Глава администрации губернатора Красноярского края Сергей Пономаренко отчитался перед Заксобранием о реорганизации в правительстве региона за последние годы. Количество ведомств сократилось, но ожидаемого уменьшения армии чиновников не произошло. Напротив, число государственных гражданских служащих выросло.
Пономаренко не ограничился последними преобразованиями в правительстве, о которых ДЕЛА.ru писали недавно (см. подр. «Депутаты раскритиковали губернатора за реаорганизацию правительства»). Свой доклад он начал аж с 2008 г., когда был принят новый устав края.
«В 2008 г. мы взяли курс на оптимизацию структуры органов исполнительной власти края. По итогам мероприятий были сформированы министерства, сохранены ряд агентств и служб, и у нас получилось 40 органов исполнительной власти против 48 до начала реорганизации. Но при этом структура не была статична, а продолжала меняться», — рассказывал Пономаренко.
В 2009 г. не стало еще пяти ведомств — их количество уменьшилось до 35. Одним из примеров было присоединение агентства ГО, ЧС и ПБ к министерству ЖКХ. А вот с 2010 г. структуру власти вновь начали раздувать новыми министерствами — информатизации и связи, инвестиций и инноваций, по делам Севера и коренных народов.
Перемещение чиновников в правительстве края идет постоянно
В это же время минсельхоз отдал торговлю министерству промышленности, а оно в свою очередь вручило авиацию минтрансу.
Минобр края слился со службой по контролю в области образования, минприроды — с агентством лесной отрасли и службой по контролю в сфере природопользования, минсельхоз — со службой племенного животноводства. Вместе стали «жить» служба финансово-экономического контроля и контроля за ценообразованием и размещением госзаказа.
По мнению заместителя губернатора, «такая оптимизация привела к повышению качества управления, повышению ответственности министров за ситуацию в том блоке общественных отношений, которые они курируют, сократило ненужные транзакции между органами исполнительной власти и сделала структуру более понятной для граждан и организаций».
Тут глава губернаторской администрации добрался и до вопроса численности государственных служащих.
«Мы постоянно слышим критику по этому поводу. По состоянию на 1 июля 2008 г. общая численность сотрудников исполнительной власти края составляла 5286 единиц, в настоящее время 5121 единиц. Таким образом, общая численность за данное время сократилась на 165 единиц. При этом, справедливости ради, в этой численности выросло количество государственных гражданских служащих примерно на 200 человек — было 4141, стало 4342», — пытался объяснить Пономаренко.
Причины такого роста, по его словам, «разноплановые»,
и связаны в том числе с изменением федерального законодательства и полномочий региональных органов.
Чиновники и служащие просто переходят из одной структуры в другую
«Из свежих примеров: численность минздрава увеличили на 99,5 единиц, в связи с тем, что полномочия с муниципального уровня переходят на краевой. Поэтому там уменьшилось, здесь добавилось. При чем здесь добавилось меньше, чем там уменьшилось», — путано объяснил замгубернатора.
Он заверил, что правительство постоянно проводит «мероприятия, направленные на сокращение количества государственных гражданских служащих». Однако, как тут же оказалось, все эти действия на деле выливаются в перетасовку тех же сотрудников по ведомствам.
«Это не значит, что мы на улицу выгоняли людей, мы проводили оптимизацию управленческих процессов. Например, 75 единиц государственных гражданских служащих из архивного агентства мы перевели в краевое госучреждение «Красноярский государственный архив». 67 единиц из минстроя перешли в «Управление капитального строительства», — поведал Пономаренко.
Сергей Пономаренко:
«Поэтому там уменьшилось, здесь добавилось. При чем здесь добавилось меньше, чем там уменьшилось»
В заключение доклада он заверил, что «курс, направленный на оптимизацию органов госвласти, будет продолжен и впредь».
Депутат Борис Мельниченко уточнил, сокращается ли число служащих в результате приватизации госпредприятий. Пономаренко ответил отрицательно, пояснив, что «зависимость здесь не линейная».
Депутата Алексея Клешко интересовало, почему никто из чиновников не пришел на комитет по местному самоуправлению, когда там обсуждался вопрос реорганизации правительства.
Пономаренко на вопрос ответил довольно резко.
Он констатировал, что данная сфера находится в собственной компетенции губернатора, поэтому он не обязан согласовывать такие решения. Кроме того, по его словам, включение вопроса в повестку заседания комитета с правительством не согласовывалось. «Поэтому так сложилось, что никто не пришел», - заключил замгубернатора.
«Получилось так!» – шутливо перевел коллегам спикер ЗС Александр Усс, разводя руками.
Кто врет, министр или депутат, так и не выяснили
Тут к обсуждению подключился и депутат Александр Симановский, поведавший, что «так сложилось» у правительства и с комитетом по природным ресурсам, где планировалось обсудить реорганизацию министерства природных ресурсов. Туда тоже не дошел никто из чиновников, хотя ждали депутаты министра Елену Вавилову.
Пономаренко парировал, что Вавилова была в командировке, к тому же перед комитетом она обсуждала преобразования с Симановским лично.
«Ту оптимизацию министерства природных ресурсов, которая была реализована в указах губернатора, мы с министром не обсуждали. Это ложный посыл», — пошел в отказ Симановский.
«Ну хорошо, значит не обсуждали, значит врет министр, к сожалению», — благосклонно согласился Пономаренко.
Депутат Петр Медведев пожаловался, что в муниципалитетах «администрации уже не вмещаются в выделенные им здания». «Вроде и предприятий там нет, а число чиновников увеличивается с каждым разом. Это и к Красноярску относится», — сказал Медведев.
«Про Красноярск сказать не могу, – отнекивался Пономаренко. – А в других муниципальных образованиях роста служащих в последние годы не происходит».
Впрочем, он согласился, что по числу работников муниципалитетов Красноярский край обгоняет другие регионы. Такую ситуацию он объяснил низкой плотностью населения и большим числом муниципальных образований, «где живет относительно мало людей, а полномочия осуществлять необходимо».
Депутат Артем Черных попросил рассказать о положительных эффектах реорганизации правительства.
Меньше начальников, больше исполнителей
«Госуправление сфера тонкая, и здесь невозможно все измерить в килограммах, штуках и заготовках, но эффекты непосредственные есть. К примеру, по министерству природных ресурсов экономия фонда заработной платы по году – 8 млн руб. Количество управленцев на количество исполнителей существенно сокращается – было 32 отдела в этих органах исполнительной власти, в укрупненном министерстве будет 20 отделов, то есть начальников отделов на количество служащих будет меньше, а людей, выполняющих реальную исполнительскую работу, больше», — ответил Пономаренко.
Клешко, выступая с заключительным словом, еще раз подчеркнул, что по числу госслужащих край занимает лидирующие позиции.
«Мы в разы отличаемся от других регионов. У нас число лиц, принимающих решения, не больше, чем у других субъектов, зато удельная доля обслуживающего персонала в структуре госорганов власти выше, чем где бы то ни было. Полагаю, этим стоит заняться в следующем году – это один из резервов оптимизации бюджетных расходов», — сказал Клешко.
Впрочем, судя по эффективности работы правительства по сокращению госслужащих в предыдущие годы, пока на этом фронте предпосылок к выдающимся результатам практически нет. Многие госслужащие из ликвидированных ведомств быстро переходят на работу в другие органы власти. Очевидно, что при таком подходе добиться значимого успеха будет сложно.
Александр ПЕТРОВ
ДЕЛА.ru