статья

Красноярску прописали комплексную застройку

В конце января и.о. мэра Эдхам Акбулатов раскритиковал своих под­чиненных за то, что микрорайон Покровский до сих пор остается без социальных объектов и дорог. Комплексное развитие района запазды­вает, и ни школ, ни детских садов, ни магазинов, ни нормальных авто­мобильных подъездов на его уже многонаселенной территории не наблюдается.

Красноярск37 миллиардов для нормальной жизни

Положение, сложившееся в Покровском, и.о. главы города объяснил тем, что чиновники не выполнили прописанные в градостроительном законодательстве сроки освоения территории. И уволил главного архитектора Красноярска (см. подр. «Эдхам Акбулатов раскритиковал работу красноярского управления архитектуры»).

Конечно, новым районом на Караульной горе проблемы городской застройки не исчер­пываются. «Отставание развития социальной, инженерной и транспортной инфра­структуры новых районов от темпов гражданского и жилищного строительства является серьезной проблемой для города, — отметил в комментарии для ДЕЛА.ru Геннадий Игнатьев, руководитель департамента градостроительства красноярской мэрии. — Ак­тивное освоение 14 жилых районов — среди них Ботанический, Ястынское поле, тот же Покровский, Николаевский — ведется при дефиците тепло- и водоснабжения. Масштаб­ные стройки не обеспечены системой канализования и электрическими сетями.

Так, в жилых районах Ботанический и Ястынское поле не построены ливневые коллек­торы для сточных вод, Покровка нуждается в повысительной насосной станции, а инже­нерные сети Николаевки настолько обветшали, что без их комплексной модернизации строительство новых объектов невозможно. Во всех застраиваемых районах ощущается нехватка школ, детских садов, поликлиник.

По предварительным подсчетам, объем средств, необходимых для создания инфраструктуры, составляет 37 млрд руб».

В принципе, такая ситуация для Красноярска типична. Уже лет десять назад «бетонные спальни» в городе начали строить вне всякой связи с потребностями жильцов в соци­альных объектах. Сады, школы, магазины в лучшем случае появлялись через несколько лет после того, как заселялись дома, а в худшем — так и не были построены. Собствен­но, поэтому весь город усеян ларьками вместо стационарных магазинов шаговой доступ­ности, которых, по оценкам экономистов, не хватает половине Красноярска (см. подр. «Красноярские магазины еще не дошагали до покупателей»).

«Медленный» бюджет и «все идет без плана»

Причин однобокой застройки Красноярска много. Главные из них, по мнению и предста­вителей власти, и застройщиков, и архитекторов, — отставание бюджета и недостатки пла­нирования.

«Такая градостроительная практика сложилась объективно из-за бюджетных проблем прошлых лет, — говорит Евгений Ковальский, заместитель гендиректора компании «СМ.Сити». — Как известно, ни один застройщик не имеет даже не то что экономических возможностей, но и юридических прав строить школы и другие социальные объекты. Согласно ФЗ-214 на деньги дольщиков он имеет право возводить только жилье. А

детские сады, дороги, поликлиники и прочее обязан строить город. Однако средств в городской казне недостаточно. Бюджетный дефицит и привел к такому разрыву между строительством жилья и объектов инфраструктуры».

Детский сад на Пушкина
В период строительного бума город не успевал строить детские сады и другую «социалку»

«Когда в начале 2000-х в Красноярске на­чался бум возведения жилья, возмож­ности бюджета города не соответствовали воз­мож­ностям застройщиков, да и населения в новых районах было еще недостаточно для строительства социальных объектов, — считает и Татьяна Лисиенко, замес­титель директора по градострои­тельной деятельности ТГИ «Красноярскграждан­проект». — Люди хотели как можно скорее получить жилье и покупали его не глядя. Нельзя сказать, что в администрации не понимали, что делается. Но невозможно городу построить сразу 10 детских садов и 5 школ — такого не выдержит ни один бюджет».

