уставным капиталом в 10 000 рублей, формируя его порой несуществующими в действитель­ности стульями, столами и офисной техникой», — отмечает Пентегова.

Второе изменение связано с

отсутствием необходимости заверять заявление с основными регистрационными данными нотариусом.

То есть ранее заявление заполнялось либо самим заявителем (заявителем при регистрации юридического лица является один из учредителей) либо специалистом юридической компании. Далее это заявление необходимо было заверить у нотариуса, вернее, заверить не само заявление, а подпись заявителя, которой он гарантировал достоверность внесенных сведений.

После чего весь пакет документов в регистрирующий орган мог нести кто угодно, пару лет даже доверенность не спрашивали, но до последних изменений просили простую письменную доверенность на сдачу документов, которая не имела особой юридический силы.

Документы на регистрацию
Нововведение отправит предпринимателя по инстанциям

В связи с последними нововведениями ситуация меняется: если заявитель самостоятельно приносит в регистрирующий орган пакет документов, то заверять заявление у нотариуса предварительно не нужно, в этом случае нотариусом выступит сотрудник регист­ри­ру­ющего органа.

Кстати, аналогичный порядок давно действует в банках при открытии расчетного счета: предпринимателю не нужно заверять копии необходимых для открытия счета документов — роль нотариуса исполняет сотрудник банка.

В случае, если пакет документов для регистрации сдается представителем заявителя, то подпись на заявлении должна быть заверена нотариально, а представитель должен иметь нотариальную доверенность — возникают дополнительные денежные затраты на услуги нотариуса.

«Таким образом, юристам-представителям нужно делать нотариальную доверенность, а занятым предпринимателям придется заменить время, проведенное у нотариуса, на самостоятельное посещение инспекции. По-моему, говорить о каком-то значительном упрощении процедуры регистрации не приходится, видимо, в связи с тем, что данная процедура, как уже говорилось выше, сложной не является», — говорит Светлана Пентегова.

Более того, по ее мнению,

простота при регистрации порождает достаточно большое количество серьезных проблем в дальнейшем,

ведь отсюда появляются недобросовест­ные компании с несуществующими учредителями и директорами или компании, не преследующие реальную деловую цель.

«По моему мнению, процедуру регистрации компаний сегодня, напротив, нужно делать жестче, сложнее и дороже с тем, чтобы регистрация компаний стала неким фильтром и компании, не настроенные на реальную работу, просто не имели возможности ее начать. Многие станут протестовать, но не стоит забывать, что для малого бизнеса существует очень простая форма его ведения — индивидуальное предприниматель­ство. Поэтому никакого ущемления прав граждан на занятие бизнесом при усложнении процедуры регистрации компаний не произойдет», — резюмирует эксперт.

© ДЕЛА.ru

 

новости

Историю края красноярцам покажут глазами художников В Красноярске накануне открылась примечательная выставка, посвященная 90-летнему юбилею края, – «Красноярское время». Лучшие работы местных…

Туристов не пугают цены круизов по Енисею Недавно компания, организующая круизы по Енисею, рассказала об итогах прошедшей навигации. Оказалось, что в дорогостоящих речных поездках побывали…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).