ДЕЛА.ru нечасто пишут на социальные темы. Однако за сугубо студенческой проблемой плохого питания стоит вполне очевидное столкновение бизнес-интересов игроков весьма прибыльного рынка. Дружественный нашему изданию автор провел свое журналистское расследование.
Студентов СФУ с нового учебного года кормит московская компания: цены выросли, порции — нет
Суть дела в следующем. Новый учебный год преподнес студентам и сотрудникам СФУ малоприятный сюрприз: цены в столовых заметно выросли, а качество предлагаемых блюд столь же заметно снизилось. К примеру, если в прошлом году обед из четырех блюд стоил около 100 руб., то с сентября цена набора самых дешевых блюд превысила 120 руб., а «царской трапезы» из самых дорогих — 200 руб.
«Судя, по крайней мере, по нашему буфету, поставщик сменился. В худшую сторону. На правом берегу стало реально хуже и дороже», — отметил сотрудник СФУ ИГДГГ Павел Самородский.
Студенты согласны: по словам третьекурсницы ИФБиБТ Ольги Сазоновой, начало нового учебного года огорчило повышением цен в столовой главного корпуса СФУ.
«Если в прошлом году можно было уложиться в 50–80 руб., чтобы относительно сытно поесть, то теперь — минимум 150 руб. Конечно, кушать хочется всегда, но теперь проще сходить в общагу и поесть там. Иногда приходится, конечно, идти в столовую, но стараешься уложиться в минимум. Суп и хлеб. Это более чем печально. Приходится ограничивать себя в еде», — говорит Сазонова.
Студентка Анастасия Ваключева добавляет:
«Предприимчивые владельцы придумали «сюрприз» для студентов — бизнес-ланч за 99 руб., как в лучших ресторанах. Но даже от этого не становится легче. Еще в прошлом семестре я могла купить котлету с картошкой и компотом рублей на 50–60 и быстро перекусить рублей за 30. А сейчас та же самая порция стоит больше сотни».
Недовольных оказалось много, в профком и прочие заинтересованные инстанции потекли рекой жалобы и претензии.
Их не оставили без внимания, и, как сообщил сайт СФУ, 14 октября генеральный директор компании-аутсорсера ООО «Сервис-МАКС» Сергей Кузнецов и председатель ППОС СФУ Екатерина Сидоренко подписали соглашение. В соответствии с этим документом «Сервис-МАКС» не может повышать цены без согласования с профсоюзными организациями вуза.
«Каждый день в столовой вы сможете делать выбор между стандартным меню, предложениями комплексного обеда и блюдами из специального меню, цены на которое мы и «отбивали» все это время… Порции будут больше», — говорилось в сообщении профкома.
В «специальное меню» вошли блюда по демократичным ценам. Однако в реальном меню столовой от 29 октября достижения профкома выглядели более чем скромно. Во-первых, порции не стали больше. Во-вторых, цены отличались от заявленных. Так что 28 октября под сообщением профкома СФУ об успехах появилась запись-отзыв:
«Если честно, столовая не стала лучше, а только хуже… Обидно, что ты платишь за то, чем можешь подавиться. Спасибо всем тем, кто поспособствовал работе такой столовой. Обидно, что студент и в столовой ущемлен».
Порции в студенческой столовой весьма скромные
По словам сотрудников и студентов СФУ, «комбо-обеды» (99 руб. — салат, первое, второе и хлеб) восторга ни у кого не вызывают. «Комплектация» каждый день разная, но единственная, а выбирать другие блюда нельзя. Напиток в комплекс не входит. И нередко в «комбо-обеды» включают то, что по доброй воле брать никто не стал бы…
Что касается блюд из «специального меню», то они есть не всегда, и порой цены на них в меню сильно разнятся с ценами в соглашении.
И тут сам собой стал напрашиваться вопрос: откуда взялась компания «Сервис-МАКС»? Увы, она оказалась не слишком известной, и информации о ней в свободном доступе немного. Единственное упоминание удалось обнаружить на сайте НГС в разделе «Работа». «ООО «Сервис-МАКС». Общественное питание. Корпоративные столовые, буфеты, пищевое производство на базе Сибирского федерального университета».
Архивная выписка из ЕГРЮЛ ФНС России на октябрь 2012 года гласит:
Общество с ограниченной ответственностью «Сервис-МАКС»
Регион Москва
ОГРН 1117746910060
ОКПО 37216947
ИНН 7704795067
Адрес: 107113, г Москва, ул 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 1.
