С 1 ноября процедура государственного заказа претерпит изменения. В постановлении от 10 сентября правительство утвердило новые правила оценки заявок, поступающих на конкурсы, которые дают победившей компании право заключать контракты на оказание услуг, поставку товаров и выполнение работ для нужд государства или муниципалитета.
Не за горами и день полного перехода на электронные торги… Эксперты говорят: давно пора. Антимонопольщики уверяют: коррупция уменьшится. Бизнесмены недоумевают: как всем этим пользоваться?
Говорим тендер, подразумеваем — откат
Нововведение с оценкой заявок продолжает серию изменений в сфере госзаказа, которая уже несколько лет, с 2006 года, находится в стадии реформы. «Переделки» были затеяны неспроста: в России трудно найти более коррумпированную область деятельности, чем добывание государственных контрактов, а заморское «тендер» давно выступает в паре с русским «откаты».
На отчислениях, которые получают чиновники по результатам проведения конкурсов, наша страна каждый год теряет по 700 миллиардов рублей. Самый актуальный на сегодня пример — откаты в сфере ремонтных работ на электростанциях. Ответственные лица сплошь и рядом приобретают у поставщиков запчасти худшего качества по завышенным ценам.
Так было, например, при ремонте турбин Конаковской ГРЭС, на который по бумагам потратили 400, а реально — 50 миллионов рублей. Остальные бюджетные деньги, пишет «Русский репортер», осели в кармане бывшего гендиректора предприятия.
В других отраслях, где крутятся бюджетные средства, положение не намного лучше. Сегодня ситуация с госзакупками не устраивает уже никого: ни государственных заказчиков, постоянно сталкивающихся с некомпетентностью исполнителей, ни поставщиков услуг, которые вечно оказываются вне конкурса из-за откатывающих действий конкурентов.
Подкупу чиновников до последнего времени в значительной мере помогало отсутствие единой системы оценки заявок. Победители в конкурсах выбирались как бог на душу положит (читай как — и что — заявитель положит на руку).
«До принятия постановления заказчики имели право применять самостоятельно любой порядок оценки с учетом отдельных ограничений, установленных в законе, — цитирует «Российская газета» слова одного из разработчиков постановления, начальника отдела минэкономразвития Ларисы Некрасовой. — Это приводило порой к тому, что заказчики одной и той же продукции применяли различные методы оценки».
Теперь картина должна измениться «в честную сторону». Процедура конкурсов станет значительно проще, заказчик уже не сможет составлять технические задания под конкретного поставщика услуг, а прежняя туманная оценка поступающих на конкурсы предложений, которая полностью зависела от организаторов, с ноября станет четко структурированной и единой для всех.
Реформа предполагает введение критериев оценки, значимость которых для каждой заявки будет определяться в процентах. От значимости будет зависеть итоговый рейтинг заявки, который в постановлении предлагается рассчитывать по формулам.
Критериев оценки всего восемь: это цена контракта, функциональные характеристики товара, качество работ (услуг) или квалификация участника конкурса, расходы на эксплуатацию товара, расходы на его техобслуживание, сроки поставки или работ, сроки гарантии и объем предоставления гарантии.
Для оценки заявки должно быть использовано не менее двух критериев, одним из которых обязательно станет цена контракта. Введение для нее единой формулы расчета должно сделать манипуляции с ценой невозможными.
Постановление также содержит защитные механизмы для заказчиков: представители государства будут автоматически избавлены от предложений, которые не имеют под собой экономической основы. Так, установлена нижняя граница срока исполнения контракта и верхняя граница сроков гарантии качества: это позволит отсеять заявки с нереальными сроками, например, в 1 день или невозможными гарантиями в десятки лет.
Эксперты считают, что введение системы единой оценки сильно запоздало и должно было начаться еще три года назад.
«Постановление — это тот документ, которого долго ждали. Самое важное в нем — это установление прозрачных и понятных критериев оценки заявок участников конкурсов и определения результатов конкурсных процедур»,— цитирует «Российская газета» слова Михаила Иванкова, заместителя генерального директора и директора департамента госконсалтинга АКГ «Развитие бизнес-систем».
Но и новые правила оценки заявок не устранят всех лазеек для недобросовестных заказчиков. Так, можно выбирать более субъективные критерии и тем самым, как и прежде, проталкивать своих поставщиков. Однако выявлять подобные нарушения теперь будет проще.
Виртуалом по коррупции
«Что вы чувствовали?» — спросили как-то журналисты у американского астронавта Нила Армстронга. «А что бы чувствовали вы, сидя в агрегате из 200 тысяч деталей и зная, что все они куплены в результате торгов у самых дешевых поставщиков?» — ответил покоритель Луны.
Коррупция в системе государственных закупок — явление международное. Но в агрегате российской сборки, сделанном до 1 января 2006 года — даты вступления в силу закона 94-ФЗ, — сидеть, пожалуй, было бы пострашнее. До принятия этого закона, положившего начало реформе в сфере госзаказа, злоупотребления при его размещении носили практически неограниченный характер, а Россия по уровню коррупции в международном рейтинге занимала 144-е место из 159.
