На выходных в Красноярске прошла очередная попытка объединения оппозиции. В город прибыли сразу два представителя московских оппозиционных сил — в субботу к нам наведалась Ксения Собчак, а в воскресенье — Геннадий Гудков.
Первая отметилась встречей с фан-клубом и поучаствовала в «открытом» круглом столе о гражданском обществе, куда пускали по спискам. Второй призывал оппозиционные силы к единению на митинге, после которого саму идею существования публичной оппозиции в городе впору ставить под сомнение.
Суббота и Собчак
Собчак поделилась с красноярцами секретами известности
Встреча прессы и светской львицы, которая привезла в Красноярск семинар со скромным названием «Ксения Собчак – это бренд», была намечена на 12:30 в MixMax, однако столичная звезда задерживалась.
Журналистов мимо угрюмых охранников провожали в закулисье выставочного комплекса и рассаживали в переговорном зале. Табличка перед микрофоном, установленным для московской гостьи, гласила, что «Ксения Собчак — общественный деятель, телеведущая, журналистка, писательница».
За местом для Собчак был развернут баннер, на которым зелеными буквами значилось малопонятное: «НЭРа — новая экономическая реальность, построенная для тебя». Впрочем, быстро выяснилось, что это название организации, ангажировавшей Ксению в Красноярск.
Представительница компании Татьяна Ведмеденко пожаловалась журналистам, что «привезти такую звезду было невероятно сложно» — свой мастер-класс она обычно ведет в Москве, а «ее график расписан на 10 лет вперед». Ведмеденко рассказала, что опаздывает Собчак потому, что «была в Москве на мероприятии всю ночь», должна была прилететь в Красноярск в 6 утра, а прилетела в 11.
Билеты на семинар, по ее словам, расходились тяжело — потому что люди «не воспринимают ее как серьезного человека, ждут, что она споет или станцует».
В итоге продались почти все вип-места — по 5 тыс. руб. — и самые дешевые — по 800 руб. Ведмеденко призналась, что по билетам привоз Собчак не окупается.
Пресса меж тем все прибывала и прибывала — приезд столичной дивы вызвал нешуточный интерес. Наконец с опозданием на час Ксения Собчак появилась в зале. Она с ходу поучила местных журналистов профессионализму, посоветовав, приводя факты, всегда ссылаться на источники, и рассказала, что «основной, ядерный электорат» ее семинара — «это молодые девушки от 20 до 30», которые хотят понять, «как построить себя и свою карьеру».
Впрочем, вскоре разговор предсказуемо скатился в политику — Собчак призналась, что помимо проведения семинара ее «попросили принять участие в открытом круглом столе, где мы сможем обсудить проблематику выборов».
«Я не уверена, что сейчас, учитывая, что выборы совсем скоро, конкретно в Красноярске можно изменить ситуацию — я в этом сомневаюсь. Но я с удовольствием поделюсь своим мнением по поводу того, каким образом должны выглядеть региональные выборы, чтобы у оппозиции действительно были шансы их выигрывать.
На круглом столе заявлены самые разные эксперты, в том числе, насколько я знаю, несколько кандидатов в мэры. Я буду просто выступать со своей позицией — как я вижу структурно ту систему, которую нужно внедрить по регионам, чтобы можно было противопоставить какого-то одного оппозиционного кандидата кандидату от правящей партии», — сказала Собчак. Вместе с тем она заявила, что «не приехала в поддержку какого-либо кандидата» (см. подр. «Ксения Собчак – в Красноярске шансов у оппозиции мало»).
Говоря о настроениях людей в провинции, Собчак признала, что «люди здесь еще более (по сравнению с Москвой. — Ред.) зажаты, запуганы, а иногда просто равнодушны, и это является самой большой проблемой». Однако, по ее мнению, все изменит распространение интернета.
«Сейчас мы находимся между двумя непересекающимися мирами — интернета и федеральных каналов. И формируется одно поколение, которое понимает, что такое блоги, хэштеги, youtube и реальные новости. И другое, которое живет исключительно федеральным вещанием. Вся эта система, конечно, полный сюр, потому что формируется огромная поколенческая пропасть. Страна начинает делиться на тех, кто в теме, и тех, кто с каналом НТВ, и это гораздо более трагичный и страшный процесс», — сказала Собчак.
В какой-то момент своей речи она чихнула и призналась, что, кажется, простудилась: «У вас оказалось гораздо холоднее, чем я предполагала, я забыла, что Красноярск — это Сибирь, и очень легко оделась».
«Я до недавнего времени была человеком телевидения, а теперь меня опустили до уровня блоггера. Разрыв уже по такой плоскости пошел, что ты не можешь быть и в интернете, и в телевидении, и моя судьба тому пример. Дверь закрыта на телевидение — я точно знаю, что это прямое указание по всем каналам. После этого разговор о цензуре может быть закрыт. И это при том, что я не являюсь оппозиционером.