На октябрь 2013 года компания «Сервис-МАКС» находилась в управлении ООО «РБЕ-Кейтеринг». А генеральный директор Сергей Кузнецов в этой корпорации занимал должность руководителя направления RBE Рестораны. Из его солидной биографии выяснилось также, что в прошлом, с 2006 г., он работал в компании ОМС, «где успешно создал сеть корпоративного питания».
Неоднозначные успехи корпорации ОМС в создании сетей корпоративного питания одно время бурно обсуждали в интернете.
В 2010 г. Санкт-Петербургский государственный университет упразднил подразделения по организации питания и нанял некое ООО «ОМС-СПб Кейтеринг», одно из подразделений корпорации ОМС, принадлежащей бизнесмену Виктору Найшуллеру.
«Не прошло и месяца после начала обучения, как более 600 студентов и их сторонников объединились в намерении объявить бойкот столовым, в которых стали подавать «отвратительную кормежку» и «заряжать цены». Скандал имел широкий общественный резонанс. В результате переговоров представителей вуза и «ОМС-СПб Кейтеринг» в конце сентября произошел «столовый переворот» — были снижены цены и вроде как повышено качество питания» (портал DP.ru).
Какая знакомая история! Именно так и развивались события в СФУ совсем недавно. Видимо, навык организации успешных сетей общественного питания дал о себе знать, а руководитель ООО «Сервис-МАКС» не устоял перед соблазном внедрить знакомую схему на новом объекте. Однако открытым остался вопрос,
каким образом никому прежде не известная компания получила статус «кормильца» Сибирского федерального университета,
а вместе с ним — 30 объектов общественного питания по всему городу…
По данным системы «СПАРК-Маркетинг», ООО «Сервис-МАКС» за два года существования принимало участие всего в двух торговых процедурах. И в обеих победителем стали другие предприятия. И ни одна из этих процедур совершенно не касалась СФУ.
Зато СФУ касался аукцион «№ 119-12/А по выбору исполнителя на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся и работников ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». Который должен был пройти 08.11.2012 в 14 ч. 30 мин. (красноярского времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 79, ауд. 31-09.
Согласно информации, размещенной на сайте госзакупок, заявки на участие в этом аукционе подали шесть предприятий: ООО «АкТрансСервис», ООО «Интертелеком Р», ООО «КРАСОПТ», ООО «Ротекс» и ООО «Спецгазнефть».
Итоги должны были подводиться 15 ноября 2012 года, но… Накануне, 14 ноября, заказчик от аукциона отказался, о чем сообщил извещением установленной формы:
«Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет») в соответствии с ч. 3 ст. 20 Правил закупки товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» сообщает об отказе от проведения открытого аукциона № 119-12/А по выбору исполнителя на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся и работников ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет».
Всего через полгода неразыгранный «лот» оказался в полном и безраздельном ведении ООО «Сервис-МАКС» — компании двух лет от роду с юридическим адресом в Москве и руководителем из топ-менеджмента корпорации РБЕ, имеющей самарскую прописку.
И ни один из участников незавершенного аукциона не высказал протеста.
Светлана Сергеева, заместитель директора ООО «ОМС-Красноярск»:
«Мы подавали заявку на этот аукцион, и у нас было очень хорошее предложение по ценам. И мы были очень удивлены, когда нам сообщили, что второго тура не будет — «в связи с изменением законодательства». В СФУ нам пояснили, что теперь они могут сами выбирать поставщика услуги на свое усмотрение».
Яна Кандрина, руководитель производства ООО «Интертелеком Р» (в 2012 году), рассказала:
«Нам позвонили из СФУ и сообщили, что аукцион отменяется, поскольку вступили в действие какие-то поправки к закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Подробности мы не выясняли».
А напрасно. Как минимум, стоило обратиться в УФАС, чтобы получить подробные разъяснения.
Конкурс на организацию питания студентов СФУ был внезапно отменен
По словам Олега Харченко, заместителя руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, благодаря изменениям в федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» автономные учреждения, коим является СФУ, могут при выборе поставщика руководствоваться своим собственным внутренним положением о закупках. В которое соответственно могут вносить какие угодно изменения.
И тем не менее если бы предприятия, получившие уведомление об отмене аукциона, обратились в УФАС,
это стало бы поводом для проверки законности всего происходящего.
Вполне возможно, ситуация для ООО «Сервис-МАКС» выглядела бы сейчас иначе. К примеру, в действующих «Правилах закупки товаров, работ, услуг для нужд ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», размещенных на сайте СФУ, не нашлось никаких особенных условий, согласно которым «закупку» услуги по организации общественного питания следовало бы проводить каким-то особенным образом, минуя аукцион.
Галина КОШКИНА