статья

Победа под чужим флагом

Франчайзи не нужно тратиться ни на рекламу, ни на развитие производства — он приходит на готовенькое, только вкладывай деньги да вовремя плати необходимую мзду. Зато вместе с брендом он покупает и целую армию клиентов, лояльных к раскрученной марке.

ДЕЛА.ru решили выяснить, можно ли в Красноярске заработать «на чужом имени».

Регата

В идеале франчайзинг, который иногда называют клонированием бизнеса, выгоден всем. Продавцам франшиз он позволяет развивать бизнес на привлеченные извне средства, а их покупателям — вкладываться в проверенную компанию, не тратясь на продвижение нового бренда и минимизируя традиционные стартовые риски.

В нашей стране этот формат ведения бизнеса сравнительно молод, однако, по данным E.M.G.T. и Всемирного совета по франчайзингу (WFC), сегодня Россия является мировым лидером по темпам роста числа франчайзинговых компаний: за последние три года их стало больше на 98%. Всего в РФ, согласно статистике этих организаций, насчитывается 485 франчайзеров (основных владельцев бизнеса), 8515 франчайзи (партнеров, которые приобрели франшизы) и 20 731 сетевых объектов (торговых, сервисных и других точек, открытых по франшизе), на которых работают 277 480 человек.

С провинциальным акцентом

В Красноярске по франчайзинговым схемам функционируют в основном предприятия розничной торговли, общепита и сферы услуг. Франчайзеры Красноярска — это и «Восточный базар», и Subway, и «Экспедиция», и «Эконика-обувь», и «ТВОЕ», и еще десятки наименований.

Выбирай
Журнал «Выбирай» — один из немногих примеров удачного регионального франчайзинга

В Красноярске работают не только представители столичных или мировых франшиз. Сеть Harat's Pub, насчитывающая в нашем городе пять заведений, родилась в Сибири, в Иркутске, и оттуда пошла в наступление на Европу. «Сибирско-ирландские» пабы есть в Москве, а в этом году компания намерена открыть свои точки в Санкт-Петербурге, Сочи и Краснодаре.

По франчайзингу работают и некоторые издательские бренды. Например, уральский журнал «Выбирай» (кстати, тоже один из немногих примеров удачного бизнеса, когда владельцем бренда является региональная компания (Paramon Promotion), преуспевшая в предоставлении франшиз по стране). Сегодня журнал выпускается по франчайзинговой схеме в 32 городах России, в том числе и в Красноярске. 

У регионального франчайзера в сравнении с федеральным есть и другие сложности.

Типичные проблемы, с которыми можно столкнуться, — неразвитость инфраструктуры и логистики, отсутствие опыта, необходимость прилагать повышенные усилия для поддержания узнаваемости бренда.

А для восточной части страны и Красноярска есть еще одно препятствие, о которое могут споткнуться потенциальные создатели франшиз: засилье китайских товаров, которые наводняют местные потребительские рынки.

В связи со всем перечисленным

наиболее успешным франчайзинг в регионах является все же для крупного столичного бизнеса,

который не испытывает проблем с логистикой, владеет отработанными технологиями и предлагает товары популярных в любой глубинке брендов. Крупным игрокам удобно поставить в регионах «наместников», которые будут приспосабливать столичный бизнес к своим далеким весям. К плюсам относится и то, что расходы на аренду помещений и зарплату сотрудникам в провинции в разы ниже, чем в столице. А товары при этом дороже: так, наценка на некоторые из них в глубинке намного больше, чем в Москве.

Франчайзинг
Местным игрокам выгоднее всего работать с крупным федеральным партнером 

Однако франчайзинг в сфере большого бизнеса выгоден не только его хозяевам, но и региональным партнерам. Для местных предпринимателей это возможность вести дела в интересных и высокомаржинальных нишах. Самостоятельное плавание в океане, где все акватории давно поделены между крупными игроками, практически невозможно. И, напротив, встраивание в общероссийскую сеть, к примеру, в телекоме, автоматически приносит местному предпринимателю дивиденды: население воспринимает регионального франчайзи в качестве «федерала».

«Сфера сотового ретейла отличается очень высокой концентрацией, крупные игроки контролируют около 80% рынка, — говорит Наталья Малютина, директор по работе с партнерами ООО «Онлайн». — Такая конкуренция — главное препятствие для новичка. Поэтому единственный вариант построить здесь рентабельный бизнес без космических вложений — сделать серьезных конкурентов верными союзниками, заставив работать их известность и имидж на себя. Наша компания работает по франшизе более 2 лет и уже владеет 7 салонами связи, но нам все еще есть куда расти. В этом главный плюс франчайзинга — он предоставляет возможность развивать собственный бизнес вместе с федеральной международной компанией — лидером рынка».

Мобильный во всех смыслах бизнес

По сути, заключить договор франчайзинга с сотовой компанией — это действительно перспективный для независимого предпринимателя способ заработать. Во-первых, целевой аудиторией мобильного ретейла являются 80% жителей страны, причем независимо от возраста, социального статуса и уровня доходов. Во-вторых, интерес к товарам и услугам ежедневно поддерживается большим объемом федеральной и региональной рекламы. Третье и наиболее важное — операторы сами крайне заинтересованы в развитии франчайзинговой сети и поэтому идут навстречу партнерам.

