Виртуальные торги — уже почти реальность.
Очередным шагом реформирования системы государственных закупок стал недавний выбор пяти площадок для проведения электронных аукционов: в правительствах Москвы и Татарстана, Сбербанке, на биржах РТС и ММВБ.
Не пройдет и года, как в интернет уйдут сделки государства и предпринимателей всей страны, обеспечивая системе госзаказа прозрачное будущее в противовес темному коррумпированному прошлому.
Но, по мнению представителей красноярского бизнеса, переход к электронным формам государственных закупок обещает быть сложным и далеко не однозначным.
На пожар — без массажа
Определены уже пять площадок для электронных торгов, скоро к ним присоединится шестая
Согласно принятому в конце января решению кабинета министров, торговые площадки ОАО «Единая электронная торговая площадка», ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов», ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» и ООО «Индексное агентство РТС» будут в течение пяти лет действовать для проведения как федеральных, так и региональных аукционов. Вскоре к ним присоединится шестая торговая точка — площадка Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи со специализацией по нефтяным и газовым госзакупкам.
Пять-шесть центров для торгов определили как оптимальное число. Устраивать одну площадку слишком рискованно и «неконкурентно», большое же их количество не позволит должным образом контролировать электронные аукционы.
По мнению начальника управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаила Евраева, «площадка — это не место, где встречаются заказчики и предприниматели». «Площадка — это просто „сервер“, за которым должен быть жесткий контроль. И необходимо исключить фактор желания влиять на данный сервер со стороны чиновников», — цитирует слова чиновника «Российская газета». Впрочем, мнения о том, сколько в идеале должно быть электронных площадок, расходятся.
Поручение подготовить правила электронных торгов президент Медведев отдал правительству в ноябрьском обращении к Федеральному собранию. И уже в середине декабря премьер Путин обнародовал перечень товаров, работ и услуг, которые федеральные службы обязаны закупать только через электронные аукционы. В список из 23 пунктов попали нефть и газ, еда и вода, продукция сельского хозяйства и охотничьих промыслов, лекарства, табак, текстиль, одежда, автомобили, бумага, мыло, парфюмерия, услуги по ремонту офисной оргтехники, уборке зданий и пр.
Чиновники уже не смогут покупать «лексусы» для «передвижного мобильного лесопожарного командного пункта»
С закупкой многих товаров из перечня в прошлом году возникли громкие скандалы. Считается, что электронные аукционы не позволят чиновникам приобретать золоченые кровати, часы с бриллиантами и «лексус» с массажным креслом для «передвижного мобильного лесопожарного командного пункта».
Дальше — больше. С 1 июля 2010 г. вступят в силу поправки к Закону о госзакупках, по которым все без исключения федеральные заказчики должны будут покупать все товары и услуги, исключая творческие, только на электронных аукционах (до июля заказчики еще могут выбирать форму торгов). Это около 70 % всего объема госзаказа на примерную сумму в 3 триллиона руб. из пяти триллионов, отведенных на госзакупки в 2010 г. Для региональных и муниципальных госструктур электронные аукционы станут обязательными с 2011 г.
Помимо электронных торгов, будет действовать такая форма размещения заказа, как творческий конкурс, в котором цена не главное. Это, к примеру, конкурсы на выполнение НИОКР, проектирование и оказание медицинских услуг.
Маска, я вас не знаю
Главной целью введения электронных торгов называют борьбу с коррупцией. Перед нами тот случай, когда государство сможет во благо использовать анонимность, предоставляемую интернетом. В виртуальных сделках никаких личных контактов между поставщиком услуг и чиновником-покупателем на стадии размещения заказа не завяжешь, никаких тендеров под конкретные фирмы не придумаешь, да и вообще неизвестно, под кого подсовывать административный рычаг.