Однако, по словам Лисиенко, несбалансированность застройки — следствие нескольких причин. «Где-то это отсутствие средств, а где-то — раскоординированность при плани­ровании. Чтобы новый район получился удачным, застройщик должен следовать градо­строительному проекту, где сбалансированы все нормативы по площади, числу людей, протяженности сетей и прочему. Даже самый плохой проект предусматривает системную застройку. Но в период строительного бума ни один такой проект утвержден не был, вот и появлялись районы с повышенной емкостью жилья без повышения емкости социальных объектов.

Недисциплинированность в отношении строительной документации, продавливание ин­те­ресов бизнеса — это тоже стало причиной появления исключительно жилых районов. Между тем градостроительные ошибки исправить невозможно», — говорит архитектор.

Проблемы с проектированием как одну из причин неравномерной застройки выделяют и в мэрии. «Для комплексного освоения территории принципиальное значение имеет наличие утвержденного проекта планировки.

За прошедшие 10 лет утверждено только 14 проектов планировки. А требуется разработать более 60.

В этом году разработка документов территориального и градостроительного планиро­вания определена в качестве приоритетной и будет ускорена. Планируется подгото­вить сразу 11 проектов планировки, в том числе двух островов — Отдыха и Молоко­ва, жилых районов по ул. Калинина, мкрн. Бугач, Кузнецовское плато, Пашенный, Слобо­да Весны, района Мясокомбината», — говорит Игнатьев.

Чтобы исправить ситуацию, считает чиновник, требуется объединить усилия власти и строителей. «Никто не должен занимать выжидательную позицию, оставаться в стороне от решения наболевших вопросов. В этом отношении очень важно, чтобы инвесторы, ко­торые осваивают городские территории, преследовали не только коммерческие интере­сы, но и думали о тех, кому жить в создаваемых ими условиях. Контроль департамента градостроительства за этим процессом будет усилен», — отметил он.

Кварталы против микрорайонов

Между тем комплексность застройки во многом определяет облик города, дружелюбность и комфорт городской среды. «Красноярск — достаточно удобный для проживания город: он компактный, у нас не требуется выстаивать в пробках гигантское количество километ­ров, чтобы добраться из одного конца города в другой, как, например, в Новосибирске, ко­­торый по площади в 5 раз больше Красноярска», — считает Евгений Ковальский.

По его мнению, в последние 10-15 лет эта гармония несколько нарушилась как раз из-за того, что многие из вновь осваиваемых районов Красноярска не предполагают офисной и коммерческой составляющей и строятся как спальные. «Идеальная застройка города — та, при которой не нужно каждый день выезжать на работу в другой конец города. В от­личие от этого жизнь в спальных районах автоматически предполагает, что по утрам до­ро­ги забиты в одном направлении, вечером — в другом. Маятниковые миграции — это всегда плохо», — полагает Ковальский.

Удачными примерами застройки в Красноярске он считает исторический центр, где жилые и общественные площади соотносятся 50 на 50, массив между ул. Молокова и Взлетной.

Город
Подходы к градостроительству в Красноярске меняются

«А вот, к примеру, жить в районе «Планеты» и ходить в «Планету» пешком очень сложно, и я считаю это ошибкой градостроителей», — говорит Ковальский.

«В свое время самым удачным с точки зрения комплексности был Первомайский район Красноярска, — отмечает Татьяна Лисиенко. — Его строили по нормативам с точки зре­ния функционального удобства: здесь есть и озеленение, и невысокая этажность, была представлена бытовая сфера и культурные учреждения».

Сейчас, по мнению архитектора, трудно сказать, какие новые районы Красноярска удо­влетворяют требованиям комплексной застройки. «Если в районе нет школ или зе­леных прогулочных зон, удачным его уже не назовешь», — говорит Лисиенко. По ее мне­нию, не­плохим примером может стать район Южный Берег, который строится с учетом интересов бизнеса и граждан — «если застройщик сумеет создать там внутреннюю среду, как планирует».

