статья

Венера атакует: женщины в бизнесе

Россия — третья страна в мире по числу женщин, занятых в бизнесе. Об этом сообщила на октябрьском заседании Генеральной ассамблеи ООН Екатерина Лахова, председатель Союза женщин России и зам­председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике.
О причинах женской экспансии в традиционно мужские сферы, пре­имуществах и слабых сторонах женского «командования» и «нелег­кой женской доле» РМ побеседовала с представительницами крас­ноярского бизнеса.

А избы все горят

22, 6% российских женщин готовы  себя попробовать в качестве хозяйки бизнеса
22,6% российских женщин готовы себя попробовать в роли хозяйки бизнеса (мужчин всего 18,4%)

Цифры из доклада Лаховой отчасти подтверждаются результатами другого рейтинга, трехлетней давности, который подготовила организация Global Enterpreneur­ship Monitor. Согласно ему Россия оказалась единст­венной стра­ной мира, где женщины рвутся в бизнес больше, чем мужчины. По данным GEM, 22,6% россий­ских жен­щин готовы попробовать себя в роли хозяйки бизнеса (мужчин всего 18,4%).

Причины подобного рвения исследователи видят в том, что российские жен­щины имеют высокий уровень обра­зования, квалификации и социальных связей, но при этом ограниченную возможность проявить себя в ра­боте по специальности. Да и зарплаты российских женщин в среднем по-прежнему, как и в советские времена, ниже мужских. Отсюда и попытка искать себя в бизнесе, тем более что часто это соответствует внутренним личностным устремлениям.

Наталья Дьячук: каждая будущая "деловая дама" должна четко ответить на вопрос, надо ли ей все это?
Наталья Дьячук: каждая будущая «деловая дама» должна четко
ответить на вопрос, надо  ли ей все это?

Наталья Дьячук, генеральный директор компаний «КАД-рекрутинг» и «Ха­ризма Красноярск»: «В нашей стране принято с детства внушать и говорить о том, что предпринимательство — это хорошо, что лучше рабо­тать на себя, чем на „чужого дядю“ и т.д., поэтому очень многие мечтают о соб­ственном бизнесе, а не о какой-то стабильной работе в качестве наемного специалиста. И дамы в том числе, так как русские отличаются особой активностью и „неуспокоенностью“.

Через собственный бизнес женщине легче реализовать свои способности и амбиции, ведь ей нужно будет доказывать свои возможности гораздо мень­шему коли­честву людей, не потребуется тратить попусту свою энергию. Например, как минимум, коллектив она может подобрать именно „свой и под себя“ и сразу начать путь к успеху. Мне это всегда помогало».

В своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи ООН г-жа Лахова помимо прочего упомянула, что вопросы демографии в России решаются на уровне вопросов национальной безопасности. Однако, к примеру, нехватка детских садов сводит на нет провозглашаемые государством демо­гра­фические приоритеты. Вот и еще одна причина женского «хождения в бизнес»: в России не существует надежной системы социальной защиты женщин. Многим приходится рассчитывать только на себя…

«Прямо скажу — неожиданная для меня новость о лидирующих позициях Рос­сии в мировом женском бизнесе, — говорит Ирина Долгушина, гене­ральный директор ООО «ТВ-Енисей». — Но счетоводам виднее. Даже если это так, то спасибо россиянам мужского пола: на дороге не пропустят, дверь не откроют, шубку не подадут, но легко благословят на трудовые подвиги. Шучу, конечно. Умных, сильных, ответственных, надежных и креа­тивных мужчин в России ничуть не меньше, чем в других развитых стра­нах мира. Просто такого же уровня женщин у нас больше, чем в Европе, США, Австралии, Японии…

Елена Булатова: русской женщине часто приходится брать на себя обязанности мужчин
Елена Булатова: русской женщине часто приходится брать на себя обязанности мужчин

Российская действительность заставляет наших жен­щин, в отличие от ино­странок, прилагать гораздо боль­ше усилий для обеспечения достойного уровня жизни своим детям, своей семье, своим мужчинам, себе, наконец. Причем это вековая традиция: „Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…“. А кони все ска­чут и скачут, а избы горят и горят…».

Похожую точку зрения разделяет и Елена Булатова, директор тури­стической компании «Простор»: «В Рос­сии женщины всегда были сильные… Исторически так склады­валось, что русской женщине часто приходилось брать на себя обязанности мужчин, нести ответ­ственность за семью. Мо­жет, просто потому, что муж­чин было всегда меньше — войны, революции и т.п., не считая пьянства, несчастных случаев и других напастей. Поэтому совсем не удивительно, что в России так много бизнесвумен».