Процедура электронных торгов в общих чертах будет выглядеть так: участники регистрируются на сайте площадки (с 2011 г. вход на каждую из них будет общим), предоставляя все документы в электронном виде с электронной цифровой подписью. Электронный ключ нужно получать в специальных удостоверяющих центрах, которые есть в любом крупном городе. Заходя на сайт, конкурсанты смогут видеть предложения конкурентов и по ходу дела вносить изменения в свои позиции. В интернете будет доступна информация только о товаре, работе или услуге. И только после окончания аукциона покупатели узнают, кто принимал в нем участие.
«Эту меру правительства я оцениваю положительно, — прокомментировал нововведения для РЕКЛАМЫ-МАМЫ Данил Панкин, заместитель управляющего и партнер красноярской компании «Право-экспресс». — Неоднократно приходилось выслушивать от множества наших клиентов жалобы на процедуру проведения торгов, на многочисленные предложения коллег по участию: «договоримся?», «вот тебе за беспокойство» и т.п. Сам лично имел опыт участия в аукционе, в котором был заранее известен список участников и бизнес-интересы, в том числе «пределы цены» каждого».
Красноярский маркетолог Александр Песегов считает, что задумка правильная и своевременная, но полностью искоренить коррупцию в сфере госзакупок вряд ли удастся. «Изменятся формы и методы «лазеек», электронные торги породят электронные злоупотребления. Возможно, частично сменится состав техотделов, которые отвечают за проведение торгов. Хотя снизить уровень коррупции и сделать процедуры закупок более прозрачными наверняка получится, пусть даже на небольшое время — уже хотя бы в силу их новизны и необходимости придумывать новые обходные пути», — добавляет г-н Песегов.
«Я не пессимист, но предполагаю, что реальная прозрачность торгов наступит нескоро, — осторожен в оценках Андрей Малюгин, директор Печатного центра КПД. — При любой ситуации чиновник постарается отыграть свое. Мы нечасто участвуем в торгах или котировках, периодически проигрывая на «пару рублей», и я принял решение участвовать только в торгах, по которым у меня сильная позиция или реальное конкурентное преимущество».
Евгений Двоеглазов, руководитель муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия» ЗАТО Железногорска, обозначил положительные и отрицательные стороны нововведения:
«К явным плюсам такой формы проведения торгов можно отнести возможность получения максимально выгодного предложения и экономии для заказчика, упрощение процедуры заявления на участие в тендере для поставщика или подрядчика, сокращение „коррупционного поля“ за счет минимизации человеческого фактора на стадии регистрации участников тендера и возможность онлайн-контроля.
В роли постоянных контролеров могут выступать не только фискальные органы, но и все заинтересованные потенциальные участники и даже сторонние наблюдатели. Причем «все ходы записываются» моментально, без возможности их последующей корректировки и необходимой трактовки.
В виртуальных сделках никаких личных контактов между поставщиком услуг и чиновником не будет
А к минусам можно отнести дополнительные трудности, связанные с необходимостью детального прописывания тендерной документации для исключения из участия возможных „недобросовестных“ предложений: это общая проблема всех тендеров, но при проведении торгов в электронной форме у заказчика ещё меньше возможностей отсеять такие предложения. Кроме того, увеличится число обращений в ФАС и всевозможных судебных разбирательств, а значит, и судебные издержки.
Еще один минус — возможное „нашествие“ участников из других регионов, а также фирм-однодневок, с которыми можно бороться как раз с помощью качественно прописанных условий тендерной документации».
«Сама по себе отлаженная процедура электронных торгов — не панацея от коррупции, — предупреждает Данил Панкин. — Многое нужно менять не в самой системе торгов, а в бюджетном праве, например. Довольно существенная часть того, что называется непосвященными лицами коррупцией, есть внешнее выражение внутренних проблем государственного и муниципального заказчика. Эти проблемы выражаются во фразах „не пришло финансирование“, „не утверждены бюджеты“, „не было команды готовить документацию“».
