Горсовет задумался над проведением референдума о строительстве метро в Красноярске, после того как народные избранники в течение часа не могли решить, у кого же выпросить метро — у Заксобрания или премьер-министра. Упомянули даже Барака Обаму.
Вопрос метро в очередной раз всплыл в горсовете с подачи депутата Владислава Жуковского. В ходе заседания комиссии по городскому хозяйству и экологии 12 февраля он объяснил, что написал премьеру РФ Дмитрию Медведеву «письмо о том, что нам необходим метрополитен».
«Дальше из аппарата правительства письмо мое было направлено в министерство транспорта РФ, оттуда его прислали сюда — в наше министерство транспорта, там создали рабочую группу и провели совещание. Они решили, что абсолютно согласны с тем, что метрополитен в городе нужен, и поручили мне попросить городской совет обратиться в ЗС, чтобы те обратились с законодательной инициативой в Госдуму и туда, куда это положено», — изложил предысторию Жуковский и предложил коллегам направить соответствующее послание в Заксобрание.
«Это наш первый шаг. Ежегодно у нас прибавляется 35 тыс. авто, и через пару лет город полностью встанет», — предрек Жуковский.
По его оценкам, ежегодно на строительство нужно 2 млрд руб., а «чтобы построить всю ветку от ул. Высотной до 78-й Добровольческой бригады», нужно уже 60 млрд.
Элементарные расчеты показывают, что при вложениях в 2 млрд ежегодно метро будет строиться 30 лет и оно никак не сможет решить проблемы города, который «полностью встанет» уже через 2 года, но это депутата Жуковского нисколько не смущало.
Содокладчиком по вопросу значился глава департамента горхозяйства Олег Гончеров, но он лишь выдохнул, что «метро не строит и добавить ему нечего». Другой работник мэрии — руководитель департамента градостроительства мэрии Андрей Лапицкий — озвучил и так всем известную истину.
«Основной вопрос здесь в финансировании, просто сейчас нет таких денег, чтобы продолжать строительство», — сказал он.
Депутат Елена Пензина заметила, что можно было не только премьеру Медведеву, но и Бараку Обаме написать.
«Есть же определенная процедура получения финансирования. Вами она нарушена», — упрекнула Жуковского Пензина.
Депутат Наталья Фирюлина указала, что для того, чтобы инициировать строительство метро, нужно представить анализ транспортных потоков, стратегию развития улиц и т.д., но ничего этого нет.
Депутат Владимир Венедиктов возразил, что такие данные как раз есть, однако момент уже упущен.
«В свое время Валерий Зубов этой программой занимался очень плотно. Он и сегодня один из основных сторонников того, что миллионному городу метро нужно. И все данные есть.
Другое дело, что мы сами упустили время, и если бы недели на 2 раньше включили вопрос в комиссию, то могли бы подготовить обращение председателю правительства Медведеву и вручить его на форуме. Была шикарная возможность, чтобы это обращение от жителей края передать», — посетовал Венедиктов.
Депутат Ирина Иванова отметила, что обращаться в Заксобрание неверно с юридической точки зрения — ведь ЗС может выйти только с законодательной инициативой, а о чем она будет, непонятно.
«Законодательная инициатива может быть только о внесении денег в бюджет. Никаких других инициатив — типа «Дать метро Красноярску!» — не существует. А внесение изменений в бюджет — это приоритет правительства», — сказала Иванова.
Согласно схеме красноярское метро планировали протянуть и на правый берег
Депутат Игорь Сорокин заметил, что недурно бы перед составлением писем узнать позицию главы города по данному вопросу. Коллеги в один голос напомнили ему, что Акбулатов неоднократно в своих выступлениях идею строительства метро в Красноярске поддерживал. «Тогда давайте поддержим обращение и пустим корабль дальше!» — удовлетворился было Сорокин. Однако Иванова попросила сначала прочитать обсуждаемое послание.
И тут выяснилось, что никакого письма пока не написано.
«Нужно сначала его подготовить. Поручите мне — я подготовлю. Пока мы обсуждаем идею. Давайте хотя бы напишем обращение, потом решим, кому направить!» — объяснил Жуковский.
Против идеи никто не возражал, и председатель комиссии Сергей Литовчик предложил поручить себе самому вместе с Жуковским «подготовить болванку обращения».
Однако депутат Андрей Селезнев призвал прежде расставить приоритеты и определиться, в конце концов, что важнее — метро или скоростной трамвай (см. подр. «Красноярские трамваи прикатили в тупик»). А депутат Александр Глисков идею письма раскритиковал.
«Эта идея основана на том, что в Москве не знают, что мы тут в Красноярске хотим метро, а мы напишем, и они узнают. Владислав Яковлевич (Жуковский. — прим. ред.) уже рассказал, чем закончилась предшествующая идея написания письма — его спустили в край, край спустил в министерство транспорта, оно отправило депутату Жуковскому. Судьба нашего письма будет примерно такая же — я в этом даже не сомневаюсь», — сказал Глисков.
Вместо «обмена бумажками» он предложил провести в Красноярске «значимое мероприятие, чтобы нас заметили», например, городской референдум или слушания.
В итоге депутаты решили голосовать по каждому из выработанных решений.
Предложение Жуковского написать письмо не набрало необходимого количества голосов — ни для того, чтобы быть принятым, ни для того, чтобы быть отклоненным. Жуковский, очевидно, обидевшись, зал покинул.
Зато предложение о создании рабочей группы, которая занялась бы подготовкой городских слушаний или референдума по вопросу строительства метро, депутаты поддержали.
«Мы все — молодцы», — удовлетворенно заключил Литовчик.