Замужем за бизнесом

Если присмотреться, в мире, где правят мужчины, женские возможности в биз­несе не так уж и велики. При наличии денег решительная особа «с нуля» может открыть кафе, салон красоты, химчистку, детский сад, рекламную студию… Но авторынок, финансовый и строительный бизнес, про­изводство, крупные торговые сети — занятия традиционно «мужского рода». Эта ситуация меняется, когда в нее вмешиваются… Кто же еще, муж­чины, конечно. «По моим наблюдениям, практически за каждой соб­ственницей бизнеса стоит мужчина, и чем он сильнее, тем легче „женская доля“», — говорит Наталья Дьячук.

Действительно, значительная часть как российских, так и мировых «жен­ских бизнесов» — продолжения начатого мужем-бизнесменом или богатым отцом. И бывают эти продолжения как неудачными, так и очень успешными.

Трудно ли быть бизнесвумен? И да, и нет. Наталья Дьячук отмечает: «Каж­дая будущая деловая дама должна четко ответить себе на вопрос — надо ли ей все это? Потому что до первых заработанных денег не близкий путь и далеко не легкий, даже не в смысле физических затрат, а именно эмо­циональных. Ощущения дебитора чего только стоят…

Однако самая важная сложность для женщины — это совмещение семьи и карь­еры. Постоянно нужно заботиться о том, чтобы этот баланс был сохранен. Мужчина может полностью себя посветить бизнесу и карьере, женщина — нет, поэтому нагрузка на ее психику возрастает.

Значительная часть "женских бизнесов" - продолжение дела, начатого мужем или отцом
Значительная часть «женских бизнесов» - продолжение дела, начатого мужем или отцом

А во всем остальном я не думаю, что женщине в бизнесе намного сложней, чем мужчинам. Иногда даже наоборот. В общем, деловой дамой быть легко. И иногда даже очень приятно, особенно когда все счета оплачены».

«И удача, и успех, и проблемы не имеют половых пред­почтений, — говорит Ирина Долгушина. — А для женщин все равно главное — лишь бы человек был хороший рядом, и в бизнесе тоже».

«Легко в бизнесе не бывает никогда и никому — мужчина вы или женщина, не важно. Любая работа требует от человека отдачи, определенных усилий, ответственности. И, кстати, не только в бизнесе», — резюмирует Елена Булатова.

У офисного очага

Лет семь назад американская консалтинговая компания Catalyst проводила исследование зависимости финансового успеха фирм от количества рабо­тающих в их руководстве женщин. В результате выяснилось, что в ком­паниях с женщинами-начальницами уровень рентабельности и сово­купный доход акционеров оказались на 35% выше, чем в фирмах под исклю­чительно мужским руководством. Кроме того, в ежегодном рейтинге успеш­ности бизнес-журнала Fortune за 2003 г. все 500 компаний-лидеров имели, по крайней мере, одного директора-женщину.

Знают ли женщины какой-нибудь секрет? Возможно, одним из факторов ус­пеха компаний под женским руководством является правильное исполь­зование гендерных особенностей. Известно, что, несмотря на равенство в общем уровне интеллекта, мужчины и женщины обладают различными гене­­тически обусловленными ментальными качествами (об этом пишет rb.ru по материалам Forbes и The Times).

По сравнению с мужчинами женщины отличаются большими способностью к сопереживанию и эмоциональностью. «Социальный интеллект» женщин поз­воляет им лучше «читать по лицам» и интерпретировать мимику, под­страиваться под собеседника и прогнозировать его поведение. Поэтому часто переговоры, которые ведут женщины, оказываются более успеш­ными.

«Женщина действительно зачастую принимает более верные стратеги­ческие решения, и помогает ей в этом природная интуиция и хорошее пони­мание психологии сотрудников, — полагает главный редактор журнала «Финансовый директор» Татьяна Ищенко, — Преимущество женщины в том, что она понимает, из каких деталей состоит процесс, она работает более тщательно и ей есть дело до мелочей».

Женщине легче выполнять сразу несколько дел одновременно, а женский мозг за определенный промежуток времени обрабатывает в два раза больше слов, чем мужской — так что в обсуждении, которое затрагивает нес­колько тем сразу, женщине ориентироваться проще.

В конфликтной ситуации у мужчин повышается уровень тестостерона, что приводит к проявлениям агрессии. У женщин, напротив, происходит выброс гормона окситоксина, и они пытаются сгладить ситуацию и прийти к ком­промиссу.

