Главный этап подготовки северных районов Красноярского края к зиме завершен. В этом году организаторам снабжения севера пришлось столкнуться с аномально низким уровнем воды и температур, которые, однако, не помешали в рамках северного завоза обеспечить жителей Таймырского муниципального района всем необходимым. В полном объеме поставки из-за погоды не удалось осуществить лишь в два населенных пункта — теперь они будут обеспечены недостающим углем, дизтопливом и продуктами питания по воздуху и зимникам.
По словам министра по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края Сергея Батурина, вся подготовительная работа по организации северного завоза – в том числе оценка необходимых объемов поставок в населенные пункты, объявление конкурсов – была проведена своевременно.
В Хатанге все готово к длинной полярной зиме
Руководитель администрации Таймырского района Олег Шереметьев рассказывает, что в текущем году для нужд отдаленных поселков необходимо было завести порядка 43 тыс. тонн угля и 12 тыс тонн дизельного топлива.
«Поставки были спланированы с использованием традиционных маршрутов — максимальное количество топлива, как твердого, так и жидкого, завозится у нас в период навигации морским и речным водным транспортом», — рассказал Шереметьев.
Однако в реализацию планов свои коррективы внесла погода.
«Как на Енисее, так и в Нарило-Пясинской водной системе, а так же в системе Хантайское озеро – река Хантайка – Хантайское водохранилище установился низкий уровень воды. Но если снижение воды в Енисее не было столь критичным, и нам лишь пришлось немного поволноваться об обеспечении поселка Носок, то падение воды в Норило-Пясинской системе и Хантайской системе стало критическим.
Караван судов в поселок Усть-Авам, пройдя озеро Пясино, 26 июля остановился у устья реки Авам ввиду невозможности пройти по глубинам. И лишь в середине сентября этому каравану удалось дойти до поселка Усть-Авам и выгрузиться», — пояснил Шереметьев.
Караван, по его словам, позволил обеспечить население углем до конца января, дизтопливом коммунальную сферу до начала марта. Необходимо завести еще 1123 тонны угля, 330 тонн дизтоплива. Их будут доставлять автомобильным транспортом по зимникам после установления холодов.
По оценке Батурина, на эти работы требуется дополнительно около 25 млн руб., информация доведена до краевого правительства и губернатора.
Хантайское озеро
Аналогичная ситуация сложилась и поселком Хантайское озеро, куда из-за рекордно низкого уровня воды не удалось завести 850 тонн угля и около 320 тонн дизтоплива. В связи со сложившейся ситуацией власти провели ревизию всех остатков дизтоплива в поселке. По расчетам, его должно хватить до июня, когда откроется новый сезон навигации.
«Что касается угля, то его хватит до середины отопительного сезона, вместо угля население будет обеспечено дровами. Сейчас агентство лесной отрасти Красноярского края проводит исследования имеющегося леса, будет определена деляна и произведена порубка. Расчеты представлены, нам необходимо порядка 859 кубометров леса. Цифра не страшная, спокойно заготовим, пилорама на месте есть», — сообщил Шереметьев.
Наконец, недостающие продукты питания в поселок планируется доставлять авиатранспортом — вертолетами авиакомпании «Таймыр». На эти цели планируется выделить дополнительно 9 млн руб.
В Норильский промрайон топливо доставляют по Енисею через порт Дудинка
По словам Шереметьева, сложности в этом году возникли и со снабжением Таймыра с моря.
«В проливе Вилькицкого ледовая ситуация в период навигации, с июня по сентябрь, характеризуется по 10-балльной шкале от 8 до 10 баллов. Недавно центральное телевидение рассказывало о рейде моряков Северного морского флота к Новосибирским островам – для того, чтобы через пролив прошел караван военных кораблей с бронированными корпусами, им потребовалось сопровождение 4 атомных ледоколов.
Наш гражданский флот, который занимается навигацией, а это суда Хатангского морского торгового порта, могли проходить данный пролив только в сопровождении ледоколов. Ледокол формирует караваны, и конечно же, это время, которое мы в самом начале навигации не могли учесть и просчитать, потому что ледовая обстановка стала таким же форс-мажором, как и низкая вода», — добавил руководитель администрации Таймырского района.
Чтобы попасть в Хатангу с моря, необходимо через пролив Вилькицкого обойти
самую северную точку Евразии – мыс Челюскин. Проводку судов обычно осуществляют атомные ледоколы
Однако, по его словам, героическими усилиями моряков Хатангского порта тот запланированный объем навигационных грузов, который должен бы прийти в Хатангу, был доставлен в полном объеме.
«Несколько дней назад в Хатангу подошло еще одно судно, «Петр Ушаков», уже с дополнительным резервным объемом угля в 7 тыс. тонн. При этом хочется отметить, что в эту навигацию мы не повезли каменный уголь для котельных села Хатанга, потому что принято решение, что в этом году все котельные там будут работать на угле, добываемом на разрезе «Восточный». Он находится в непосредственной близости – в 14 км – от Хатанги. То есть проводить завоз 30 тыс. тонн угля в навигационный период теперь нет необходимости», — сказал Шереметьев.
Он добавил, что в Хатангу доставлен и весь необходимый объем авиационного керосина, необходимого для работы аэропорта.
«Заказчиком является госпредприятие Красноярского края «Красавиа», керосин завезен в полном объеме для обеспечения собственных нужд и с учетом возможной потребности заправки чартерных судов, которые в зимний период доставляют продукты питания и предметы первой необходимости, и организуют дополнительные рейсы по перевозке пассажиров», — сообщил Шереметьев.
Порт Хатанга в конце лета
По словам заместителя председателя комитета Заксобрания края по делам Севера и коренных малочисленных народов Валерия Вэнго, депутаты намерены включить деньги, необходимые Таймырскому муниципальному району для снабжения поселков Хантайское озеро и Усть-Авам — это 25 млн и 9 млн руб соответственно — в ближайшую корректировку краевого бюджета.
Александр ПЕТРОВ
фото: Римантас Рамошка, Дмитрий Лобусов
ДЕЛА.ru