Красноярские рестораторы пожаловались на спад на рынке общепита — жители города с начала года стали реже ходить в местные едальни, причем некоторые игроки рынка фиксируют убыль посещаемости до 40%. Причины упадка находятся разные — кто-то говорит о снижении общей платежеспособности населения, кто-то сетует на рост курса валют и страх людей перед новым экономическим кризисом. Усугубляют этот страх и внешнеполитические события последних месяцев.
Красноярские заведения заметно опустели с Нового года
Владелец ресторана «Урарту» Сергей Рыльков рассказывает, что с начала 2014 г. спад на рынке общепита в Красноярске ощущается очень отчетливо.
«Средний чек упал в среднем на 15—20%, посещаемость в феврале просела на 30—40%. Был провал по январю, но раньше этот месяц всегда характеризовался спадом, потому что это период активных зимних отпусков, и мы были к этому готовы. Но потом просел и февраль, и ощутимо. И если говорить про первую половину марта, то и здесь посещаемость значительно ниже, чем в предыдущие годы», — рассказал Рыльков.
Серьезную тенденцию спада потребительской активности на рынке фиксирует и президент некоммерческого партнерства «Сибирская ассоциация гостеприимства» Марина Безфамильная.
«Фактически сегодня по сравнению с показателями прошлого года уровень продаж в заведениях Красноярска снизился до 20%, причем эта тенденция сохраняется. Посетители общепитов стали избирательнее в своих предпочтениях, и если раньше все заведения и в течение рабочей недели, и в выходные достаточно активно посещались, то этот сезон оставляет желать лучшего», — говорит Безфамильных.
Спад подтверждает директор ресторана «Фон-Барон» Сергей Кудреватых. «Роста точно особого нет, рынок не в очень хорошем состоянии», — отмечает он.
Впрочем, есть и альтернативные мнения — так, по словам ресторатора Ольги Грималюк, небольшой спад по ее заведениям произошел лишь в феврале, а в марте ситуация выправилась.
«Заявлять о том, что у меня упала выручка на 20%, как это делают коллеги, я не буду», — сказала Грималюк.
Говоря о причинах сложившейся ситуации, эксперты сходятся в том, что проистекает она из проблем с благосостоянием населения либо из опасений людей, что положение дел может ухудшиться в ближайшее время. Горожане экономят деньги, урезая траты, что бьет и по общепитам.
В частности, Рыльков и Безфамильная связывают проблемы на рынке с ростом курса доллара и обвалом рубля, а также с нестабильностью политической жизни страны.
«Одной из серьезных позиций является нестабильность рынка с точки зрения политической обстановки — люди стали осторожными в тратах, это отражается и на посещении наших заведений. Сказывается и ситуация с национальной валютой», — сказала Безфамильная.
По мнению ресторатора Владимира Владимирова, люди вынуждены экономить, опасаясь кризиса:
«Доллар, евро растет, у людей паника, от многих вещей они в такой ситуации отказываются».
Кудреватых формулирует предельно прямо:
«Количество денег на рынке у потребителя уменьшилось, люди меньше тратят деньги. Это вызвано тем, что в стране полная ж..а».
Грималюк, говоря о февральском спаде посещаемости в ее заведениях, предположила, что он может быть связан с Олимпийскими играми.
«Проходили мощные рекламные акции Олимпиады, и, скорее всего, большинство людей либо смотрели соревнования дома, либо шли в специальные заведения, где можно было совместить еду с просмотром Олимпийских игр. К примеру, когда Олимпиада открывалась, заведения вообще стояли пустыми», — рассказала Грималюк.
Участники рынка констатируют, что рост курса доллара должен повлечь рост стоимости некоторых блюд, но в первую очередь — алкоголя.
«Прайс на сегодня почти не изменился. Хотя мне поставщики уже прислали письма по алкогольной продукции, по части продуктов, о повышении цен до 20%. Так что к летнему сезону рестораторы вынуждены будут пересмотреть свои цены, это неизбежно», — сказал Рыльков.
«Сейчас все перепечатывают меню в связи с ростом цен на алкоголь: они поднимутся как минимум на 10%, а водка к июню подорожает еще больше. Здесь мы уже не сможем удержать цены на текущем уровне», — рассказывает Грималюк.
В ресторанах уже перепечатывают винные карты — скоро очередь дойдет и до основного списка блюд
«С таким ростом валюты на целую группу сырьевых товаров сильно увеличились наценки. Так или иначе, это должно было сказаться на изменении стоимости конечного продукта, который продается в заведениях», — заключает Бефамильная.
В условиях падения посещаемости игрокам рынка приходится идти на дополнительные ухищрения, чтобы завлечь посетителей.
«Надо привлекать внимание к себе и работать сезонными обновлениями. В частности, мы на масленичную неделю активно предлагали тематическую кухню, сейчас у нас представлено постное меню», — рассказал Рыльков.
Владимиров, впрочем, замечает, что если кризис затянется, то
бизнесменам придется закрывать издержки за счет увеличения цен, пересмотра наценок и сокращения персонала.
По мнению Кудреватых, при любом раскладе рынок общепитов не опустеет, однако в случае серьезного кризиса посещаемости пострадает планка качества.
«Возможно, какие-то заведения и закроются, но на их месте откроются другие, которые по низким ценам будут предлагать посетителям условный собачий корм. Произойдет потеря качества и снижение цен», — заключает Кудреватых.
Александр ДЕГТЯРЕВ
ДЕЛА.ru