Рыщущий по городу в конце декабря главный снабженец или «завхоз» госоргана — не анекдот, а реальность из жизни. Ему надо потратить неосвоенные бюджеты любой ценой, и потому речь по большому счету уже не идет о каких-либо «откатах». Потому нужно работать еще и с законодательством, которое регулирует как финансирование, так и возможность увеличивать ответственность конкретных должностных лиц за несвоевременное начало работы по проведению аукционов».
Да и сам закон 94-ФЗ «О размещении заказов…», как РМ уже писала, весьма далек от совершенства.
Качество от «джамшутов»
В результате введения электронных торгов главным критерием при госзакупках, как в аукционах и положено по определению, станет цена. Закономерно возникает вопрос: а что же с качеством? Над этим в правительстве тоже думают. Одна из мер по контролю качества — право заказчика устанавливать в требованиях торгов, на какие именно риски и убытки распространяется финансовое обеспечение предпринимателя.
«Благое намерение, как известно, не всегда приводит к блестящим результатам. У каждой медали две стороны. С одной, работа должна быть выполнена по оптимальной цене, с другой — соответствующего качества. Электронные торги — это реальный шаг к прозрачности, но, думаю, со временем закон будет доработан, — полагает Андрей Малюгин.
— Возможно, будет ограничение по сумме сверху — нельзя в реально сложных или очень дорогостоящих заказах играть „вслепую“ — и введены понятные фильтры, ведь при отсутствии лицензирования по многим видам деятельности вероятность появления случайных игроков возрастает.
Основной критерий отбора в электронных торгах — это заявленная цена. Отсутствие личного контакта, предварительного ознакомления с качеством продукции, при необходимости — с производственными мощностями фирмы, может привести к двум неприятным последствиям: крупные заказы легко могут уйти в другие регионы, где производство основано на привлечении «джамшутов», или к молодым, неопытным фирмам, для которых себестоимость процесса изначально представляется практически нулевой. Срыв заказа не лучшим образом скажется на работе чиновников».
«Бюджет сможет реально сэкономить деньги, но вряд ли при этом получит качество хотя бы не хуже существующего, — полагает Данил Панкин.
— Потому что бизнес (в широком смысле) между собой уже договорился — и совсем уж малоприбыльные заказы просто никто не будет даже рассматривать, а не то что торговаться за них.
Я смотрю на ситуацию и глазами своих клиентов, многие из которых находятся на начальной стадии развития бизнеса. В связи с этим у них есть желание получить прибыль везде, где ее можно получить, в том числе путем „демпинга уровня прибыльности“ — понижения притязаний на прибыльность от обычного и ранее приемлемого уровня до уровня, образно говоря, „в ноль плюс рубль“.
В связи с чем затраты компании на единицу прибыли возрастают, не позволяя ей концентрироваться на пускай и одном, но более прибыльном проекте. Потому прогнозирую, что большую часть таких аукционов будут выигрывать и исполнять, опуская цену до минимума, субъекты малого и среднего бизнеса. Но будет ли от этого у них «развитие», какая-то динамика — большой вопрос».
Некоторые эксперты считают, что главным критерием на электронных торгах станет цена, что отразится на качестве
Именно развитие предпринимательства заявлено как одна из целей электронных аукционов, помимо борьбы с коррупцией и повышения конкуренции. Ведь на виртуальных площадках предприниматели любого уровня получат максимальный доступ к заказам государства. Однако легко ли на деле будет пробиться к победе представителям малого бизнеса?
«Если смотреть на этот вопрос глазами малого бизнеса, то введение новой системы, на мой взгляд, мало что меняет. Доступность информации о госзаказах не решает других сложностей небольших компаний. В частности, малый бизнес, как правило, не имеет возможности финансировать длительные отсрочки платежей при госзакупках», — полагает Михаил Герман, руководитель проектов компании «СибТранссервис».
