новость

Красноярский рынок телекома стремится к унификации услуг

Интернет забирается все дальше «во глубину сибирских руд». Согласно данным Красноярскстата, в крае в 2010 г. насчитывалось 226,3 тыс. персональных компьютеров. В этот период 52% жителей региона регулярно выходили в интернет, причем 43,9% — с домашних персоналок.

Хотя, конечно, учитывая географическую протяженность и «сложность» наших территорий, интернету в крае есть куда расти.

Уровень проникновения интернета в Красноярске значителен
Уровень проникновения интернета в Красноярске значителен

В отличие от селений, раскиданных в бескрайней тайге и лесостепи, ситуация в отдельно взятой краевой столице иная. Уровень проникновения интернета в Красноярске значителен даже по сравнению с крупными городами России.

Предложений на этом рынке становится все больше, сами предложения — все комплекснее, а способы привлечения клиентов — ярче и изобретательней. ДЕЛА.ru решили узнать у ряда красноярских провайдеров, как им живется нынешней осенью и чего они ждут в перспективе.

Красноярск — в десятке интернет-продвинутых

По мнению Евгения Шустова, директора филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Крас­ноярске, рост общего проникновения услуг является основной российской тенденцией на рынке телекоммуникаций. «Сейчас этот показатель в России достигает уже 36% по широкополосному доступу, за период с 2009 г. он вырос на 8%, а по платному ТВ рост составил 33%.

Если в Красноярске брать аналогичные цифры, то проникновение по интернету у нас уже 86%.

Для сравнения: в Москве 92%. Красноярск находится в топ-10 городов страны», — говорит Шустов.

Сказанное подтверждают и другие провайдеры, в том числе местные. «Согласно оцен­кам многих изданий, Красноярск по обеспеченности интернетом находится на уровне таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург. Мы точно входим в десятку наиболее развитых с точки зрения коммуникаций городов, причем речь идет не только об интернете, но и о предоставлении всех услуг, связанных с проводной связью», — считает Максим Немировский, директор компании «Орион телеком».

Своя статистика — у другого федерального игрока, работающего на красноярском рынке. Владимир Кубарев, заместитель директора филиала и коммерческий директор ОАО «Ростелеком», отмечает: «В настоящее время уровень проникновения ШПД в домохозяйства Красноярска, по нашим оценкам, составляет порядка 71%, в Москве этот показатель достигает порядка 82%, в Новосибирске — 73%. Хотя для развития услуг ШПД в Красноярске есть еще потенциал».

Все опрошенные эксперты отмечают и увеличение доли пользователей своих компаний. «По нашим примерным оценкам, интернет от „Орион телекома“ подключен примерно в 250 тыс. красноярских квартир. Число клиентов компании в 2011 г., безусловно, росло», — говорит Максим Немировский.

«За 8 месяцев текущего года количество пользователей ШПД увеличилось на 13%, IPTV — на 63%», — отмечает Владимир Кубарев.

Красноярский филиал «ЭР-Телеком Холдинг», по его собственным оценкам, занимает более 12% красноярского рынка кабельного телевидения и около 8% местного рынка широкополосного доступа в интернет. При этом монтированная емкость сети превышает 200 тыс. квартир.

Meme

Закономерно, что рынок интернет-услуг нашего города разви­вается в условиях сильной конкуренции, связанной в том числе с приходом федеральных компаний.

«Региональные провайдеры имеют как свои преимущества, так и недостатки и, конечно, уступают федералам, имеющим магистральные каналы передачи данных, в возможности предоставлять определенный контент, например, при цифро­вом телевещании, — высказывает свою точку зрения на процесс Максим Немировский.

— Обостряют ли подобные поглощения конкуренцию среди местных игроков? Моя точка зрения такова, что провайдер, предоставляющий хорошие и качественные услуги, не испытывает проблем с обретением новых клиентов. Так, „Орион телеком“ уже заработал на местном рынке определенный авторитет. Время в данном случае работает на нас».

Пакетом по конкуренции

Тем не менее конкуренция вынуждает провайдеров к активным действиям и предоставлению новых оригинальных предложений — например, пакетных услуг.

Как считают в «ЭР-Телеком», количество пользователей компании начало расти именно с внедрением пакетного предложения — основного фактора роста спроса на телеком-услуги. «Катализатором активного роста абонентской базы явился „Пакет 2 в 1“ (кабель­ное телевидение, высокоскоростной интернет под брендом „Дом.ru“), предложенный компанией в октябре 2010 г.

Пользование базовыми услугами связи в едином пакете — одна из тенденций мирового телекоммуникационного рынка. Практика, получившая широкое распространение среди западных провайдеров, в России только набирает обороты. „ЭР-Телеком“ стал первым оператором, предоставившим в Красноярске, да и в России в целом „пакетное“ предло­жение на основе единого договора и единого счета», — отмечает Евгений Шустов.

Похожие стратегии выбирают и другие операторы. «Мы используем пакетное предло­жение услуг: телефон — интернет — платное телевидение; телефон — интернет; интернет — платное телевидение, с постоянным увеличением скорости передачи данных и количества ТВ-каналов», — говорят в Ростелекоме.

