В конце января и.о. мэра Эдхам Акбулатов раскритиковал своих подчиненных за то, что микрорайон Покровский до сих пор остается без социальных объектов и дорог. Комплексное развитие района запаздывает, и ни школ, ни детских садов, ни магазинов, ни нормальных автомобильных подъездов на его уже многонаселенной территории не наблюдается.
37 миллиардов для нормальной жизни
Положение, сложившееся в Покровском, и.о. главы города объяснил тем, что чиновники не выполнили прописанные в градостроительном законодательстве сроки освоения территории. И уволил главного архитектора Красноярска (см. подр. «Эдхам Акбулатов раскритиковал работу красноярского управления архитектуры»).
Конечно, новым районом на Караульной горе проблемы городской застройки не исчерпываются. «Отставание развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры новых районов от темпов гражданского и жилищного строительства является серьезной проблемой для города, — отметил в комментарии для ДЕЛА.ru Геннадий Игнатьев, руководитель департамента градостроительства красноярской мэрии. — Активное освоение 14 жилых районов — среди них Ботанический, Ястынское поле, тот же Покровский, Николаевский — ведется при дефиците тепло- и водоснабжения. Масштабные стройки не обеспечены системой канализования и электрическими сетями.
Так, в жилых районах Ботанический и Ястынское поле не построены ливневые коллекторы для сточных вод, Покровка нуждается в повысительной насосной станции, а инженерные сети Николаевки настолько обветшали, что без их комплексной модернизации строительство новых объектов невозможно. Во всех застраиваемых районах ощущается нехватка школ, детских садов, поликлиник.
По предварительным подсчетам, объем средств, необходимых для создания инфраструктуры, составляет 37 млрд руб».
В принципе, такая ситуация для Красноярска типична. Уже лет десять назад «бетонные спальни» в городе начали строить вне всякой связи с потребностями жильцов в социальных объектах. Сады, школы, магазины в лучшем случае появлялись через несколько лет после того, как заселялись дома, а в худшем — так и не были построены. Собственно, поэтому весь город усеян ларьками вместо стационарных магазинов шаговой доступности, которых, по оценкам экономистов, не хватает половине Красноярска (см. подр. «Красноярские магазины еще не дошагали до покупателей»).
«Медленный» бюджет и «все идет без плана»
Причин однобокой застройки Красноярска много. Главные из них, по мнению и представителей власти, и застройщиков, и архитекторов, — отставание бюджета и недостатки планирования.
«Такая градостроительная практика сложилась объективно из-за бюджетных проблем прошлых лет, — говорит Евгений Ковальский, заместитель гендиректора компании «СМ.Сити». — Как известно, ни один застройщик не имеет даже не то что экономических возможностей, но и юридических прав строить школы и другие социальные объекты. Согласно ФЗ-214 на деньги дольщиков он имеет право возводить только жилье. А
детские сады, дороги, поликлиники и прочее обязан строить город. Однако средств в городской казне недостаточно. Бюджетный дефицит и привел к такому разрыву между строительством жилья и объектов инфраструктуры».
В период строительного бума город не успевал строить детские сады и другую «социалку»
«Когда в начале 2000-х в Красноярске начался бум возведения жилья, возможности бюджета города не соответствовали возможностям застройщиков, да и населения в новых районах было еще недостаточно для строительства социальных объектов, — считает и Татьяна Лисиенко, заместитель директора по градостроительной деятельности ТГИ «Красноярскгражданпроект». — Люди хотели как можно скорее получить жилье и покупали его не глядя. Нельзя сказать, что в администрации не понимали, что делается. Но невозможно городу построить сразу 10 детских садов и 5 школ — такого не выдержит ни один бюджет».
Однако, по словам Лисиенко, несбалансированность застройки — следствие нескольких причин. «Где-то это отсутствие средств, а где-то — раскоординированность при планировании. Чтобы новый район получился удачным, застройщик должен следовать градостроительному проекту, где сбалансированы все нормативы по площади, числу людей, протяженности сетей и прочему. Даже самый плохой проект предусматривает системную застройку. Но в период строительного бума ни один такой проект утвержден не был, вот и появлялись районы с повышенной емкостью жилья без повышения емкости социальных объектов.
Недисциплинированность в отношении строительной документации, продавливание интересов бизнеса — это тоже стало причиной появления исключительно жилых районов. Между тем градостроительные ошибки исправить невозможно», — говорит архитектор.
Проблемы с проектированием как одну из причин неравномерной застройки выделяют и в мэрии. «Для комплексного освоения территории принципиальное значение имеет наличие утвержденного проекта планировки.
За прошедшие 10 лет утверждено только 14 проектов планировки. А требуется разработать более 60.
В этом году разработка документов территориального и градостроительного планирования определена в качестве приоритетной и будет ускорена. Планируется подготовить сразу 11 проектов планировки, в том числе двух островов — Отдыха и Молокова, жилых районов по ул. Калинина, мкрн. Бугач, Кузнецовское плато, Пашенный, Слобода Весны, района Мясокомбината», — говорит Игнатьев.
Чтобы исправить ситуацию, считает чиновник, требуется объединить усилия власти и строителей. «Никто не должен занимать выжидательную позицию, оставаться в стороне от решения наболевших вопросов. В этом отношении очень важно, чтобы инвесторы, которые осваивают городские территории, преследовали не только коммерческие интересы, но и думали о тех, кому жить в создаваемых ими условиях. Контроль департамента градостроительства за этим процессом будет усилен», — отметил он.
