статья/бизнес

Нет никакой конкуренции

ДЕЛА.ru продолжают публиковать мнения представителей красно­ярского бизнес-сообщества по актуальным темам. На этот раз о конкуренции в деловой среде рассуждает Максим Терский, директор клиники «Семья и здоровье», кандидат медицинских наук.

Есть один очень нелепый, но вездесущий «пунктик» в стратегиях предпринимателей. Озабоченность действиями конкурентов. Считается, что все успехи и неудачи связаны именно с тем, как ведут себя похожие компании. Они ведут себя плохо. Уводят клиентов. От них бы избавиться, их бы задавить, и вот тогда заживем. Выбить у конкурента почву из-под ног даже себе в ущерб, как мечтательно говорят бизнес-наполеоны: «эта крылатая фраза — в розницу по оптовым ценам!» Почему-то редко кому приходит в голову, что на месте этого ушедшего с рынка врага может появиться другой, или два, или даже три.

Максим Терский
Максим Терский, директор клиники «Семья и здоровье»

Но если мы оглянемся вокруг, посмотрим взглядом потребителя, то быстро обнаружим отсутствие товаров и услуг, которые бы полностью удовлетворяли наш взыскательный спрос. В современном мире потребитель остается доволен тогда, когда производителю или сервису удается его удивить. Мы толком не знаем, чего хотим, но требуем от товара опережения наших желаний.

Спускаясь на грешную землю, вдруг понимаем, что это не Земля даже, а скорее Марс с его отсутствием какой-либо растительности, где условный глоток воды по стоимости приближается к звездолету. Какой там новый невиданный продукт?

В реальной жизни инновацией можно считать любое качественное оказание услуги, соответствующей нашему представлению о ней.

Когда, например, в автосервисе вам не предлагают записаться на первичный осмотр автомобиля не раньше чем через месяц, а затем подождать еще четыре месяца, пока привезут деталь на замену, потому что заранее привезти — это им дорого хранить на складе. И вместо того, чтобы уйти от такого поставщика услуг, потребитель послушно записывается в очередь и безропотно ждет, пока доставят его заказ из-за границы. Да еще: «это вам в отдел запчастей надо, пройдите в другой конец зала от туалета направо». Ушел бы, да в другом сервисе то же самое, только чуть дороже. Это же касается любой, ну, или, осторожно скажем, почти любой отрасли. Предложения на рынке предостаточно, а податься некуда. А вы говорите, конкуренция!

Другой пример: медицина. Рынок настолько перекошен в сторону неудовлетворенного спроса, что частным клиникам лучше заняться не огораживанием от конкурентов, а объединением усилий и ресурсов, чтобы хоть как-то соответствовать современным ожиданиям пациентов.

Медицина как бизнес ничуть не проще, чем автосервис. Здесь сдвиг сроков оказания услуги переносится в прямом смысле слова болезненно.

Аналитики прогнозируют рост рынка платных медицинских услуг до 2017 г. в среднем на 13% ежегодно — вероятно, развитие платной медицины может быть связано с реформой. За четыре года (с 2010 по 2013) рынок увеличился на 34%, до 1,2 трлн руб.

Сумма внушительная, но, к сожалению, и здесь ни о какой честной конкуренции, которая должна была бы двигать прогресс и приводить к улучшению качества и снижению цен, речи не идет. Большую, с ударением на первый слог, долю пирога откусывают государствен­ные клиники, где узаконены платные услуги. Цены в них часто даже выше частных клиник, у которых нет такого щедрого инвестора за спиной, как федеральный бюджет.

Медицина
В медицине нет конкуренции, как нет ее и в других сферах

По всей видимости, текущая в настоящее время реформа системы здравоохранения подразумевает расширение сферы платных услуг. Они будут внедряться в тех учреждениях, где их раньше не было, а в тех, где были — цены вырастут, а возможность получения бесплатной медицинской помощи уменьшится.

Уже объявлено сокращение бюджетного финанси­рования государственных медучреждений. С 1 января 2015 г. финансирование больниц и поликлиник будет осуществляться только через систему обязательного медицинского страхования, это так называемое «одноканальное» финансирование. Без дополнитель­ных дотаций из бюджета, как сейчас. Выпадающие доходы государственные учреждения будут компенсировать за счет пациентов.

Другими словами, ни о каком улучшении качества и снижении цен как цели речи не идет.

Конкуренция в этом смысле не работает так, как должна бы теоретически. Но если теория не подтверждается практикой, то тем хуже для практики. Это не значит, что конкуренция вдруг изменила свои результирующие. Просто она отсутствует в этой сфере, ее нет.

Напоследок еще один пример из другой отрасли. Довелось сопровождать руководителя одного крупного частного инвестфонда в его туре по венчурному инвестированию. К его вниманию были предложены сотни стартапов. Между собой все они конкурировали за этот денежный мешок. Финансирования не получил никто. Это все происки конкурентов, сказали компании.

© ДЕЛА.ru

 

ещё по теме на ДЕЛА.ru
новости

Александр Усс: Красноярск может быть реальной столицей Сибири

Александр Усс: Красноярск может быть реальной столицей СибириГубернатор Красноярского края Александр Усс выступил на сессии Заксобрания с отчетом о работе правительства региона в 2018 году …

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

⬇ Подпишись и читай нас в соцсетях ⬇ X
Нажми на кнопку  ►► ◄◄
Нажми на кнопку  ►►