Одно из перспективных угледобывающих предприятий Красноярского края — ООО «Искра», разрабатывающее Карабульский разрез в Богучанском районе, — погрязло в долгах. Ситуацию в компании усугубляет внутренний корпоративный конфликт, который рискует привести к полной остановке работ на разрезе. В результате под ударом может оказаться и весь район, который покупает уголь у «Искры» для обеспечения теплом домов и соцобъектов.
Добыча угля на Карабульском разрезе может остановиться из-за конфликта в руководстве
http://sibcoal.ru
«Искра» на данный момент не является крупным добытчиком угля в крае. Однако претендует на такой статус хотя бы потому, что год назад на очередном Красноярском экономическом форуме вместе с «Амельтикской угольной компанией» выступила участником инвестиционного соглашения на $1 млрд — эти деньги в расширение производства обещал вложить польско-американский инвестфонд.
ДЕЛА.ru ранее уже рассказывали любопытную историю, произошедшую с польскими инвесторами, которые решили развивать добычу угля в Красноярском крае. Бизнесменам приглянулся проект по разработке Тунгусского угольного месторождения. Проект придумали местные предприниматели и предложили иностранцам вложить в него деньги. Так они и сделали, но потом вдруг выяснилось, что практически аналогичный проект был ранее предложен другому инвестору (см. подр. «Инвесторы и уголь в Красноярском крае пошли вразрез»).
В Красноярске польские инвесторы вели переговоры с бизнесменом Сергеем Полищуком и его давним деловым партнером Николаем Бабаковым. Последний, кстати, является сейчас гендиректором фирмы — участницы соглашения КЭФа: ООО «Искра», имеющего лицензию на доразведку и добычу каменного угля на Гавриловском участке Карабульского угольного месторождения в Богучанском районе края.
Начинался проект довольно успешно, на протяжении нескольких лет предприятие работало вполне стабильно, говорит замгендиректора и соучредитель компании (доля а 12,3%) Виктор Стеблев.
«В свое время я выступил инициатором проекта, мне было интересно им заниматься, — добавил он. — Но так как сделать все в одиночку не мог, то привлек Сергея Рыбакова (уволенный гендиректор «Искры». — Прим. ред.). Он как раз занимался бизнесом, связанным с отправкой угля на север и в другие территории».
Для реализации проекта одной идеи было мало — требовались деньги. И Рыбаков предложил обратиться к Полищуку и Бабакову, с которыми учился в одном институте, добавил Стеблев.
«Собрались и поехали к Полищуку и Бабакову. Поговорили, чуть ли не за пять минут все решили, а потом мы начали работать, создали предприятие и получили лицензию», — сказал он.
В производственных масштабах добыча на разрезе началась в 2006 г.,
через 6 лет была достигнута плановая отметка: предприятие вышло на уровень 500 тыс. т угля в год.
Топливом с разреза стал пользоваться Богучанский район. «Искра» помогала властям в решении социальных вопросов, построила дорогу, мост через реку Карабула и другие объекты инфраструктуры.
Среди клиентов «Искры» появились крупные компании — ОАО «КЭС-Холдинг», ОАО «ДГК», ОАО «Кузбассэнерго», ОАО «Бийскэнерго», ОАО «РУСАЛ», Salutaris (Польша), Pol Brand (Польша), Bremer (Украина). Планировалось, что будет запущена вторая очередь разреза, которая увеличит добычу до 1,5 млн т угля в год.
«Мы вошли в большую энергетику, потому что наш уголь соответствовал всем стандартам, — пояснил Стеблев. — Единственное, у нас была проблема с водой: уголь был влажный. Отсюда и начались первые трения между мною, Полищуком и Бабаковым. Я настаивал, и Рыбаков меня поддерживал, что надо перерабатывать уголь. Они же с самого начала хотели просто накопать его, закинуть в вагоны и отгрузить на ТЭЦ».
