Культурных столиц в стране должно быть много. Но превратиться в культурную столицу город может, только если его жители сами того захотят — навязать это «сверху» невозможно.
Эти два момента красной нитью проходили через общение с прессой учредителей Фонда Прохорова на мероприятиях V КРЯКК.
В Красноярске стартовала очередная V КРЯКК
«В мире сейчас существует общая тенденция — экономика становится более глобальной, а культура децентрализуется и становится локальной, — сказал Михаил Прохоров в интервью ДЕЛА.ru. — Кто этого не понимает — рискует остаться в стороне от столбовой дороги истории.
Наш фонд это понимает, и потому наша идеология — это поддержка местных культурных инициатив. Семь лет назад, когда фонд создавался, мы были первыми в стране с подобной идеей. Сейчас культурная потребность в стране очень большая. В ситуации, когда мир находится на переломе развития и формируется новый мировой порядок, культура может способствовать единению граждан и гарантирует целостность страны.
И когда люди приходят на книжную ярмарку, это не просто развлечение, это потребность в культурном общении. Люди здесь собираются разных интересов, разных сословий, но они при этом объединены, потому что культура — это язык, общий для всех».
Заявления о том, что в России люди перестали интересоваться культурой, г-н Прохоров назвал «мифом».
Михаил Прохоров: то, что люди переставали интересоваться культурой – миф
И, как истинный бизнесмен, подтвердил свою мысль с калькулятором в руках: на первой КРЯКК 5 лет назад побывали 12 тыс. человек, в прошлом году, на 4-й, — 35 тысяч; количество участников форума увеличилось с 63 до 215, а книг в этот раз в Красноярск было доставлено рекордное количество — 60 т (см. «Кузнецов запретил Прохорову говорить в Красноярске о политике»).
Понятно, что литература и искусство не измеряются в человеко-тоннах. На пресс-конференции, прошедшей за пару часов до открытия ярмарки, интереснее было услышать о «трех составных частях» нынешней КРЯКК — основной, параллельной и профессиональной программах. Уникальные гости, актуальные темы для обсуждения, естественно, книжный фестиваль; составление шорт-листа литературной премии «НОС» именно здесь, на открытых дебатах в рамках ярмарки…
«КРЯКК — наша лепта в то, чтобы Красноярск понял, что у него есть возможность стать культурной столицей, — сказала на пресс-конференции соучредитель фонда Ирина Прохорова. — А культурная столица — это перекресток разных идей, влияний, экспериментов, чтобы жизнь кипела. И совместными усилиями нам удастся это сделать».
Назвал КРЯКК «ядром и главным событием Фонда Прохорова» и его учредитель.
Ирина Прохорова: когда говорят, сделайте нам вот это и вот то — это порочная практика
И все же… После пары дней пресс-конференций, неформальных «посиделок», которые устраивали учредители фонда для журналистов, эксклюзивных и полуэксклюзивных интервью осталось ощущение некоторого если не раздражения, то недоумения, периодически проскальзывающего в высказываниях организаторов КРЯКК. И вызывали его неизменно вопросы о том, чем таким новеньким фонд собрался побаловать красноярцев. Причем формулировки этих вопросов колебались от общего «какие еще идеи вы бы хотели воплотить в нашем городе?» до более чем конкретного «какие мероприятия фонд готовит к столетию визита Нансена в Красноярск?».
Кульминацией в этом смысле стало выступление на пресс-конференции краевого министра культуры Геннадия Рукши, в котором он долго и проникновенно благодарил Прохоровых за то, что они привезли в край «культурные события, которые прежде долгое время были для нас недоступны»…
…Кстати, услышав вполне невинный вопрос про Нансена, г-жа Прохорова даже как-то слегка рассердилась и сообщила, что Фонд Прохорова часто путают с министерством культуры:
Ирина Прохорова советует не путать фонд с минкультом
«Дескать, вот у нас завтра столетие такого-то — давайте срочно сделаем то-то и то-то. Аэто все-таки не совсем наша задача. Мы поддерживаем инициативы. Если сами красноярцы захотят отметить столетие приезда Нансена — мы это поддержим». (Тут красноярский министр культуры вмешался и несколько виновато заверил Прохорову, что работа в направлении Нансена в крае уже вовсю ведется, «и мы обязательно к вам обратимся»).
Вообще, как оказалось, представление о КРЯКК как о фестивале приезжих звезд и о том, что чем их больше, тем лучше, — ошибочно.
«Мы, поддерживая местные инициативы, показываем весь спектр инноваций — то, происходит в новой журналистике, в кино, в театре, — рассказала в интервью ДЕЛА.ru Ирина Прохорова. — Но в данном случае мы ждем, когда местное сообщество само сформулирует идеи.
А когда, как часто у нас бывает, говорят: сделайте нам вот это и вот то — это порочная практика.
Когда на пустом месте делаются хорошие вроде бы дела, в итоге они не работают, потому что они никак не вписаны в круг жизненных интересов, в местную культурную инфраструктуру. Горожанам как-то виднее, с чего начинать. Мы можем дать консультации или показать разные примеры, не более того».
Удельный вес красноярских площадок на выставке растет
И в этом смысле, отмечает г-жа Прохорова, безусловный плюс, что удельный вес красноярских (а вовсе не столичных!) площадок на ярмарке растет.
При этом нельзя сказать, что заявки потенциальных участников проходят жесткий отбор: «Мы отказываем в нескольких случаях — если человек подал заявку поздно и у нас уже просто нет мест или же если это ксенофобские, фашистские или какие-то иные радикальные политичческие проекты. В остальном никакой цензуры нет. Всё на совести самих устроителей. В конце концов, если они ерунду сделают, в следующий раз люди к ним больше не пойдут. А нам какие-то свои личные идеи здесь бессмысленно навязывать».
Стоит сказать о том, что свои идеи (а также вкусы, интересы и литературные пристрастия) сами Прохоровы не то что не навязывают — а даже и не озвучивают.
Ирина Прохорова заявила, что, как главный редактор издательского дома, читает столько, что ей жалко присутствующих и их времени, которое они потеряют, если она будет перечислять прочитанное и понравившееся. А посмотреть на то, что она оценила как редактор и издатель, предложила на стенде ИД НЛО, который она возглавляет.
А Михаил Прохоров отказался отвечать на вопрос, который ему «задают все, везде и постоянно», мотивируя это тем, что ему жалко отнюдь не присутствующих, но собственный фонд, на который посыплются заявки в угоду вкусу «шефа»… И сообщил, что поддерживать готов вовсе не это, а талантливых людей, которые могут работать, но «просто не знают, как».
«Работа фонда состоит в том, чтобы «ловить» инициативу и помогать ее носителям сформировать новые институции, — рассказал он ДЕЛА.ru. — То есть мы снабжаем их чем-то вроде бизнес-плана, технологиями, которые позволят им сделать первый шаг. Если хотите — мы открываем закрытую прежде дверь, и люди в нее идут.
Самое главное, что дает фонд, это веру в себя.
Бывает, что люди, помыкавшись несколько лет, перестают верить в то, что они что-то могут. А когда делаешь им шаг навстречу — они потом уже сами, даже если и двери нет, головой стенки прошибают».
Также Прохоров отметил, что инициативы — дело молодое (речь, понятно, не о биологическом возрасте, а о душевном настрое). Себя лично он считает человеком молодым и живет «студенческой жизнью», чем и гордится.
Под этим г-н Прохоров подразумевает «время успехов и ошибок», а свои поражения, как он признался корреспонденту ДЕЛА.ru, он любит «не меньше побед».
Юлия СТАРИНОВА
ДЕЛА.ru