Примечательно, что при возведении жилых районов компания «СМ.Сити» пытается реализовать свою концепцию. «Тенденции современного строительства как раз и за­ключаются в том, чтобы не создавать ни исключительно спальных районов, ни исклю­чительно деловых, — считает Ковальский. — Городские районы должны представ­лять собой комплексы, офисные и жилые, с разведением транспортных потоков на пеше­ходные и проезжие, с высокой долей муниципального транспорта. Наша компания пыта­ется отойти от советской микрорайонной застройки и перейти к квартальному принципу организации городского пространства».

Зам гендиректора отмечает, что первые микрорайоны появились в Европе в период гло­бального роста индустриализации: жилье строилось под нужды работников конкрет­ного предприятия. Классическим примером в Красноярске мог бы быть Солнечный, если бы заработал экскаваторный завод.

Однако европейские градостроители давно подвели черту под этим принципом застрой­ки. «В наше время, когда наблюдается гигантский рост производительности труда, уже не нужны отдельные промышленные «городки». К жилью предъявляются другие требования», — полагает Ковальский.

Южный Берег
Южный Берег строится по квартальному принципу

Помимо проектов компании, таких как Южный Берег и его новая часть — Малые Квар­талы (см. подр. «Большие планы Малых Кварталов»), в Красноярске появляются и другие примеры застройки по квартальному принципу, хотя для строительных компаний это со­пряжено с преодолением бюрократических барьеров. «Так планируется строить в Нико­лаевке, так спроектирован район Красноярск-Сити, и я надеюсь, что у застройщика хва­тит воли выполнить задуманное, — говорит Ковальский. — На самом деле подобный прин­цип застройки требует от компании большого гражданского мужества, поскольку не соответствует нашим нормативам, действующим еще с советских времен.

Чтобы строить удобное для людей жилье, приходится преодолевать немыслимые бюрократические препоны.

Связано это, к примеру, с тем, что квартальный принцип предусматривает несоизмеримо большие по сравнению с микрорайонным возможности строительства различных напол­няющих городской среды. Любые площади, скверы, школы, офисные и жилые кварталы, — все на выбор. Это совершенно другие цифры и площади. Однако при квартальной ком­плексной застройке значительно легче соблюдать логику города, чем при создании ми­кро­районов».

Изменение градостроительных подходов продиктовано и рынком. «Сейчас, на мой взгляд, всем, в том числе бизнесу, становится понятно, что продавать нужно не только квадратные метры. Да, раньше так покупали, потому так и строили, предложение соответствовало спросу. Но

сегодня рынок требует, что нужно создавать интересную среду с территориями общего пользования и уже вокруг нее выстраивать дома», —

отмечает Татьяна Лисиенко.

Игнатьев
Геннадий Игнатьев обещает Красноярску комплексную застройку

В принципе, в Красноярске комплексная застройка постепенно становится градостроительным трендом. По крайней мере, такие перспективы рисуют городские власти. «Несмотря на многочисленные трудности, градострои­тельная политика Красноярска так или иначе направлена на создание комфортной среды для эффективного труда, здорового быта и полноценного отдыха жителей миллион­ного города. Задача администрации города — обеспечить комплексный подход при освоении всех новых районов.

С отставанием, но проектируются и строятся дороги, сети, социальные объекты, совершенствуется схема пасса­жирских перевозок в жилом районе Покровский, Советском районе. Примером комплексного освоения должен стать новый жилой район Зеленый городок. Одновременно со строительством жилья в районе начинается строительство детского сада, в прошлом году открылась общеобразовательная школа, завершено строительство дорог по ул. Алексеева и Водопьянова. Пилотным проектом, реализующим новый подход к комплексному освоению, должен стать жилой район Солонцы-2», — рассказал начальник градостроительного департамента Красноярска.

© ДЕЛА.ru

 

новости

Историю края красноярцам покажут глазами художников В Красноярске накануне открылась примечательная выставка, посвященная 90-летнему юбилею края, – «Красноярское время». Лучшие работы местных…

Туристов не пугают цены круизов по Енисею Недавно компания, организующая круизы по Енисею, рассказала об итогах прошедшей навигации. Оказалось, что в дорогостоящих речных поездках побывали…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).