Разрез требовал финансовых вложений, от которых владельцы отказались
На добыче и продаже угля тоже можно делать бизнес, соглашается Стеблев. Однако «уголь в отличие от колбасы» постоянно не дорожает. И в этом смысле стабильная цена и колеблющийся спрос для предприятия невыгоден, так как издержки в виде тарифов и зарплат растут из года в год. Диверсификация производства могла бы стать подспорьем для «Искры». Планы по переработке, предложенные Стеблевым и Рыбаковым, включали сушку, выпуск угольных брикетов, термококса и прочей продукции. Естественно, что все это требовало денег, времени, привлечения специалистов, энергетических мощностей.
Однако Полищук и Бабаков, владеющие 53% в ООО, инициативу не поддерживали, объяснил Стеблев.
«Они стараются работать на хапок: сегодня вложил, завтра вечером должна быть отдача. Но сейчас это не срабатывает», — охарактеризовал своих партнеров по бизнесу Стеблев.
В итоге, по его словам, на предприятии часто принимались решения, «которые хоть и приносили сиюминутный финансовый эффект», но в долгосрочной перспективе грозили негативно отразиться на деятельности разреза, как в конце концов и получилось.
Стеблев говорит, что «Искра» в последнее время стала хорошо зарабатывать, и основные инвесторы решили забрать прибыль. Хотя неплохо было бы вложить ее в развитие — приобрести хотя бы ту же технику, построить сушку, вернуть кредиты.
«К сожалению, из-за того, что деньги были вытащены, показатели пошатнулись, — сообщил Стеблев. — Бабакову с Полищуком не понравилось поведение Рыбакова, а именно то, что он делал для подготовки к зиме, какие делал закупки. Начались споры, и они поставили вопрос об увольнении Рыбакова. Потом вдвоем втихушку провели собрание, утвердили решение и постфактум донесли его до всех».
Решение было принято осенью 2012 г. Гендиректором «Искры» стал Бабаков.
По словам Стеблева, новое руководство сразу предложило уволить тех специалистов, которые из-за морозов уголь не добывают, но находятся в штате предприятия и получают зарплату. Сейчас более чем из 200 сотрудников осталось 60, констатирует замгендиректора фирмы.
«А хорошего экскаваторщика, водителя, начальника участка сложно найти, не надо их было увольнять», — полагает Стеблев.
ДЕЛА.ru обратились за комментариями к новому главе разреза — Николаю Бабакову. Встретиться с ним оказалось просто: даже несмотря на то, что территориально угледобывающее предприятие «Искра» находится в Богучанском районе, работает гендиректор в Красноярске.
Бабаков рассказал, что перемены в руководстве были продиктованы управленческим кризисом на предприятии.
«Искра» за 2012 год, согласно бухгалтерскому балансу, получила убыток в размере 77 млн руб., — пояснил он. — За 10 месяцев 2012 года убытки составили практически 95–98% из этой суммы. Причина — неэффективный менеджмент. На этом основании собранием участников общества бывшему генеральному директору было предложено покинуть свою должность».
Неэффективность менеджмента, по словам Бабакова, проявилась в том, что «по непонятным причинам» с 1 июля 2012 г. был разорван контракт с «якорным» покупателем угля — «Дальневосточной генерирующей компанией» (ОАО «ДГК»). После этого, добавил он, между «Искрой» и ДГК «со второго полугодия по непонятным причинам была положена коммерческая структура» — якобы посредник.
«Обычная коммерческая контора, кто ее организовал, я знаю, но не буду сообщать. Рыбаков к ней никакого отношения не имеет», — отметил Бабаков.
Та же фирма, с его слов, стала поставщиком угля с Карабульского разреза для ДГК, а сама «Искра» на конкурсы «по каким-то причинам» даже не заявлялась.
«На предприятии в 2011 году не были проведены мероприятия по улучшению качества продукции, — сказал Бабаков. — В условиях дефицитного спроса уголь пользовался спросом, а в условиях профицитного спроса мы, естественно, попали в самый низ рейтинга». Гендиректор говорит, что «работы на «Искре» не прекращались, предприятие не остановлено».
