Местный рынок фиксированного интернета завершает консолидацию — крупные акулы доедают мелких игроков, не выдержавших конкуренции и демпинга. При этом уровень цен на рынке настолько низок, что, как говорят эксперты, даже лидерам рынка с трудом удается получать хоть какую-то прибыль. Что же до мобильного интернета, то в этой сфере в Красноярске наблюдается взрывообразный рост, связанный с развитием новых поколений сетей связи и повсеместным распространением смартфонов.
На днях компания «Яндекс», опираясь на собственные данные, а также информацию фонда «Общественное мнение» и группы TNS, опубликовала исследование развития интернета в регионах России, в частности, в Сибирском федеральном округе.
Согласно исследованию, в СФО в 2013 г. были зафиксированы самые высокие в России темпы роста аудитории фиксированного интернета — его проникновение за год выросло на 13,2%.
По мнению экспертов, проникновение ШПД в сеть в Красноярске — до 80%
При этом стоимость фиксированного доступа уменьшилась на 36%, составив 17 руб. за Мбит/с, при среднероссийском показателе в 25 руб. Активность интернет-пользователей, согласно исследованию, за год выросла в 1,5 раза.
Эксперты местного интернет-рынка подтверждают, что приведенные данные достаточно хорошо коррелируют с ситуацией в и Красноярске.
По словам коммерческого директора группы компаний «Максима» Евгения Тютрина, рост аудитории пользователей интернета в Красноярске действительно продолжается и является одним из самых высоких по стране. При этом он оговаривается, что в структуре новых абонентов ГК «Максима» количество новых уникальных пользователей составляет лишь около 20%, основной же прирост абонентской базы обеспечивается за счет перетока пользователей между операторами.
Это говорит о том, что местный рынок близок к насыщению.
«Отмечу, что в последний год идет замедление роста абонентской базы. Если раньше рост составлял 20–30% ежегодно по всем видам услуг — это телефон, интернет, цифровое и кабельное ТВ, то в этом году он составил 15–17%. Сейчас мы оцениваем проникновение интернета на местном рынке в 70%, а по европейским городам мы видим, что 70% — это некий критический предел, после которого новые пользователи практически перестают подключаться», — сказал Тютрин.
Евгений Шустов, директор филиала телеком-оператора «Дом.ru» в Красноярске, соглашается, что в 2013 г. темпы роста российского рынка широкополосного доступа в интернет снизились. Прирост числа абонентов в компании составил 15%, но в среднем по рынку — не более 5%.
«Это связано с постепенным насыщением рынка — в крупных городах, включая Красноярск, оно близко к максимальному», — сказал Шустов.
Процент проникновения ШПД, по его оценке, в Красноярске приблизился к 80%.
«Проникновение растет за счет подключения новых микрорайонов и дальнейшего расширения интернет-аудитории. Активными пользователями сети становятся люди старшего поколения», — отметил он.
По словам Тютрина, снижению цены на фиксированный интернет способствовали демпинговые предложения, которые делали крупные федеральные игроки, заходя на местный рынок.
Пользователей «избаловали» низкими ценами.
«Сейчас пользователи, получая хорошую качественную услугу, не хотят за нее переплачивать. И мы действительно получаем ситуацию, что в Красноярске цены ниже, чем в городах, которые ближе к Москве», — подтвердил Тютрин.
Число операторов, предоставляющих доступ в Интернет, за 5 лет уменьшилось в несколько раз
Падение планки цен и рост планки качества услуг, заданный крупными игроками, заставляет локальные сети уходить с рынка.
«Если 5—6 лет назад мы говорили о 40–50 активных операторах связи, которые реально предоставляли услуги связи в Красноярске и имели какую-то долю рынка, то сейчас интернет-операторов в городе не более 10, то есть рынок консолидировался очень заметно», — сказал Тютрин.
При этом, по его словам, в Красноярске до сих пор пытаются работать полтора десятка мелких интернет-провайдеров с абонентской базой менее 1 тыс. пользователей. «Они предлагают купить их, но за такие деньги, которые жалко за их устаревшие сети давать.
Мы ждем, когда они сами уйдут с рынка. Покупать их уже смысла нет», — говорит директор «Максимы».
Шустов подтверждает, что цены на рынке уже долгое время остаются почти в замороженном состоянии, хотя качество оказываемых услуг растет.
«Долгое время стоимость интернет-тарифов не менялась, при этом провайдеры постоянно улучшали условия тарифных планов — увеличивали скорости, включали в абонентскую плату антивирусы, предлагали различные бонусы и т. д. Например, средняя скорость доступа для абонентов «Дом.ru» в Красноярске увеличилась в 3 раза за 2 года. Это необходимо, чтобы обеспечить постоянно растущее потребление «тяжелого» контента»: видео, онлайн-игр, обмена данными», — сказал Шустов.
Небольшой рост тарифов, по его словам, на рынке все-таки присутствует.
«Чтобы сохранить рентабельность бизнеса и продолжить совершенствовать услуги, мы в прошлом году изменили размер абонентской платы в среднем на 7%», — отметил он.
По мнению Тютрина,
низкая планка цен на рынке бьет и по мелким, и по крупным игрокам
— зарабатывать в таких условиях провайдерам сложно, а некоторые федеральные компании, по информации Тютрина, даже работают себе в убыток. При этом он прогнозирует, что в ближайшие 1—3 года жесткое давление на рынке будет сохраняться.
Того же мнения придерживается и Шустов.
«В 2014 году резкого изменения рынка телекоммуникаций ожидать не стоит, но есть несколько значимых тенденций. Рост объемов рынка замедлится и не превысит 8–10%. Стоимость услуг останется на прежнем уровне или незначительно увеличится, в основном за счет включения в пакеты услуг новых сервисов и возможностей. Ключевыми факторами успеха телеком-операторов будут новые сервисы и технологии, эффективность коммуникаций абонентов с провайдером, качество технической поддержки. Также продолжит развиваться платное цифровое HD-телевидение, появятся новые интерактивные сервисы», — дал прогноз директор филиала «Дом.ru».
Востребованность мобильного интернета резко выросла с запуском сетей 4G
Согласно исследованию «Яндекса», проникновение мобильного интернета в СФО выросло еще больше, чем фиксированного, — на 39%. Стоимость мобильного доступа уменьшилась на 67%.
Пресс-секретарь Красноярского отделения «МегаФон-Сибирь» Роман Ушаков подтвердил, что рост действительно есть, и он весьма ощутим.
«Прежде всего такой бурный рост связан с тремя факторами. Первый — запуск 4G-сетей в Красноярском крае. Кроме того, все операторы строят и модернизируют свои сети и новые базовые станции, поэтому объем передачи данных с каждым годом увеличивается, и очень значительно. Наконец, услуга мобильной передачи данных сейчас востребована потребителями, мобильным интернетом пользуется множество людей», — сказал Ушаков.
О популярности мобильного интернета говорят и растущие продажи смартфонов — в частности, по словам Ушакова, в розничной сети «Мегафона» в 2013 г. впервые продажи смартфонов превысили продажи обычных сотовых.