Процедура выборов глав муниципальных образований в Красноярском крае в ближайшее время снова будет пересмотрена — во второй раз за последние несколько месяцев. Свои предложения по изменению закона «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления» в Законодательное собрание уже внес губернатор Виктор Толоконский. Глав муниципальных образований согласно этим изменениям предлагается избирать на конкурсной основе представительным органам, исключения делаются для ЗАТО и малонаселенных деревень.
При этом из закона полностью уходит абзац, в котором прописывается право представительного органа муниципального образования просить у Заксобрания изменить порядок избрания своего главы. Впрочем, представители власти уверяют: это не приведет к ущемлению демократии, поскольку аналогичное право прописано в уставе края.
Напомним, законопроект «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае» наделал много шума еще в декабре прошлого года, после его принятия Заксобранием.
В соответствии с принятым законом прямые выборы глав муниципалитетов в крае оказались отменены. По новой процедуре главы должны избираться местными советами депутатов из своего состава. При этом в законе сохраняется абзац, который наделяет муниципальные образования правом сохранить прямые выборы, но лишь с благословения Законодательного собрания.
Следующего главу города, возможно, будут выбирать через конкурс
В частности, отменены оказались и прямые выборы мэра Красноярска, что вызвало сначала серьезные волнения среди депутатов горсовета. Они даже планировали вынести вопрос о выборах главы города на декабрьскую сессию, но перед самым мероприятием передумали, ссылаясь на неготовность документа.
Впрочем, злые языки тогда утверждали, что в истории не обошлось без давления сверху.
На этом история утихла, но получила неожиданное продолжение 19 февраля сего года, когда в Заксобрание были внесены предложения по изменению скандального документа за подписью губернатора края Виктора Толоконского.
В пояснительной записке к проекту разъясняется, что изменения в проект закона вносятся на основании свежего федерального закона № 8-ФЗ (от 3 февраля этого года). Он предусматривает возможность применения нового способа формирования органов местного самоуправления, при котором глава муниципального образования избирается представительным органом из числа кандидатов, определенных на конкурсной основе.
Проектом закона вносятся изменения во вторую статью закона, которая в настоящее время выглядит так:
«Главы муниципальных образований в Красноярском крае избираются представительным органом муниципального образования из своего состава, если иное не установлено законом края.
Порядок избрания главы соответствующего муниципального образования может быть изменен законом края по инициативе представительного органа данного муниципального образования, если решение об этом будет принято простым большинством от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования».
В новой редакции второй абзац из статьи просто пропадает, первый же становится гораздо более развернутым и адресным.
«1. Глава муниципального образования в Красноярском крае, за исключением муниципальных образований, указанных в пунктах 2—5 настоящей статьи, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
2. В городском округе закрытого административно-территориального образования края глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса.
3. В сельском поселении края с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 500 человек, глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 5 настоящей статьи.
4. В сельском поселении края, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
5. В поселении края, являющемся административным центром муниципального района, в котором полномочия местной администрации поселения исполняет местная администрация муниципального района, глава муниципального образования избирается представительным органом поселения из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса».
По словам первого заместителя губернатора Красноярского края Сергея Пономаренко, новый проект закона учитывает изменения, произошедшие в федеральном законодательстве за последние недели.
«С тех пор как мы приняли наш краевой закон, было существенно изменено федеральное законодательство, которое касается порядка формирования органов местного самоуправления. В том числе в законодательстве появились новые инициативы, предполагающие процедуру проведения конкурса на замещение должности главы муниципального образования. То есть были изменены подходы, и в этом смысле новый проект закона, который в настоящее время внесен губернатором, учитывает изменения, которые произошли за этот короткий период.
Более того, по итогам анализа практики реализации того закона, получения обращений от муниципальных образований было предложено унифицированной модели формирования органов местного самоуправления в крае не устанавливать.
Внесенный проект закона предполагает разные модели. Для сельских поселений с численностью избирателей менее 500 человек предполагается сохранить процедуру прямых выборов, при этом избранный глава муниципального образования в соответствии с законодательством сможет совмещать 2 должности — и руководить местной администрацией, и быть председателем представительного органа.