Кварталы против микрорайонов
Между тем комплексность застройки во многом определяет облик города, дружелюбность и комфорт городской среды. «Красноярск — достаточно удобный для проживания город: он компактный, у нас не требуется выстаивать в пробках гигантское количество километров, чтобы добраться из одного конца города в другой, как, например, в Новосибирске, который по площади в 5 раз больше Красноярска», — считает Евгений Ковальский.
По его мнению, в последние 10-15 лет эта гармония несколько нарушилась как раз из-за того, что многие из вновь осваиваемых районов Красноярска не предполагают офисной и коммерческой составляющей и строятся как спальные. «Идеальная застройка города — та, при которой не нужно каждый день выезжать на работу в другой конец города. В отличие от этого жизнь в спальных районах автоматически предполагает, что по утрам дороги забиты в одном направлении, вечером — в другом. Маятниковые миграции — это всегда плохо», — полагает Ковальский.
Удачными примерами застройки в Красноярске он считает исторический центр, где жилые и общественные площади соотносятся 50 на 50, массив между ул. Молокова и Взлетной.
Подходы к градостроительству в Красноярске меняются
«А вот, к примеру, жить в районе «Планеты» и ходить в «Планету» пешком очень сложно, и я считаю это ошибкой градостроителей», — говорит Ковальский.
«В свое время самым удачным с точки зрения комплексности был Первомайский район Красноярска, — отмечает Татьяна Лисиенко. — Его строили по нормативам с точки зрения функционального удобства: здесь есть и озеленение, и невысокая этажность, была представлена бытовая сфера и культурные учреждения».
Сейчас, по мнению архитектора, трудно сказать, какие новые районы Красноярска удовлетворяют требованиям комплексной застройки. «Если в районе нет школ или зеленых прогулочных зон, удачным его уже не назовешь», — говорит Лисиенко. По ее мнению, неплохим примером может стать район Южный Берег, который строится с учетом интересов бизнеса и граждан — «если застройщик сумеет создать там внутреннюю среду, как планирует».
Примечательно, что при возведении жилых районов компания «СМ.Сити» пытается реализовать свою концепцию. «Тенденции современного строительства как раз и заключаются в том, чтобы не создавать ни исключительно спальных районов, ни исключительно деловых, — считает Ковальский. — Городские районы должны представлять собой комплексы, офисные и жилые, с разведением транспортных потоков на пешеходные и проезжие, с высокой долей муниципального транспорта. Наша компания пытается отойти от советской микрорайонной застройки и перейти к квартальному принципу организации городского пространства».
Зам гендиректора отмечает, что первые микрорайоны появились в Европе в период глобального роста индустриализации: жилье строилось под нужды работников конкретного предприятия. Классическим примером в Красноярске мог бы быть Солнечный, если бы заработал экскаваторный завод.
Однако европейские градостроители давно подвели черту под этим принципом застройки. «В наше время, когда наблюдается гигантский рост производительности труда, уже не нужны отдельные промышленные «городки». К жилью предъявляются другие требования», — полагает Ковальский.
Южный Берег строится по квартальному принципу
Помимо проектов компании, таких как Южный Берег и его новая часть — Малые Кварталы (см. подр. «Большие планы Малых Кварталов»), в Красноярске появляются и другие примеры застройки по квартальному принципу, хотя для строительных компаний это сопряжено с преодолением бюрократических барьеров. «Так планируется строить в Николаевке, так спроектирован район Красноярск-Сити, и я надеюсь, что у застройщика хватит воли выполнить задуманное, — говорит Ковальский. — На самом деле подобный принцип застройки требует от компании большого гражданского мужества, поскольку не соответствует нашим нормативам, действующим еще с советских времен.
Чтобы строить удобное для людей жилье, приходится преодолевать немыслимые бюрократические препоны.
Связано это, к примеру, с тем, что квартальный принцип предусматривает несоизмеримо большие по сравнению с микрорайонным возможности строительства различных наполняющих городской среды. Любые площади, скверы, школы, офисные и жилые кварталы, — все на выбор. Это совершенно другие цифры и площади. Однако при квартальной комплексной застройке значительно легче соблюдать логику города, чем при создании микрорайонов».
Изменение градостроительных подходов продиктовано и рынком. «Сейчас, на мой взгляд, всем, в том числе бизнесу, становится понятно, что продавать нужно не только квадратные метры. Да, раньше так покупали, потому так и строили, предложение соответствовало спросу. Но
сегодня рынок требует, что нужно создавать интересную среду с территориями общего пользования и уже вокруг нее выстраивать дома», —
отмечает Татьяна Лисиенко.
Геннадий Игнатьев обещает Красноярску комплексную застройку
В принципе, в Красноярске комплексная застройка постепенно становится градостроительным трендом. По крайней мере, такие перспективы рисуют городские власти. «Несмотря на многочисленные трудности, градостроительная политика Красноярска так или иначе направлена на создание комфортной среды для эффективного труда, здорового быта и полноценного отдыха жителей миллионного города. Задача администрации города — обеспечить комплексный подход при освоении всех новых районов.
С отставанием, но проектируются и строятся дороги, сети, социальные объекты, совершенствуется схема пассажирских перевозок в жилом районе Покровский, Советском районе. Примером комплексного освоения должен стать новый жилой район Зеленый городок. Одновременно со строительством жилья в районе начинается строительство детского сада, в прошлом году открылась общеобразовательная школа, завершено строительство дорог по ул. Алексеева и Водопьянова. Пилотным проектом, реализующим новый подход к комплексному освоению, должен стать жилой район Солонцы-2», — рассказал начальник градостроительного департамента Красноярска.