В условиях несовершенства экологической политики главная роль в сохранении окружающей среды принадлежит сегодня инициативам, выдвигаемым промышленными предприятиями, — к такому выводу пришли участники состоявшегося недавно круглого стола «Экология и крупный бизнес: как снизить воздействие на окружающую среду».
При этом важным прецедентом для совершенствования российского законодательства в области экологии было названо соглашение, заключенное между Росприроднадзором и ОАО «ГМК «Норильский никель».
«К сожалению, ни о какой системной государственной политике в области экологии мы сегодня говорить не можем. И отсюда весь тот круг проблем, который связан с экономическим развитием нашей страны», — начал свое выступление на круглом столе председатель Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования Александр Малышевский.
В Москве состоялся круглый стол
«Экология и крупный бизнес: как снизить воздействие на окружающую среду»
По его словам, 80% российских экологических законов сейчас не применяется. И даже несмотря на то, что с 2015 г. штрафные санкции за негативное воздействие на окружающую среду и накопленный экологический ущерб вырастут в разы, ситуацию это не изменит, ведь логика действия законодательства останется прежней: государство слабо или никак не побуждает бизнес вкладываться в развитие экологических мероприятий, всем экономическим инструментам предпочитая штрафы.
Понятно, что такой подход вряд ли вдохновит бизнес на разработку масштабных и долгосрочных природоохранных программ: работать «в условиях, когда постоянно меняются правила игры, невозможно», отметили представители бизнеса, присутствовавшие на круглом столе.
Выходом здесь могла бы стать системная работа по объективному изучению экологических рисков, введение экологического страхования, экологический аудит, а также, разумеется, экономические стимулы и открытая, прозрачная политика со стороны государства. В противном случае бизнес неизбежно будет искать способы уйти от экологических платежей, которые, по словам представителя Росприроднадзора, «растворяются в бюджетах всех уровней».
Безусловно, определенную роль здесь играет и некоторое «отставание» российского менталитета от общемировых представлений о проблеме.
«Под словом «экология» мы понимаем затратную часть. На самом деле весь мир уже вступил на рельсы «зеленой» экономики, и экология — это очень прибыльное дело», — считает председатель российской экологической партии «Зеленые» Анатолий Панфилов.
По его мнению, при правильном изменении законодательной базы можно не только обеспечить сохранность окружающей среды, но и приносить дополнительно в бюджет 100 млрд руб. в год.
Однако на сегодняшний день изменить ситуацию объективно могут лишь соглашения между конкретными предприятиями и государством, а не просто плата компании за негативное воздействие на окружающую среду.
«Важным прецедентом» в этой области Александр Малышевский назвал соглашение Росприроднадзора с ОАО «ГМК «Норильский никель», заключенное еще в 2010 г.
«Если соглашение с «Норильским никелем» не будет считаться важнейшим пилотным проектом для совершенствования российского законодательства, то ни одно металлургическое предприятие не станет взаимодействовать с государством», — отметил Малышевский.
(К слову, тогда, в 2010-м, российское правительство предложило распространить подобный опыт на всю металлургическую отрасль, однако ни одна компания, кроме «Норникеля», идею не поддержала).
Воздух Норильска с каждым годом становится все чище
Основная цель соглашения — уйти от формальных проверок, которые Росприроднадзор имеет право проводить не чаще одного раза в три года, при этом срок проверки не может превышать 20 дней. Вместо этого предприятие ежеквартально отчитывается перед Росприроднадзором — таким образом, анализ экологической обстановки происходит практически в режиме реального времени; появляется возможность подключать к процессу независимых экспертов и информировать о состоянии дел общественность.
Действительно, проверить такой гигант, как «Норникель», за 20 дней практически невозможно (разумеется, как и любое предприятие подобного масштаба) – «можно найти какие-то формальные нарушения, но это будет несерьезно», считает начальник управления экологического регулирования ГМК «Норильский никель» Константин Машкович.
«Лучше устранять текущие недостатки оперативно, чтобы они не накапливались», — поясняет он.
Как отмечает г-н Машкович, речь идет «об информационном взаимодействии». Взаимодействие это подразумевает обмен планами, предоставление дополнительных отчетов, проведение совместных с контролирующим органом конференций и семинаров и т.д.
Такой – более детализированный – контроль, по словам Константина Машковича, это способ для бизнеса уменьшить экологические риски.
Ведь с каждым годом предприятие увеличивает расходы на природоохранное оборудование — с 5,5 млрд руб. в 2004 г. до 12 млрд. в 2011-м (см. подр. «Воздух Норильска становится чище»). При этом затраты на капитальные вложения составили 3,6 млрд руб. в 2011 г., а в 2012-м прогнозируются на уровне в 4,6 млрд.
Такие траты позволят реализовать давнее решение «Норникеля» и существенно снизить выбросы диоксида серы. Однако проблемы конкретной компании сейчас можно обсудить только таким образом: в рамках соглашений с Роспотребнадзором, Минприроды, Роспотребнадзороми другими ведомствами, уверен Машкович. При этом, по его словам, соглашение с надзорным ведомством не касается разрешительной деятельности «Норникеля».
«Лицензии, разрешения на выбросы мы получаем безотносительно того, участвуем в этом соглашении или нет. Соглашение — это неформальный контроль нашей деятельности, пусть и не предусмотренный законодательством. Ну и что? Это европейский стиль работы», — сказал он (см. также «Четыре года до чистого воздуха»).
В настоящее время в Заполярном филиале компании ведется закладка не используемых подземных выработок хвостами, образующимися в процессе обогащения руд, а также планируется строительство обогатительной фабрики рядом с накопившимися шлакоотвалами для их переработки.
Кроме того, «Норильский никель» в рамках реализации экологической стратегии недавно провел тендер для решения одной из основных проблем, связанных с выбросами диоксида серы. По итогам конкурса была выбрана итальянская компания Techint, с которой заключен контракт на выполнение проекта по утилизации диоксида серы.
Реализация проекта позволит утилизировать 95% выбросов серы в атмосферу.