Салон МТС
 МТС считает использование франчайзинга особенно эффективным в отдаленных регионах

«Франчайзинг сегодня — одно из важнейших направлений для развития розничной сети компании, — говорит коммерческий директор филиала МТС в Красноярском крае Алексей Аверков. — Он наиболее оправдан в отдаленных регионах России или небольших населенных пунктах. Привлечение местного партнера дает оператору возможность увеличить собственную представленность, количество точек контакта с абонентом и удовлетворения его потребностей в обслуживании и приобретении товаров. Франчайзи при этом получает возможность не просто работать с федеральной компанией, но и использовать лучшие мировые практики телеком-бизнеса в собственном деле. Концепция салонов МТС разработана с использованием опыта ведущих западных телекоммуникационных компаний, например Vodafone, поэтому региональный партнер вооружается лучшими схемами организации торгового пространства, практиками обучения персонала, максимально сбалансированным ассортиментом GSM-телефонов и мобильных устройств».

Реклама
Работающим по франшизе с известными федеральными компаниями нет нужды тратиться на рекламу

Однако даже при вышеописанных преимуществах и перспективах рынка главным фактором для предпринимателя, который открывает бизнес по франшизе, безусловно, будет являться размер требуемых инвестиций и необходимые специальные условия для открытия, например, требования к размеру площади помещения.

С этой точки зрения МТС — выгодный «хозяин»: порог вхождения в бизнес относительно низок — 600 тыс. руб., а торговую точку можно открыть на площади всего в 5 кв. м, при том что возможна частичная и даже полная компенсация затрат на открытие нового салона. Деньги за использование бренда — паушальный взнос, так же как и роялти, платить не придется. Можно сказать, что компания будет сама за это доплачивать: при соблюдении стандартов оформления салонов и обслуживания франчайзи получают дополнительно фиксированное вознаграждение.

Таким образом, первоначальные расходы, особенно в сравнении с другими франшизами, резко сокращаются и включают в себя только траты на непосредственное открытие торговой точки — ремонт, мебель и торговое оборудование. Регулярные платы стандартные — зарплата сотрудникам, перечисления за аренду помещения. В данном случае, кстати, тоже срабатывает «сила бренда» — ставки арендной платы за торговую площадь для франчайзи МТС ниже, поскольку арендодатели лояльны к компании.

Доход франчайзи на 60% будет состоять из бонусного вознаграждения компании за подключение и обслуживание абонентов. Остальные 40% сложатся из маржи за продажу товаров и агентского вознаграждения за услуги банков и страховых компаний.

Правда, надо сказать, что при очевидных преимуществах работа по франчайзинговым схемам с крупными телекоммуникационными компаниями не является универсальным решением для всех предпринимателей, ведущих бизнес в сегменте сотового ретейла.

«Франчайзинг не подойдет тем, кто привык и планирует продолжить работать «всерую». Все федеральные сети работают с прозрачной отчетностью, «белым» товаром и т.д. Поэтому, работая под «большой» вывеской, привлекать покупателя низкими ценами трубок непонятного происхождения, купленных неизвестно где, не получится. Придется брать качеством, обслуживанием и т.д. Только в этом случае партнерство будет успешным», — считает Дмитрий Суханов, директор представительства Moscow Business School в Сибирском федеральном округе. — Также это вариант не для тех, кто привык работать по принципу «сам себе голова». Схема франчайзинга предполагает постоянное наличие планов и выполнение определенных обязательств».

Конечно, развитие и окупаемость франчайзингового бизнеса в каждом случае индивидуальны, но,

согласно статистике, из всех вновь образованных в мире фирм 85% прекращают работать в течение первых пяти лет, а среди тех, кто открылся по франчайзинговой схеме, таких только 8-14%.

Франчайзинг
Франчайзинг снижает риски для вновь открытого бизнеса и позволяет быстро достичь окупаемости

 

В случае МТС перед запуском франшизы специалисты проводят маркетинговый анализ выбранной предпринимателем торговой площади: это позволяет значительно снизить риски закрытия.  

«Для нас очень выгодно развитие бизнеса партнеров, поэтому компания оказывает им постоянное сопровождение. Это позволяет «новичкам» избежать трудностей начального периода и сокращать срок окупаемости проекта, который составляет в среднем от полугода до 10 месяцев», — подчеркивает Алексей Аверков.

Вести любой бизнес, в особенности в России, — занятие рискованное. В этом смысле франчайзинг от крупной компании может послужить надежной страховкой от многих рисков и позволить владельцу дела сосредоточиться на главном  — получении прибыли и развитии предприятия.

 

© ДЕЛА.ru

 

новости

Свыше 10 000 собеседований провели на ярмарке трудоустройства Краевая служба занятости провела региональный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей». Во всех городах…

В Красноярске появится новый район на Калинина Администрация Красноярска утвердила проект планировки и межевания территории на пересечении ул. Калинина и ул. Тотмина. Здесь в рамках комплексного развития…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).