Оппозиционер — это человек, который выходит с какой-то альтернативной политической платформой. В этом смысле из всех людей на этих митингах оппозиционерами можно назвать только левый фронт Удальцова. А люди просто выходят и просят соблюдать существующие законы, но даже их сейчас начинают клеймить позором».
Круглый стол оказался закрытым: «Красноярск — дело темное»
В завершение пресс-конференции не обошлось без обязательного вопроса про продолжение участия Собчак в проекте «Дом-2».
«Для меня внутренне этот вопрос уже решен, но у меня есть контрактные организации, и я как человек обязательный всегда выполняю свои договоренности», — заявила на это светская львица и отправилась проводить семинар.
Народ на Собчак валил валом — и в основном, как она сама и предрекала, это были молодые девушки. Вопреки ожиданиям корреспондента ДЕЛА.ru, в основной массе люди пришли сюда не за кусочком московской площадной революции, а просто поглазеть на взрастившего их с экрана телевизора кумира.
В том же тоне прошла и сама встреча — со сцены, из красного кожаного кресла, Собчак наставительным тоном беседовала с залом на свободные темы.
Тем временем, услышав про открытый круглый стол с кандидатами в мэры, в MixMax приехали кандидаты Константин Сенченко и Сергей Толмачев.
Однако когда семинар закончился и Собчак проследовала в переговорный зал, оказалось, что пускают туда лишь по списку из 27 фамилий, среди которых из кандидатов в мэры значились только Эдхам Акбулатов и Михаил Осколков. Кроме того, приглашены были замгубернатора Сергей Пономаренко и оппозиционер Денис Стяжкин, систематически освещающий деятельность Осколкова.
В итоге Акбулатов и Пономаренко на встречу не приехали, а ряд журналистов и кандидаты Сенченко и Толмачев так и не смогли попасть внутрь. Сегодня Ведмеденко пояснила ДЕЛА.ru, что к организации круглого стола НЭРа отношения не имела, и кто его организовывал, ей неизвестно.
Позже сама Собчак у себя в твиттере резюмировала: «Вылетаю из Красноярска. Была на круглом столе, куда почему-то пустили не всех кандидатов в мэры:(. Красноярск — дело темное».
Воскресенье и Гудков
Вечером субботы и в ночь на воскресенье весь город оказался облеплен плакатами, призывающими горожан прибыть 27 мая в 18:00 на Красную площадь, на митинг объединенной оппозиции.
По слухам, выступать на нем должны были депутат Госдумы Геннадий Гудков, который подтвердил информацию в твиттере, а также писатель Михаил Веллер и тележурналист Леонид Парфенов.
Митинговать на Красную площадь пришли в основном студенты
Со стороны организаторов пустить такой слух было очень удачным информационным ходом — забегая вперед, отметим, что те немногие случайные люди, что самостоятельно пришли на этот митинг, явились туда именно на Парфенова. Хотя никакого Парфенова в итоге не оказалось.
Прибыв в 17:50 на место, корреспондент ДЕЛА.ru чуть не был затоптан колонной студентов в оранжевых накидках с цветастыми флагами.
У каждого к спине иголками была пришпилена агитлистовка: «Нам нужен новый мэр! Наш город будет другим!».
Впрочем, много людей шло и без накидок — но обязательно с приколотой листовкой. За музыкальным театром с ноги на ногу переминалась синяя колонна ЛДПР.
Построение колонн было организованным
На Красной площади работа кипела — координаторы зычными голосами указывали, куда строиться все прибывающим студентам в накидках и с флагами. Приказы терялись за живой музыкой — на импровизированной сцене хиты русского рока играла группа «Макароны по-флотски». Случайные прохожие ошалело наблюдали за общей картиной построения со стороны, очевидно опасаясь быть случайно втянутыми в процесс.
Между тем со стороны стелы картинка выглядела почти образцово — вот стоит колонна в оранжевом за Коропачинского, вот люди в белом и с разноцветными шариками — за Сенченко, вот подтянулась колонна ЛДПР в синем и с синими флагами — за Подоляк, а вот группа людей с плакатами «За Толмачева».
И если колонны от партий были вполне оправданны, то существование толп людей, готовых добровольно выйти и поддержать самовыдвиженцев, вызывало массу вопросов.
Всего на площади собралось от 1 до 2 тыс. человек. Почти все — студенты. На плакатах — никакого креатива,
как было на митингах зимой: все транспаранты изготовлены по одним и тем же образцам.
Корреспондент ДЕЛА.ru отправился в народ, где несколько молодых людей подтвердили ему, что пришли на митинг за деньги.
Четверка кандидатов подтвердила свое намерение устроить народные праймериз
Андрей Кочкун
Митинг тем временем начался — ведущий Владимир Перекотий устроил перекличку среди присутствующих. «Кто поддерживает Сенченко?.. Кто здесь от Коропачинского?» — спрашивал Перекотий, но люди отвечали вяло. Со стороны казалось, что, несмотря на яркие накидки, они довольно слабо представляют, кого же собственно поддерживают.
