статья

Почему компаньоны разводятся

Тема конфликта совладельцев бизнеса за последнее десятилетие основательно потеряла в зрелищности. Еще в начале нулевых (не говоря о 90-х) это был боевик — только настоящий, не бутафорский. Теперь — в лучшем случае психологическая драма или даже мелодрама.

Конфликт

С одной стороны, подобная перемена вселяет оптимизм, поскольку свидетельствует о том, что «мальчик» взрослеет, умнеет и уже не хватается за пистолет в первую же минуту сомнений и тягостных раздумий.

С другой — потеря зрелищности вовсе не говорит о том, что самих конфликтов стало меньше.

Сразу следует оговориться: никакой статистики по данному поводу нет, поэтому, опи­сывая само явление, приходится опираться на субъективные мнения комментаторов, а также на немногие скандалы, ставшие достоянием гласности.

Историю громких корпоративных конфликтов прошлого года открыла сеть гипермаркетов «Алекс». В январе руководители компании объявили о банкротстве. Источники, близкие к «верхам», назвали причину — учредители поссорились, а кроме того, куда-то исчезла крупная сумма денег (см. подр. «Алекс» и «Кардиал» оставили после себя миллионные долги»).

Возобновился в прошлом году и скандал вокруг красноярского завода холодильников «Бирюса». Как известно, раздор учредителей на предприятии тлеет больше десяти лет. В 2001-м развернулась борьба между Павлом Городовым, консолидировавшим более 50% акций КХЗ, и тогдашним генеральным директором Виталием Слинкиным, владельцем 30% пакета.

Разрешение конфликта
Конфликты между учре­дителями порой сопро­вождаются попытками «захватить власть» с применением оружия

Оба мажоритария создали свои советы директоров, каждый из которых претендовал на легитимность. Летом того же года в заводоуправление ворвались вооруженные люди, по версии СМИ, действовавшие в интересах Городова, и вскрыли сейфы. Потери в ходе операции — перелом руки у финансового директора компании Виктора Суровцева.

Конфликт затих после вмешательства краевой власти, но не закончился. Спустя 10 лет, в апреле 2011-го, Городов и ген­директор «Бирюсы» Святослав Лозинский выступили с за­явлением о попытке захвата власти упомянутым Суровцевым.

Правда, в июле 2011 г. Арбитражный суд вынес решение в пользу нынешнего руководства и таким образом поставил в этом деле точку (см. подр. «Суд признал незаконной смену руководства завода «Бирюса»).

В апреле же состоялся развод компаньонов в информагентстве «Пресс-Лайн», разделившемся на ООО «ИА Пресс-Лайн.ru» и ООО «ИА ПРЕСС-ЛАЙН». По словам одного из соучредителей, Елены Кулижниковой, бывшие товарищи с целью увеличения прибыли потребовали введения 12-часового рабочего дня и режима работы без вы­ходных. Поскольку условия были неприемлемыми, компаньоны сочли за благо разойтись (см. подр. «У «Пресс-лайна» случилось раздвоение линии»).

В мае корпоративная ссора с вышибанием дверей разыгралась в магазине «Книжный меридиан». Один из учредителей назвал акцию захватом, другой уверял, что действует во исполнение предписаний Госпожнадзора. На самом деле учредители не сошлись во мнениях по использованию торговых площадей, арендуемых у города (см. подр. «Директор взломал двери собственного магазина»).

В августе по телевидению показали краткое представление с «людьми в черных масках», ворвавшимися на территорию ООО «Продсоюз» (торговая марка «Пять поваров») с на­ме­­­рением провести какую-то проверку. Однако все комментаторы отметили, что это опять же следствие капитальных разногласий между двумя учредителями.

Резюмируя краткий курс, отметим: все упомянутые предприятия, за исключением «Алекса», работают, некоторые — вполне успешно.

Сюжет без начала

Чаще всего истории о конфликтах учредителей рассказываются с того момента, когда кто-то из компаньонов (один или несколько) начинает вести себя, мягко говоря, не так. Вот типичная жалоба на одном из юридических форумов.

