статья

Пассажирский речной флот Красноярского края ждет модернизации

В речных пассажирских перевозках Красноярского края планируется очередная волна модернизации флота. Базовая компания региона — ОАО «ПассажирРечТранс» — подготовила предложения министерству транспорта края по замене курсирующих по Енисею судов на новые и более скоростные.

Большинство енисейских пассажирских судов уже выведены из эксплуатации
Большинство енисейских пассажирских судов уже выведены из эксплуатации

Речники говорят, что с вопросом реновации флота стоит поспешить. После катастрофы «Булгарии» на Волге надзорные органы повысили требования к речным судам. Из эксплуатации в крае уже выведен один из четырех крупных теплоходов — «Профе­ссор Близняк», оставшиеся три — «В. Чкалов», «А. Матросов» и «М.Ю. Лермонтов» — выработают свой ресурс к 2016 г.

На данный момент ОАО «ПассажирРечТранс» осуществляет все пассажирские перевозки по Енисею в крае. Компания, на 100% принадлежащая госпредприятию «Центр транспортной логистики», была создана в 2006 г. Спустя два года пассажирский флот региона претерпел первую более или менее масштабную модернизацию.

Тогда за счет краевых средств перевозчику купили четыре скоростных теплохода пассажировместимостью 100 человек и скоростью хода до 75 км/ч: «Енисейск» и «Красноярск» начали работать в 2009 г., а теплоходы «Михаил Годенко» и «Иван Назаров» введены в эксплуатацию в 2010 г. Именно этими судами были заменены советские ракеты и метеоры.

На Енисее уже работают четыре новых современных скоростных теплохода
На Енисее уже работают четыре новых современных скоростных теплохода 

«Это приобретение существенно нам помогло, — сообщил ДЕЛА.ru гендиректор ОАО «ПассажирРечТранс» Леонид Фёдоров. — Можно сказать, что проблемы скоростного флота за счет покупки четырех теплоходов мы закрыли на ближайшие 30 лет».

По информации компании, за последние пять лет правительство края выделило на обновление и модернизацию флота около 500 млн руб. На эти средства были построены четыре упомянутых скоростных теплохода, три судна на воздушной подушке, приоб­ретены теплоход для перевозки пассажиров на 20 мест и несамоходный паром, модернизированы два буксира-толкача для паромных переправ.

Красноярск Пассажирречтранс Енисей судно на воздушной подушке
Пассажирский флот Енисея включает также и суда на воздушной подушке

Однако чтобы провести очередную реновацию, денег нужно гораздо больше. Только замена теплоходов «В. Чкалов», «А. Матросов», «М.Ю. Лермонтов» на рейсах из Красноярска в Дудинку может потребовать порядка 1,5 млрд руб.

За основу концепции замены устаревших водоизмещающих теплоходов взят проект пассажирских судов катамаранного типа на 120 пассажирских мест, со скоростью хода до 35 км/ч. Цена постройки одного такого судна может составить около 500 млн руб., говорит Федоров.

И А. Матросов и В. Чкалов должны быть выведены из эксплуатации через пять лет
И «А. Матросов», и «В. Чкалов» должны быть выведены из эксплуатации через пять лет

«Конечно, озвученная цена является ориенти­ровочной, — пояснил гендиректор компании. — Точная стоимость станет известна, как только будет готов технический проект судна». А будет ли он вообще разрабатываться, предстоит решать прави­тельству края. Свои предложения «ПассажирРеч­Транс» в министерство транспорта уже направил, однако там уже пришли к выводу, что нужная сумма в региональном бюджете вряд ли найдётся. Поэтому пока ведомство решило обратиться к федерации, чтобы там оказали содействие хотя бы на условиях софинансирования.

В «ПассажирРечТрансе» считают, что новые суда повысят качество перевозок по Енисею. К примеру, за счёт высокой скорости время того же кругового рейса «Красноярск — Дудинка» будет сокращено вдвое: с 9-10 суток до пяти.

«На этих теплоходах согласно проекту все пассажирские каюты будут оборудованы сан­узлами, предусмотрен уютный ресторан на 30 мест, в носовой части — выдвижной трап. Имея небольшую осадку, эти суда могут подходить к необорудованному берегу, — рассказал гендиректор «ПассажирРечТранса». — Сейчас же на теплоходах «В. Чкалов» и «А. Матросов» все санузлы в коридоре, исключение — три люксовые каюты».

По самому оптимистичному сценарию, развитие которого в компании пока допускают, решение о финансировании может быть принято в этом году, и тогда новые быстро­ходные суда поступят к 2014 г.

Кстати, к этому времени доработает свой срок теплоход «М.Ю. Лермонтов» — речное судно из той же серии, к которой принадлежала затонувшая летом 2011 г. на Волге «Булгария» (см. подр. «Дизельэлектроходу «Лермонтов» запретили ходить до Дудинки»). По словам Федорова, «М.Ю. Лермонтов» прослужит ещё две навигации. Следующим на пенсию отправится теплоход «А. Матросов», а в 2016 г. последнюю навигацию должен отходить «В. Чкалов».

Вместо старых водоизмещающих грузопассажирских теплоходов на Енисей предлагается вывести суда катамаранного типа
Вместо старых водоизмещающих грузопассажирских теплоходов
на Енисей предлагается вывести суда катамаранного типа

Продление сроков работы этим теплоходам будет слишком дорогим и неэффективным вложением, особенно после того как надзорные органы ужесточили требования к речным судам в связи с крушением «Булгарии».

Речники уже отказались от эксплуатации теплохода «Профессор Близняк», который ходил в морской район — до села Караул. «У него закончились регистровые документы, — добавил Федоров. — То есть чтобы в том же классе восстановить его для работы в морском районе, учитывая возраст, потребуется два года и порядка 25-30 млн руб. Он сейчас стоит в затоне, и мы не видим смысла восстанавливать его».

Выход из ситуации Федоров видит именно в обновлении пассажирского флота, однако он не верит, что это можно сделать за счёт частных инвестиций.

«К сожалению, в России и за рубежом речных пассажирских судов не строится, — рассказал руководитель «ПассажирРечТранса». — Мы проводили работу с лизинговыми компаниями, они готовы предоставлять технику и предлагают финансирование под 5-6,5% годовых. Но проектов в России нет, суда не строятся.

В федеральной программе развития водного транспорта до 2015 г. написано, что будет построено за счет внебюджетных источников пять теплоходов типа «Золотое кольцо» для работы на Оке и Волге: суда должны курсировать из Москвы до Нижнего Новгорода. Один коммерсант на Городецком судоремонтном заводе начал строить, но один тепло­ход ещё не закончил, а денег уже вроде и нет, и вся эта программа, по сути, рассыпалась.

Такие проекты без помощи государства вряд ли можно вытащить. Стоимость их очень большая. Для примера: построить один теплоход класса «Валерия Чкалова» или «Александра Матросова» ориентировочно обойдётся в 1,5 млрд руб.».

Антон ПАВЛОВ
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

ещё по теме на ДЕЛА.ru
новости

Комфортная среда: как бизнес помогает ремонтировать дворы

Комфортная среда: как бизнес помогает ремонтировать дворыВ этом году работы по благоустройству коснулись 106 дворов в разных районах Красноярска. В течение лета …

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»