Хотя зимой, подтверждает он, действительно уголь не добывали из-за морозов, а люди были отпущены под 2/3 зарплаты. При этом «для местных нужд контракт всю зиму исполнялся, на Богучанское ЖКХ отгрузки продолжались», — подчеркнул он.
Впрочем, в Богучанжилкомхозе, обслуживающем ЖКХ района, напротив, говорят, что с ноября 2012 г., со сменой руководства, поставки угля прекратились, то есть как раз в период наступления холодов были сорваны. Это подтвердил ДЕЛА.ru директор Богучанжилкомхоза Наиль Юльтимиров. Коммунальщики спасли тогда ситуацию лишь за счет того, что сумели оперативно договориться с другими поставщиками.
Сегодня ситуация на предприятии тоже неоднозначна.
«С 1 марта вахты начали выезжать, и к вскрышным мероприятиям разрез на сегодняшний день уже приступил, — заявил Бабаков. — На 18 апреля назначено собрание участников общества, на котором я поставил вопросы об источниках погашения задолженности».
Сейчас долги «Искры» составляют около 100 млн руб. Новый гендиректор пояснил, что сумма включает обязательные платежи и накопившуюся задолженность, «опять же не в моем периоде, а в периоде, предыдущем для меня», перед поставщиками ГСМ и железнодорожными перевозчиками. Задолженности перед работниками фактически нет, добавил он.
По словам нового директора, «Искра» задолжала поставщикам ГСМ и транспортным компаниям
Между тем в распоряжении ДЕЛА.ru есть протокол ноябрьского собрания рабочих разреза с их личными подписями под требованием выплатить им зарплату едва ли не под угрозой забастовки. Однако Бабаков сообщил, что у него «нет такой информации», про забастовку он не знает и «не ездил туда ни на какие собрания».
В красноярском профсоюзе работников угольной промышленности тоже о забастовках на «Искре» не слышали. Но это вполне объяснимо: на предприятии попросту нет первичной профсоюзной организации, что может дать любому работодателю больше свободы для нарушения трудовых прав персонала.
«Если «первички» нет, то каждый сам за себя, — говорит председатель территориального отделения Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Николай Байкин. — Работодатель порой избавляется всеми правдами и неправдами от «первичек», потому что в них есть грамотные люди в лице тех же председателей. Они имеют право от лица членов профсоюза представлять их интересы в суде, писать в разные инстанции. Но в любом случае право каждого работника — написать в прокуратуру, в инспекцию по труду. Тем более что сейчас ужесточились санкции за невыплату заработной платы. Генеральный директор на первый раз будет наказан за задержку штрафом, а в случае повторного нарушения ему грозит и уголовная ответственность».
ДЕЛА.ru передали имеющиеся сведения о забастовке рабочих в профсоюз, там обещали изучить ситуацию.
Что будет с разрезом дальше, пока сказать трудно. Долги и убытки на предприятии растут, а корпоративный конфликт выходит в суды.
Замгендиректора «Искры» Стеблев уже подал в красноярский арбитраж иски к компании и требует отменить решение об увольнении Рыбакова.
«Я считаю, что прежде чем такое решение принимать, надо все взвесить, — комментирует Стеблев. — Все должно быть регламентировано, и во главе угла должен стоять бизнес, а не просто то, что мне Иванов или Петров не нравится. Все это привело к тому, что мы сейчас вообще не добываем (уголь. — Прим. ред.)».
Рассмотрение заявления Стеблева намечено на 16 мая 2013 г.
P.S. Пока материал готовился к публикации, Арбитражный суд края признал недействительным решение внеочередного общего собрания участников ООО «Искра» от 11 октября 2012 г., когда был отправлен в отставку прежний гендиректор. Истцом выступила компания «Летум Энтерпрайзес» (Лимассол, Кипр), владеющая 13% угледобывающей фирмы.