«Есть ООО и три учредителя. Доли в уставном капитале равны. Один из них к тому же ген. дир. После ухода бухгалтера сам себя назначил гл. бух. Документы на ООО находятся у него дома, никому их не дает. Уезжает из города надолго, никого не пре­дупреждает, телефон отключает. Три месяца был недоступен. Ведет себя как хозяин, ни с кем из учредителей не общается. В документации хаос... Есть ли выход из ситуации?»

История «Продсоюза», судя по пространному тексту решения краевого Арбитражного суда, началась с того, что один из двух учредителей систематически игнорировал общие собрания участников ООО. Его приглашали, а он не приходил...

В некогда едином ИА «Пресс-лайн» одна группа товарищей, помимо предъявления неприемлемых условий, отключила другую группу от корпоративной почты и закрыла доступ к сайту...

На самом же деле вызывающее поведение компаньонов — это вовсе не начало истории, а ее кульминация или даже финал.

За кадром остается много интересного, в том числе главный вопрос — почему же собственники (и, как правило, основатели) бизнеса перестают дружить?

«Самая распространенная причина — расхождение собственных интересов и взглядов на цель бизнеса, — говорит Руслан Жамилов, генеральный директор ООО «Бэст бизнес консалтинг +». — Например, один из учредителей заинтересован в развитии дела, ему это интересно, а другому бизнес наскучил — заинтересовали другие проекты либо хочется отстраниться от текучки и просто пожить в свое удовольствие. Один собирается расширять предприятие, другой намерен выжимать все из того, что уже есть. Здесь речь не об особенностях характеров, темперамента, а именно о несовпадении целей, того, чего человек хочет от жизни.

Если эти несовпадения накладываются на один бизнес — начинаются столкновения. Кроме того, отдельная конфликтная зона — семейный бизнес. Если компаньонами являются супруги, то компания может попасть в сложную ситуацию, когда муж или жена находят себе увлечение на стороне. Хотя бывало и так, что супруги расходились, но оставались учредителями».

Помимо несходства характеров и взглядов предприниматели называют еще одну сверхпричину корпоративных конфликтов —

будущее не оговаривается «на берегу», в момент основания бизнеса.

Именно так считает Сергей Рыльков, владелец ресторана «Урарту».

«Мне в этом плане проще, поскольку я веду бизнес один. Но если говорить объективно, то подобные ситуации возникают, когда в самом начале есть недоговоренности. Чаще всего конфликт разгорается при неблагополучном состоянии дел. Когда плохо — ищут козла отпущения. Но я думаю, что конфликт — это вечная тема, во всем мире, а в России — особенно», — говорит Рыльков.

«В 2005 году, когда создавалось информагентство, все было замечательно, — отмечает Елена Кулижникова, директор ООО «ИА Пресс-Лайн». — Решили, что каждый будет вкладывать силы в общий бизнес без всяких разделений и каких-либо особых условий. Никакой стратегии мы не составляли, разделили доли и нормально работали. Потом возникли недоразумения, и, думаю, если бы тогда, на начальном этапе, были оговорены некоторые моменты, то, возможно, их удалось бы избежать.

Но, повторяю, все строилось на добровольных началах, благоприятных отношениях, и поэтому требования одного из учредителей, которые, по большому счету, сводились к формуле «нам — все, вам — ничего», были не совсем понятны. Однако, может быть, и хорошо, что так получилось, во всяком случае, для нас. Появился повод для размыш­лений о дальнейшем ведении бизнеса, повод оценить себя, проанализировать свои ошибки. Теперь понимаем, куда идем. Мы самостоятельные, никто не оказывает на нас давления. В финансовом плане тоже все выровнялось».

Добрая ссора и худой мир

Впрочем, есть мнение, что конфликт компаньонов — это далеко не всегда плохо.

В известном смысле это нормально и даже хорошо.

«Конфликты — повсеместное явление, во многом вызванное объективными причинами: сколько людей — столько мнений, — говорит Михаил Васильев, председатель ре­гионального Союза промышленников и предпринимателей края. — Спустя какое-то время соучредители начинают мыслить по-разному, что, безусловно, приводит к раздору. Судя по моему личному опыту, большая часть бизнесов рано или поздно завершается каким-то конфликтом. Но я считаю, это нормальная практика, к которой нельзя относиться как к чему-то однозначно негативному.