«Попытка открыть доступ малому бизнесу к аукционам наталкивается на то, что для участия в аукционе всегда будет нужно иметь обеспечение и оборотные средства, — говорит об этом Данил Панкин.
— У малого бизнеса нет «оборотки» и практически нет возможности прокредитоваться под прибыль от будущего исполнения заказа. Значит, малый бизнес заведомо не в лучшем положении по отношению к компаниям, владеющим средствами.
Вот если вся экономия бюджета от этих торгов, да даже часть ее, каким-либо способом будет направлена на поддержку лиц, участвующих и успешно исполняющих заказы — субсидирование процентов по кредитам, например, взятым в банках с госучастием, и т.п., — тогда, может быть, малый бизнес и получит большой интерес в нововведениях».
Плюс компьютеризация всей страны
Что касается экономии, то, по предварительным оценкам, виртуальные торги сберегут российскому бюджету до 600 млрд руб. в год. Какая доля из них придется на Красноярский край, сегодня сказать трудно.
«Пока сложно оценить, каким окажется для нашего края результат проведения электронных аукционов, — рассказал РМ Игорь Руднев, заместитель начальника отдела снабжения краевых бюджетных организаций Агентства государственного заказа Красноярского края. — Как сильные, так и слабые стороны интернет-торгов будут ясны после начала их проведения. Полностью край перейдет на новую систему с 1 января 2011 г. По идее, это должно стать эффективной мерой».
По предварительным оценкам, электронные торги сэкономят бюджету страны 600 млрд руб. в год
Готовы ли местные власти к новым правилам госзакупок? Евгений Двоеглазов считает, что Красноярский край, к сожалению, сильно отстает с введением такой формы тендеров от своих соседей: «Например, в Кемерове электронной тендерной площадкой пользуются уже четвертый год, и, естественно, там уже изучили все «подводные камни», отработали механизм (сначала на мелких закупках), подготовили персонал, местных потенциальных участников. Красноярскому краю, я так понимаю, все это еще предстоит».
В Красноярске, однако, электронные аукционы тоже осваивают. Так, с января по сентябрь 2009 г., по информации «Красноярского рабочего», у нас прошло более 80 электронных аукционов, благодаря которым удалось сэкономить 10 млн руб. из бюджета.
«Но эти аукционы не могут служить показателем, — говорит Игорь Руднев, — они проводятся по старой редакции закона. Для обеспечения аукционов по новым правилам материальная база в крае готова не везде. Поскольку весь документооборот должен быть представлен в электронном виде, могут возникнуть трудности, хотя у большинства наших предприятий, мы надеемся, бухгалтерии уже оснащены программой „КриптоПро“. Проблемы возникнут главным образом в удаленных районах, где пока даже нет интернета. Но у нас в запасе есть почти год, чтобы подготовиться к электронным торгам. Работа в этом направлении ведется».
Выходит, есть и еще один положительный для страны момент. С введением электронных торгов интернет дотянут, наконец, до самых окраин.
* * *
«Переход к электронным торгам — это закономерный эволюционный ход развития тендерных закупок», — считает Евгений Двоеглазов.
Если верить начальнику управления ФАС России по контролю за госзаказом Михаилу Евраеву, в этой области мы вообще уже впереди планеты всей:
«Наши соседи по Европе с удивлением, а в некоторых случаях и с хорошей завистью смотрят на то, что происходит в России. По информации из МИДа, у них не получается создать централизованную систему электронных аукционов из-за наличия административной предквалификации, т.е. возможности чиновников выставлять любые произвольные требования к участникам.
В развитии системы госзаказа мы серьезно обогнали и Европу, и Соединенные Штаты Америки. Но мы не против поделиться с коллегами из других стран нашим опытом».
Поделимся, конечно, о чем разговор, вот только, если новая ветвь нашей эволюции по множеству причин (см. выше) не окажется тупиковой.
Татьяна АЛЕШИНА
РЕКЛАМА-МАМА