«Женщина в бизнесе более аккуратная, осторожная, реже идет на риск, в отличие от мужчин, которые по своей сути более азартны, — говорит Елена Булатова. — Может, иногда это и плохо, в жестоком мире бизнеса нужно уметь рисковать, но я как женщина придерживаюсь другой точки зрения, в моем понимании риск — это крайняя мера, а значит, осто­рожность — это совсем не слабая сторона».

Гендерные особенности помогают  бизнес-леди успешнее вести переговоры
Гендерные особенности помогают бизнес-леди успешнее вести переговоры

«Женщина не склонна к быстрым и необдуманным решениям, поскольку ее главной ценностью явля­ется сохранение накопленного, сохранение семьи, домашнего очага, и в этом смысле компания для нее — это такой же до­машний очаг, — цитирует RBC Daily слова заместителя гендиректора УК «НИКойл» Натальи Плугарь.

— Женщины менее склонны к риску, чем мужчи­ны, они более основательно и детально подходят к выполнению своих задач. В этом смысле очень эффективным будет разделение ролей в бизнесе. Там, где нужны риск, быстрота, продвижение чего-то нового — там лучше всего справятся муж­чины. А если есть время для принятия решения, тогда более эффек­тивно будет работать именно женщина, поскольку она уделяет гораздо больше внимания деталям».

Но даже и в тех компаниях, где топ-руководство осуществляет мужчина, «золотая середина» — основной менеджмент — часто отдана на откуп женщинам. Так что в значительной мере как российский, так и западный бизнес пребывает в женских руках.

***

…На этой неделе Дмитрий Медведев предложил назначить на пост губер­натора Ханты-Мансийского автономного округа Наталью Комарову, депу­тата Госдумы и председателя Комитета по природным ресурсам и природо­пользованию. Депутат Комарова станет вторым после Валентины Матвиенко губернатором в истории России.

В стране, где подобному противится сама грамматика — «мужские» суще­ствительные «политик», «министр», «губернатор», «президент» не имеют парных соответствий женского рода, — это скорее исключение из правил, даже, несмотря на то, что три ключевых министерства в правительстве сегодня возглавляют женщины. А вот в бизнесе для предприимчивых и уве­ренных в себе дочерей Венеры, несмотря на все трудности, риски и огра­ничения, возможностей много.

Борис ХасанБорис Хасан, доктор психологических наук, директор Института психологии и педа­го­гики развития СО РАО:

— Честно говоря, я не очень доверяю всяким рейтингам и у меня всегда большие сомнения относительно тех методов, которыми пользу­ются при определении, например, того, что та­кое бизнес.

Тем не менее, готов согласиться, что выход жен­щин в область менеджмента, а затем и в ста­­­тусы собственников-хозяев бизнеса, дей­ствительно происходит стремительно.

Причин как всегда довольно много, и среди них серьезные транс­фор­мации рынка труда в связи с освобождением женщин в развитых стра­нах от рутинных домашних занятий. Одновременно происходит суще­ственное снижение востребованности так называемых маскулинных (гендерно мужских) качеств.
Они просто перестают воспитываться. Говоря иными словами, мы вообще переживаем сильную тенденцию к размыванию, прежде всего, именно маскулиннных характеристик в общественно-экономической и по­лити­ческой жизни.

Отмечу еще и существенную гуманитаризацию рынка труда. Он тран­сфор­мируется от производств перерабатывающего и продуктного типа к производствам услуг. А этот последний вид товара имеет сильную фе­мининную гендерную составляющую: женщины к такого вида рыноч­ным отношениям ментально более расположены.

К социально-психологическим причинам можно отнести то обстоя­тельство, что в общественном сознании все более минимизируются та­кие барьеры, как традиционные представления о гендерных ролях. Как только стали открываться возможности, этот сдерживавшийся до срав­нительно недавнего времени женский потенциал начал занимать осво­бождающиеся места. И в силу некоторых указанных выше причин оказы­вается более конкурентоспособен.

Ну и, наконец, такая занятная гипотеза, согласно которой женская ментальность вообще заточена именно на такой специфический способ управления, как манипуляции (т.е. воздействие со скрытыми целями), в то время как мужской менталитет более ориентирован на способы от­крытого руководства. В конкуренции между этими стратегиями в сов­ре­менной ситуации первая оказывается предпочтительней.

Татьяна АЛЕШИНА
РЕКЛАМА-МАМА

© ДЕЛА.ru

 

информация
 
новости

«Колизей» на острове: забытые уголки Красноярска

«Колизей» на острове: забытые уголки КрасноярскаРазвалины амфитеатра стали популярным местом у …

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»