Конфликт
Большая часть бизнесов рано или поздно завершается конфликтом

Конфликт — это нормальная, присущая самому человеческому поведению ситуация, он заложен в природе развития. Без конфликта, по большому счету, не было бы прогресса, причем не только в бизнесе. В этом смысле более важен другой вопрос способ разрешения конфликта. Если вспомнить наши 90-е годы, то тогда пистолет был мерилом всего. Но это не только российская практика, в США 150 лет назад было то же самое.

Цивилизованные методы разрешения конфликтов су­ществуют, есть институт медиации, судебные способы разрешения споров. На мой взгляд, в этом отношении в краевом бизнесе за последние 10 лет произошли позитивные сдвиги».

Денежный вопрос

Лет 10 назад львиная доля развалившихся (или разделившихся) фирм переживала коллапс на стадии первой прибыли — об этом говорили многие аналитики. Иными словами, партнерам, которые стойко переносили тяготы и лишения эпохи перво­начального накопления, было не под силу пережить первый успех. Сохранилась ли тен­денция? Здесь у комментаторов единого мнения нет. Михаил Васильев считает — да, сохранилась.

«Все распри и скандалы происходят, когда заводятся лишние деньги.

Начинаются споры о том, кто больше вложил в дело и, соответственно, извлек больший доход», — говорит Васильев.

По мнению Руслана Жамилова, тенденция осталась в прошлом. «В то время деньги мутили сознание, особенно у людей, которые никогда их не видели, — отмечает Жамилов. — Начиная примерно с 2005-го картина начала меняться и сейчас изменилась радикально. По крайней мере, теперь я практически не сталкиваюсь с ситуациями, когда разбогатевшие люди не знают, как им жить вместе. Разногласия между учредителями — по большей части проблема людей, которые на протяжении нескольких лет являются партнерами. А это черта, свойственная более-менее цивилизованному бизнесу».

Наука уживаться

В крайнем случае разногласия компаньонов могут стать причиной краха, если сам бизнес нестабилен. И особенно если этому способствует ситуация на рынке — кризис, например.

Однако, как правило, разногласия во взглядах (несходство характеров и пр.) и развод оборачиваются ощутимыми финансовыми потерями.

Именно так закончилась история трех бизнесменов, создавших компанию по продаже оборудования.

Дело шло неплохо. Но один из компаньонов, который активно участвовал в его развитии, посчитал, что достиг цели, и потерял к нему интерес. Он уходит в медицинский бизнес, пробует создать свою клинику. Поддержки у совладельцев он не находит, поскольку клиника финансируется за счет основного бизнеса, который к тому же еще не отстроен. Активный компаньон пытается участвовать и там, и там, но попытка усидеть на двух стульях заканчивается банкротством клиники и его разводом с соучредителями. Последним удается сохранить основной бизнес, но уже далеко не на прежнем уровне.

Бизнес-консультат Жамилов считает, что лучшей профилактикой конфликтов является стратегический консалтинг — попросту говоря, создание стратегии, в которой соуч­редители (а при желании и топ-менеджеры) расписывают свое будущее на ближайшие три-пять лет. По крайней мере, это может помочь решить проблему совместимости целей и ценностей.

Между тем искусство избегать конфликтов, улаживать их, равно как и мастерство цивилизованного развода, вполне постижимо и во многом зависит от «человеческого фактора».

Соглашение
Чтобы избежать конфликтов, учредителям следует хорошо плани­ровать свое общее будущее

«С моим соучредителем за девять лет совместной работы каких-то особых конфликтов не было, с вопросом дележки и развода мы не сталкивались, при разногласиях быстро находили общий язык, — рассказывает Святослав Петров, совладелец рекламного агентства «Стив и Бартон».

— Но на моих глазах подобные ситуации, в результате которых разваливался бизнес, возникали довольно часто.

Запомнились по крайней мере три подобных развода. Хотя я также видел, как соучредители выходили из бизнеса, делая это очень корректно. Попросту человеку надоедало этим заниматься, и он согласовывал с компаньонами вопрос о продаже своей доли. После развода все оставались друзьями — даже Новый год вместе встречали».

Александр Григоренко
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).