Красноярские провайдеры увеличивают скорость доступа без повышения стоимости услуг
Красноярские провайдеры увеличивают скорость доступа без повышения стоимости услуг

Скорости ПД уделяют внимание и в «ЭР-Телекоме»: «Еще одна тенденция в деятельности компании — увеличение скоростей доступа в интернет без удорожания тарифов. Эта тенденция наблюдается в сегменте как физических, так и юридических лиц. В марте 2011 г. „ЭР-Телеком“ предложил жителям Красноярска новые тарифы, которые содержат ряд уникальных для интернет-рынка предложений — бесплатный лицензионный антивирус (на тарифе „Токио 2.0“), а также скорость до 100 Мбит/c при пользовании сервисами самой популярной российской социальной сети „ВКонтакте“».

Максим Немировский объясняет рост клиентов своей компании диверсификацией ее предложений: опять же выходом на рынок кабельного ТВ, а также запуском уникальных услуг, таких как видеонаблюдение: «Не выходя на сайт, пользователь „Ориона“ может посмотреть, что делается у него во дворе или на магистралях города, по своему телевизору», — говорит Немировский.

Ставку на уникальность делают и в «Ростелекоме». «Мы продолжаем строительство сети GPON на территории Красноярского края. Наша компания — единственная в Сибири, кто предоставляет услуги по данной технологии ближайшего будущего. В следующем году мы планируем осваивать новые площадки в Нижнем Приангарье, построить 50 тысяч портов», — отмечает Владимир Кубарев.

Телеком станет глобальным

В целом в перспективе на 2012 г. эксперты видят дальнейшее насыщение рынков плат­ного телевидения и ШПД в регионах. «В первую очередь это касается рынков крупных городов с населением более 500 тыс. жителей, основных городов присутствия „ЭР-Телеком Холдинг“, — говорит Евгений Шустов. — Насыщение рынков приводит к ежегодному замедлению темпов прироста и усилению конкурентной борьбы».

По мнению Шустова, в 2012 г. рост рынка платного ТВ останется на уровне 13% в год, а прирост доходов ШПД — 9%. Также, считает директор филиала, в следующем году активная экспансия федеральных операторов в регионы продолжится.

«Как следствие нас ждет развитие конкурентной борьбы между операторами — агрессивный маркетинг, оптимальная система продаж, — а также рост проникновения абонентских услуг и увеличение их количественных и качественных характеристик», — говорит Шустов.

«Мы ожидаем появления новых игроков, усиления конкуренции, слияния и поглощения провайдеров, — прогнозирует Владимир Кубарев. — „Ростелеком“ намерен работать над увеличением потребительской ценности инфотелекоммуникационного продукта не путем снижения стоимости, а путем пакетирования, увеличения скоростей, предоставления качественного легального контента, дополнительных опций и обеспечения качественной сервисной поддержкой».

По мнению Максима Немировского, будет меняться как число игроков рынка, так и харак­тер продаж. «В перспективе я вижу ситуацию на местном рынке такой: скорее всего, произойдет либо укрупнение провайдеров, которое в результате заставит их работать с меньшей рентабельностью, либо — продажа определенной части компаний, которые покинут рынок.

Характер продаж сегодня меняется. Если год назад клиентов покупали путем приобре­тения всей компании целиком, то сейчас продажи идут на уровне конкретного клиента, которому предлагаются различные скидки, периоды бесплатного пользования и т. д. „Орион телеком“ также отчасти выражает эту тенденцию, во многих случаях реализуя свои услуги дешевле, чем они стоят в среднем по рынку», — считает Немировский.

Meme

Собственно, изменится и сам рынок. Евгений Шустов прогнозирует формирование на нем различных партнерств и альянсов в строительстве общей инфраструктуры, IT-ресурсов, управлении контентом и прочем, что позволит заметно оптимизировать затраты.

«Операторы перестали делить рынок на мобильный и фиксированный, он стал единым целым. Но это два разных рынка с отсутствующей в явной форме синергией. Объединяет их новая парадигма — контент и мультиплат­форменность.

Контент диктует новые требования к операторскому бизнесу — по сети доступа, агрегации, платформе, техническому и клиентскому сервису, оплате, продвижению и прочему», — считает Шустов.

По его мнению, будут происходить также дальнейшая модернизация устаревших сетей и строительство современных, а также выравнивание отличий в ассортименте услуг у федеральных операторов по всем качественным характеристикам.

Следует ждать постоянного появления продуктовых инноваций, сохранятся тенденции к пакетному предоставлению услуг и усилению конкуренции за абонентов.

Здесь Евгений Шустов прогнозирует (уже в более дальней перспективе) не только трансформацию систем обслуживания, продаж и лояльности, но и смену операторской модели: «Операторская модель — предоставление доступа абонентам — просуществует около 3-4 лет, далее конкуренция переместится на поле контента. А операторская модель с качественными характеристиками станет необходимым условием», — заключает Шустов.

Сам же продукт — телеком-услуги — по месту своей продажи останется локальным, но станет глобальным с точки зрения маркетинга и наполнения. Конкурировать между собой, считает директор филиала «ЭР-Телеком», операторам придется на уровне четко спозиционированного бренда. Ну и, конечно, качественного сервиса.

Чего, собственно, потребители всегда и ждут от провайдеров в первую очередь.

Татьяна АЛЁШИНА
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»