Для муниципальных районов и городских округов в крае предполагается впервые внедрить ту самую модель, при которой депутаты представительного органа избираются на прямых выборах, а в дальнейшем представительный орган проводит конкурс на замещение должности главы муниципального образования, и избранный по конкурсу глава возглавляет местную администрацию. Это позволяет уйти от так называемой двуглавой модели, о которой довольно долго шли дискуссии — по такой модели представительный орган возглавляет председатель представительного органа, а глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
Также в этом законопроекте установлены индивидуальные особенности, связанные с формированием органов местного самоуправления в ЗАТО. Там тоже есть свой порядок, установленный федеральным законом, — главы муниципальных образований избираются из состава депутатского корпуса, и при этом проводится конкурс на замещение должности главы администрации», — рассказал Пономаренко.
Он заверил, что исчезновение второго абзаца из второй статьи закона не приведет к ущемлению демократии — напротив, ликвидирует существующую в настоящий момент неопределенность.
«Эта норма закладывалась в закон как возможность для муниципальных образований ходатайствовать о ином порядке избрания в отличие от того, который установлен краевым законом. Практика показала, что такая неопределенность этой нормы приводит к тому, что муниципальные образования по-разному ее толкуют — кто-то просто принимает обращения, подписанные большинством депутатов, кто-то принимает решения. Но в конечном итоге действующее краевое законодательство предполагает порядок законодательной инициативы для органов местного самоуправления, в том числе касающийся и порядка формирования органов местного самоуправления, и при этом в законодательстве четко прописано, каким образом законодательная инициатива должна готовиться, вноситься, как она голосуется, какими решениями оформляется.
То есть у муниципальных образований сохраняется возможность ходатайствовать перед Заксобранием по поводу другой модели, но это происходит в порядке внесения законодательной инициативы», — подытожил Пономаренко.
По словам вице-спикера Заксобрания Алексея Клешко, в законопроект вносятся изменения, которые ранее уже обсуждались.
«Например, возвращение малочисленным сельским советам прямых выборов позволит сэкономить на расходах. Дело в том, что в малых сельсоветах выборный глава может совмещать должность главы муниципального образования и местной администрации, что позволит не создавать там дополнительных ставок», — пояснил Клешко.
По его мнению, исчезновение из второй статьи закона второго абзаца никак не ограничит муниципальные образования в правах.
«Норма, которая была записана во втором абзаце, по сути дублирует норму, которая и сейчас действует в краевом законодательстве применительно к термину «законодательная инициатива». Дело в том, что, поскольку модель устанавливается краевым законом, все субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, вправе внести свои законопроекты об изменении соответствующего закона. И органы местного самоуправления относятся к субъектам законодательной инициативы.
Выразить инициативу — значит подготовить законопроект. Но что произошло на деле? Вместо законопроектов мы в первый месяц получили больше десятка обращений из органов местного самоуправления следующего содержания: «выражаем инициативу изменить порядок». Поэтому, чтобы исключить двойственность толкования, эта норма из закона убирается, но она остается в уставе и законодательстве края», — рассказал Клешко.
Он подытожил, что органы местного самоуправления, в том числе горсовет Красноярска, и после принятия новой редакции закона смогут попросить у Заксобрания поменять форму выборов главы муниципального образования.
Политолог Сергей Комарицын считает законодательную инициативу губернатора, мягко говоря, спорной.
«Законопроект губернатора может означать серьезное давление на него со стороны Кремля, а также инициативу ближайшего окружения, отвечающего за внутреннюю политику. В условиях потери управляемости территориями накануне больших муниципальных выборов у администрации губернатора есть соблазн решить проблему, установив фактическое назначение глав местного самоуправления, и она, вероятно, воспользовалась настроениями той части кремлевской бюрократии, которая выступает за отмену прямых выборов.
Однако официальный Кремль дистанцируется, его официальная позиция другая — предложено несколько вариантов, и субъекты федерации сами выбирают приемлемый для них.
Похоже, Виктора Александровича грубо подставили.
Большинство крупных муниципалитетов, где предстоят выборы, отвергают даже вариант выборов главы из состава депутатов, не говоря уже об общественном мнении. Даже «Единая Россия» уходит от обсуждения проблемы, делая вид, что ее не существует. Если депутаты Законодательного собрания согласятся с законопроектом, это будет не просто потеря лица. Это означает, что они вообще ничего не значат и их позиция никого не интересует. Кроме того, назначение глав через комиссии приведет осенью к параличу власти на местах, потому что администрация губернатора просто процедурно не сможет справиться.
Губернатор уже сделал ошибку, теперь очередь за ЗС. Депутаты либо ее исправят, либо усугубят».