Правительственная комиссия под руководством Михаила Кузичева продолжает расследовать ситуацию вокруг башенных кранов китайского производства. Практически по всем подобным объектам, работающим в крае, выявлены достаточно серьезные нарушения. Кроме того, обнажилась новая проблема, которую теперь также предстоит решать властям.
Первый шок
Напомним. Строительный кран упал в Красноярске 26 марта. Произошло это в Советском районе города, у строящегося объекта на перекрестке улиц 9 Мая и Водопьянова. Рухнул кран прямо на проезжую часть, частично перегородив ее и парализовав движение транспорта.
По данным МЧС по краю, в этом происшествии пострадали 6 человек, 2 из них в тяжелом состоянии госпитализированы в реанимационное отделение краевой больницы, 4 получили травмы средней степени тяжести. Причем 5 пострадавших — это участники движения (водители легковых автомобилей), один человек — крановщик, который при падении находился в кабине крана и был зажат металлическими конструкциями. Погибших, к счастью, нет.
В тот же день стало известно, что прокуратура Красноярска возбудила уголовное дело по факту этого падения.
Было установлено, что упавший кран грузоподъемностью 8 тонн был изготовлен в Китае в 2007 году, сертифицирован для использования на территории РФ. В мае 2009 года оборудование прошло динамические и статические испытания и техническое освидетельствование.
Как заявил тремя днями позже генеральный директор ПСК «Омега», которой и принадлежит упавший кран, Александр Пуртов, сейчас очень трудно сказать, какова причина ЧП.
— Не нужно делать поспешных выводов, — заявил он, — прежде нужно собрать всю информацию, чтобы, никого не обижая, объявить причину.
Меж тем еще 28 марта на заседании краевого правительства было решено в течение трех дней проверить все башенные краны, изготовленные в Китае. В случае обнаружения технических неисправностей их работа на стройплощадках будет запрещена.
Председатель краевого правительства Эдхам Акбулатов тогда поручил сформировать рабочую группу по выработке комплекса профилактических мер для недопущения подобных случаев в будущем и разработке регламента применения иностранной техники на строительных площадках региона.
— Пока рано делать какие-либо выводы, — сказал он, — следственные мероприятия организованы надлежащим образом, результаты мы ожидаем уже через две недели. Однако при первом анализе ситуации сложилось впечатление, что кран изготовлен неквалифицированно, с использованием некачественной стали.
Работа на опережение
Созданную рабочую группу возглавил вице-премьер края Михаил Кузичев. Работа началась весьма активно, и первые результаты не заставили себя ждать — уже 2 апреля Ростехнадзор закончил проверять все башенные краны китайского производства и стройплощадки, на которых они работают. Как выяснилось в ходе этой проверки, из 14 подобных кранов — не считая упавшего — по 13 отмечаются нарушения (один не был проверен, так как находится не в Красноярске, а в Богучанах).
— Вообще, в Красноярске есть пять организаций, эксплуатирующих башенные краны производства КНР, у четырех из них были выявлены нарушения, — рассказал руководитель комиссии Ростехнадзора Игорь Варфоломеев. — В том числе у ПСК «Омега», со стройплощадки которой кран рухнул на проезжую часть в мкрн Северный, выявлены недостатки при эксплуатации еще двух кранов на местах строительства домов по улицам Микуцкого и Партизана Железняка.
Руководители компаний, использующие краны, которые попали в зону внимания Ростехнадзора, оштрафованы. Но этим не ограничились. Например, по компании «Сибагропромстрой», где были выявлены самые грубые нарушения эксплуатации кранов.
— Из четырех принадлежащих им кранов работа двух, действующих на стройках домов по улице Шахтеров, уже приостановлена на пять суток, — говорит Варфоломеев, — если же нарушения не будут устранены, то мы через суд выведем их из работы еще на 30 дней.
Одними из самых распространенных нарушений являются несоответствие реальных сроков проверки безопасности кранов и их деталей тем, которые регламентированы законом. По некоторым же кранам установить, когда и как проводились осмотр и проверка, вообще не удалось — либо запись об этом в книге регистрации отсутствует, либо на тех же стропах (металлические тросы, фиксирующие кран) отсутствуют бирки с указанием прохождения освидетельствования.
— Такие краны вообще не должны допускаться до работы, — был категоричен Михаил Кузичев.
Так, кстати, произошло с упавшим краном — при осмотре его строп ни бирок, ни записей о прохождении проверки не обнаружено.
— Вообще, мы сегодня произвели ту работу, которую должен делать сам владелец крана, — говорит Кузичев. — Именно владелец должен производить контроль за состоянием конструкционных элементов, строп и других креплений. Несмотря на это, мы работу по контролю стройплощадок будем продолжать. В течение апреля проверим все башенные краны на территории края. Свои проверки проведет и инспекция по труду со службой строительного надзора. Тем не менее с помощью саморегулируемой строительной организации у нас есть возможность проводить всю необходимую работу по мониторингу ситуации.
Вообще за прошедшие несколько дней проверки в городе было выявлено 9 потенциально опасных площадок, на которых специалисты Ростехнадзора обнаружили 186 нарушений.
Ликвидация заморозков
Меж тем, по признанию Михаила Кузичева, куда большую опасность, нежели работающие краны, для людей представляют краны брошенные, находящиеся без присмотра.
— Мы знаем площадки, на которых уже несколько лет не ведутся работы и стоят башенные краны,— говорит он. — Перед нами стоит задача после первоочередной проверки кранов производства КНР, пока мы ждем результатов, заняться «замороженными» стройками. Необходимо разобраться с этими проблемными кранами, чтобы обезопасить людей.
Озабоченность вице-премьера понятна — по этим кранам установить сроки их последних проверок вообще не удалось, так как документы попросту не были предоставлены.
— Эти краны не обслуживаются и не осматриваются, — говорит Кузичев, — при этом жители близлежащих домов не раз уже говорили, что им порой страшно ходить мимо этих стройплощадок. Необходимо как можно быстрее выявить все «замороженные» стройплощадки с башенными кранами, представляющими потенциальную угрозу для населения.
Правда, сделать это силами какой-либо одной службы вряд ли удастся, ведь спектр проверок и зон ответственности слишком широк. Решить эту задачу планируется с помощью кооперации различных служб, чтобы каждая из них провела свою часть работ, но одновременно с другими подразделениями — это позволит составить целостную картину и в дальнейшем опять же заниматься не точечным устранением тех или иных нарушений, а решением комплексных задач.
Есть, правда, и еще одна проблема. Это сейчас краны бесхозные, а начни их демонтировать — тут же появится хоть и нерадивый, но все же собственник и начнет чинить препятствия этому процессу. С одной стороны, он, конечно же, прав — это его собственность, и никто не вправе делать что-либо с ней без его согласия. С другой же стороны, если эта собственность угрожает жизни и здоровью людей, ее надо убрать, а сам собственник вряд ли это сделает (ведь не сделал же до сих пор). Придется искать способы урегулирования этого противоречия.
— В случае выявления грубых нарушений эксплуатации кранов на «замороженных» стройках, — говорит Кузичев, — правительство примет все необходимые меры для понуждения владельцев ликвидировать недочеты. В противном же случае мы готовы в судебном порядке добиться демонтажа этих кранов.
Евгений Смолин
«Вечерний Красноярск»