Весь пафос митинга свелся к тому, что четыре кандидата, называющих себя оппозиционными, — Подоляк от ЛДПР, Коропачинский от «Справедливой России» (к слову, еще недавно состоявший в «ЕР»), политтехнолог Толмачев (возглавлявший региональный штаб «ЕР» на президентских и думских выборах), бизнесмен Сенченко — еще раз заявили о своем намерении провести в ближайшие выходные народные праймериз, определить с их помощью единого кандидата и объединиться ради его победы (см. подр. «Кандидаты подписались под праймериз»).
В поддержку объединительных процессов среди оппозиции выступил депутат Госдумы Геннадий Гудков.
«Я приехал сюда, чтобы поддержать не столько кандидатов, сколько то, что вы делаете: это объединительный процесс, и это важно для будущего всей страны. Сегодня очевиден кризис власти, и важно ответить ей объединительным процессом. Мы здесь власть, народ России, а не те, кто нам навязывает чиновников, начальников и своих кандидатов. Каждому городу России нужно сказать: надо делать так, как в Красноярске. Сегодня должны объединяться все здоровые силы общества, потому что власть захвачена», — сказал Гудков, попутно призвав «жуликов и воров, страны под собой не чующих, уйти добровольно».
После митинга неизвестные раздавали деньги его участникам
После того как было объявлено о завершении акции, площадь опустела в минуты. Студенты стояли на остановках, теребя в руках сорванные со спин и свернутые в трубочки листовки.
А вечером в сети появились фотографии и видеоролики, которые, по мнению выкладывавших их людей, фиксировали, как массовке раздавали деньги за участие в митинге.
На видео действительно раздают деньги после митинга, но штабы всех кандидатов от причастности к этому ожидаемо открещиваются.
В итоге сегодня бытуют полярные мнения. Одни говорят, что попытка объединения оппозиции состоялась, и это уже хорошо — независимо от сопутствующих факторов. Другие считают, что митинг дискредитировал саму идею существования оппозиции в отдельно взятом городе страны.
Александр ПЕТРОВ
ДЕЛА.ru
ссылка на комментарий
Владимир Перекотий
генеральный директор медиа-группы «Дела»
Прочитал репортаж.
Рад, что ДЕЛА.ru теперь уже с очевидностью проявили себя как независимое издание. Ведь только в независимом издании корреспондент имеет право высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с оценками владельца, не правда ли? Потому и решил прокомментировать. Как любой читатель портала — имею право.
Сделал для себя пару выводов.
Первое. Могу сказать, что эта статья — один из немногих примеров, когда корреспонденту не удалось остаться непредвзятым. Хотя попадать в сети пропагандистов власти ему, подозреваю, и не хотелось. Но интонация материала пронизана гражданской иронией по поводу митинга без малейшей попытки политического анализа происходящего :).
Второе, по сути.
То, что происходит на нынешних выборах, только подтверждает катастрофический уровень самосознания граждан в России.
С одной стороны, главные оппоненты ЕР на политическом фронте даже стилистически не чураются методов, за которые так не любит «партию жуликов и воров» либеральная общественность. И я не люблю. И корреспондент, судя по тексту, не любит.
Но это не меняет сути происходящего: в Красноярске очевидна попытка объединения разных политических сил против партии власти. Все помнят декабрь. Тогда многим показалось, что до изменения системы почти подать рукой. Но власть действовала грамотно и технологично — уже выборы президента это продемонстрировали. И лично мне понятно: желающие изменений должны не только поддаваться порывам души, но и содействовать, пусть не идеальным, но новым участникам политического процесса.
Казалось бы — уж кому, как не складывающейся коалиции, должны содействовать самые ярые оппоненты действующей вертикали, те, кто не хочет видеть мэром прямого назначенца «Единой России»?
Тут ведь варианта всего два. Представителю коалиции, который победит в праймериз, в так называемом «первом туре» уже через неделю. Или Алексею Подкорытову. Иных вариантов нет (особенно после «осколковского круглого стола с Собчак»), это очевидно. Но нет. Мы страстно полощем в сети пусть пока и неокрепшую, но реальную попытку объединения для противостояния партии власти. Вместо того, например, чтоб убеждать Алексея Подкорытова и Анатолия Быкова присоединиться к идее праймериз. И, может, в них даже победить.
Почему?
Да потому что рефлексы первого уровня мешают эффективной работе мозга.
И, наконец, третье. Душевное.
Последнее десятилетие добавило людям денег, но, увы, не добавило умения думать. Даже в моем родном Красноярске многие вполне неглупые люди демократических взглядов, вместо того чтоб действовать в противостоянии с монополистом эффективно... весело и с огоньком машут веслами по воздуху. И целиком действуют в рамках технологических целей власти — чтобы даже противники «Единой России» с легкой душой проголосовали за ее кандидата.
А мозг должен не только быть, но и работать, ребята. Иначе технологи руководящей и направляющей так и будут водить всех нас за нос. С их узурпированными медийными и силовыми ресурсами — годами.
Привет редакции и Александру Петрову :).