Объем розничных продаж одежды в России из-за резкого снижения объемов закупок в текущем году упадет вдвое, что приведет к уходу с рынка трети российских компаний и приходу европейских конкурентов. Таков прогноз президента Европейского совета по экспорту модной одежды (EFTEC) Рейнхарда Депфера.
Красноярские игроки подтверждают: из-за летнего падения спроса закупки осенне-зимних коллекций были сокращены на 30-55%.
При этом местные эксперты сомневаются, что европейские ритейлеры в этом сезоне рискнут войти в российские регионы.
Президент Европейского совета по экспорту модной одежды (EFTEC) Рейнхард Депфер прогнозирует падение российского рынка одежды в этом году на 50%, а в следующем — и того больше. Причина — сокращение на 40% закупок осенне-летних коллекций российскими импортерами в условиях снижения спроса.
Российский рынок одежды
упал на 50%
«В 2009 году емкость российского рынка одежды в номинальных розничных ценах составит 20,3 млрд. долларов по сравнению с 32 млрд. долларов в 2008 году.
А если учесть, что 35-40% товара осядет на складах в виде непроданных остатков, то реальный объем рынка составит 15 млрд., то есть снизится на 50%, — цитирует газета «Взгляд» выступление Рейнхарда Депфера в ходе отраслевого форума Russian Fаshion Retail.
— По нашим расчетам, в 2010 году российский рынок опустится до уровня 2004 года и составит около 17 млрд. Рынок сожмется, не исключен дефицит предложения одежды... Готов поспорить на ящик шампанского, что треть российских одежных ритейлеров средней руки не выживут и уйдут с рынка».
В 2010 году рынок опустится до уровня 2004 года
Г-н Депфер отметил, что в предкризисном 2008 году ввоз в РФ одежды из Китая снизился на 37%, однако импорт из Евросоюза вырос — на 20%.
В нынешнем году эти показатели упадут на 27% и 35% соответственно, считает он.
«Десятки, если не сотни крупных европейских ритейлеров в скором времени начнут массовое наступление на Россию. Будет очень интересно», — сказал Депфер.
В качестве примера он привел шведскую H&M, которая готовит экспансию в Россию, итальянскую MaxMara, планирующую открыть в этом году шесть новых магазинов в российских регионах, и германскую Peek & Cloppenburg, чей первый магазин откроется в Москве в ноябре этого года.
Глава EFTEC полагает, что лишь в 2011 году начнется небольшой рост продаж, который не превысит 10%. При этом эксперт рисует живописные картины будущего подъема рынка.
«Это будет решающий год для бизнеса: начнется массовая реструктуризация и консолидация рынка, будут сделки слияний и поглощений, а с 2013 года все опять пойдет вверх, начнется вторая волна розничного бума», — подчеркнул Рейнхард Депфер.
Алексей Грузиненко: дела обстоят неважно
Напомним, ранее российские эксперты отмечали, что речь идет не об уменьшении числа магазинов, а о сокращении дорогого ассортимента.
По данным исследовательского центра «Ромир», в условиях экономической нестабильности экономить на обновках готов был 61% россиян (см. «Платье только королям»).
Однако сейчас ситуация, сложившаяся на одежном рынке, заметно изменилась. Крупнейшие красноярские одежные ритейлеры признаются: дела идут не лучшим образом.
«Дела обстоят пока неважно. Основные проблемы связаны с тем, что предыдущий сезон «весна-лето-2009» показал очень низкие объемы продаж и, соответственно, имеются большие остатки сезонного непроданного товара, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ генеральный директор ГК «Ле Рой» Алексей Грузиненко.
— Как следствие, у ритейлеров не хватает оборотного капитала для выкупа товара нового сезона. Выходом является обращение к банкам за кредитами. Как сегодня «помогают» банки реальному сектору экономики, мы все знаем...».
Чтобы выйти из сложившейся ситуации и сохранить рентабельность, местные компании вынуждены были ощутимо сократить объем закупок осеннее-зимних коллекций на 2009-2010 гг.
«Закупки товара сокращали только там, где это еще было возможно. Существуют поставщики, которые не смогли изменить объемы закупок по разным собственным причинам. Таким ритейлерам будет сложнее всего. В среднем снижение объема закупок прогнозируется на 45-55%, — резюмирует Алексей Грузиненко.
— Причина такого снижения — в первую очередь негативные результаты предыдущего сезона, когда платежеспособный спрос значительно уменьшился. Поэтому практически все ритейлеры, не желая повторно «наступать на грабли», уменьшили свои товарные потоки, чтобы хоть немного приблизиться к положительной рентабельности».
Олег Ахрамович: покупательская способность красноярцев падает
Директор ГК «Завам» Олег Ахрамович отметил, что причиной сокращения объема закупок послужила и девальвации рубля.
«Мы сократили объем заказов в среднем на 30-40%, — рассказал РМ Олег Ахрамович.
— Основными причинами являются удорожание товара в связи с ростом курса евро к рублю и снижение спроса, которое связано с падением покупательской способности. Это, думаю, видно по всем направлениям, как в торговле, так и в производстве».
Эксперты также отметили, что, несмотря на экономические передряги, осенью красноярцы начали активно интересоваться одеждой.
Олег Ахрамович считает, что повышение потребительской активности обусловлено традиционными факторами: «Осенью в Красноярске в связи погодными условиями спрос всегда увеличивался».
Алексей Грузиненко, подчеркнув, что анализировать причины всплеска покупательской активности еще рано, добавил, что данная ситуация может привести к нехватке товара известных брендов.
«Сезонные колебания или восстановление рынка послужили причиной повышения спроса, можно будет сказать где-то в середине ноября. Сейчас мы можем столкнуться с парадоксальной ситуацией, когда на рынке спрос будет даже превышать предложение. То есть просто не будет хватать сезонных коллекций наиболее известных марок», — отметил г-н Грузиненко.
В прогнозах участники красноярского одежного рынка осторожно-пессимистичны. Алексей Грузиненко хоть и уверен, что осенью некоторые красноярские ритейлеры будут вынуждены закрыть свои магазины, сомневается, что их место займут европейские компании.
Осень: красноярцы
все-таки покупают!
«Называть точную цифру, на мой взгляд, сложно и безответственно. Но еще одна волна закрытий магазинов нам предстоит этой осенью, это точно, — заявил эксперт.
— Кто займет их места? Сомневаюсь, что европейские ритейлеры рискнут самостоятельно войти в российские регионы.
Даже москвичи пока не торопятся проявлять активность на местном уровне, и не безосновательно — развиваться нужно там, где спрос недооценен и есть хорошие перспективы. К сожалению, наш местный рынок таких сигналов не посылает».
Олег Ахрамович возможность прихода на российский одежный рынок иностранных компаний под сомнение ставить не стал, указав на то, что множество «европейцев» работают только по франшизе во всем мире и в той же России.
«Решение о начале работы в России компании H&M было принято еще до начала кризиса, а не сейчас и, безусловно, H&M заберет достаточную часть рынка, — уверяет г-н Ахрамович.
— Скорее всего, сейчас начнется перераспределение рынка между торговыми марками. В связи с тем, что российских торговых марок мало, перераспределение рынка в большей степени будет идти между европейскими брендами».
С одной стороны, невесело осознавать, что в будущем году одежный рынок упадет до показателей пятилетней давности. С другой, нет худа без добра: после кризиса нового потребительского бума одежным ритейлерам не избежать. Ведь по данным исследования корпорации Nielsen, покупка одежды как была, так и осталась у россиян одной из приоритетных статей расходов.
Юлия СПИРИНА
РЕКЛАМА-МАМА