Принятие закона сделало информацию о торгах доступной, были введены аукционы, экономическая защита заказчика с помощью банковских гарантий, страхование ответственности и денежных средств, узаконено ведение реестра недобросовестных поставщиков и т.п.
В результате число поставщиков услуг значительно увеличилось. Однако в процессе работы выяснилось, что 94-ФЗ содержит множество недоработок и узких мест. Устраняя их, одно за другим посыпались постановления и дополнения... В результате со времени своего принятия закон претерпел уже 11 редакций. Но он до сих пор далек от идеала.
Совсем недавно, 23 августа, вступили в силу нормы, которые формируют законодательную базу для проведения электронных торгов. Переход в виртуал в корне изменит всю процедуру госзаказа: главное, что участие поставщиков услуг в электронных аукционах будет анонимным. Руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев, цитирует сайт Business FM, комментирует нововведения:
«Для наших государственных чиновников не знать, кто пришёл на тендер… Просто придут в ужас и будут всячески бороться с этой нормой. У нас же все торги начинаются просто со сговора государственного чиновника, заказчика, и конкретной компании, в пользу которой он всеми правдами и неправдами хочет отдать соответствующий лот. Угрожают другим компаниям, чтобы те не приходили на тендер. И если нам удастся не позволить эту норму изменить в течение ближайших двух-трёх лет, то система госзаказа будет значительно чище».
Чиновников — нарушителей новых правил обещают наказывать по Уголовному кодексу. Вместе с «болтливыми» организаторами онлайн-аукционов, которые допустят утечку информации. Планируется, что система электронных торгов заработает уже со следующего года, а единый всероссийский портал с информацией о всех госзаказах страны откроется с 1 января 2011-го.
Помимо жесткого формата заявок и полной анонимности, портал будет оснащен универсальной системой поиска. «Будущее системы госзаказа — электронные торги. Думаю, что экономия бюджетных средств при переходе на электронные торги составит в ряде случаев до 50% и более», — считает начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС России Михаил Евраев.
Красноярск не шокирует, но…
Михаилу Евраеву и подчиненным ему работникам Федеральной антимонопольной службы, на которую возложен контроль за размещением госзаказов, есть чем заняться: на начало сентября в результате двухмесячного изучения работы официального сайта, посвященного госзакупкам, ФАС намерена аннулировать около 2 тысяч тендеров.
Кроме того, с каждым годом заметно увеличивается количество жалоб на нарушения условий проведения конкурсов. Так, если в 2006 году антимонопольщики получили 2443 жалобы, в 2007-м — около 10 тысяч, то в 2008 г. — более 14 000 жалоб.
Это подтверждают и данные красноярского УФАС. В статье «Вечернего Красноярска» говорится, что если в первом полугодии 2006 года антимонопольщики выявили 16 нарушений при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, а в 2007 г. за тот же период — 75, то в 2008-м их стало уже 207 и в текущем году — 362. При этом год назад было проведено восемь проверок (в 2006 г. — десять), а в первом полугодии 2009 г. — семь.
«Такая статистика должна шокировать любого чиновника, — цитирует газета слова заместителя руководителя краевого УФАС Олега Харченко.
— Однако число нарушений не снижается, а растет — значит, не шокирует».
Олег Харченко: статистика чиновников не шокирует
Шокирует или нет, а также какова ситуация с госзакупками в нашем крае в целом, РМ пыталась выяснить в красноярском Агентстве госзаказа, но после недели бесплодных звонков от этой идеи пришлось отказаться. Осталось обратиться за информацией к независимым организациям.
В России существует исследовательский центр, который в постоянном режиме занимается экономическим и правовым анализом рынка госзакупок и каждый год составляет национальный рейтинг их прозрачности.
Согласно этому рейтингу, по результатам 2008 года Красноярский край находится в категории «Базовая прозрачность», не дотягивая до «Средней прозрачности» и, тем более, до «Высокой» и «Гарантированной» (в которую входят только три субъекта РФ: Москва, Алтайский край и Владимирская область). Хуже «Базовой прозрачности» только категория «Низкая прозрачность», рекордсменом в которой является Республика Марий Эл.
В итоговом рейтинге информационной доступности сайтов госзакупок 2009 года, который составляет другая негосударственная организация — Институт развития свободы информации, — позиция Красноярского края тоже находится ближе к концу списка: мы занимаем 57-е место из 84. Степень информационной доступности красноярского сайта эксперты оценили в 45,5 %; лучший результат у сайта госзакупок Амурской области — 77,35 %.
Впрочем, с введением электронных торгов и единообразия в оценке заявок возможности для «честного» отъема государственных денег, в том числе и в Красноярске, должны заметно сократиться. Тем более что сам президент в майском бюджетном послании правительству повелел чиновникам раз и навсегда позабыть слово «откат».
Приглядимся: туман над государственными закупками пошел рваными клочьями. Однако…
...Как это будет по-русски?
На бумаге и в устах чиновников новая система оценки конкурсных заявок выглядит неплохо. А что думают предприниматели? Им ведь осталось меньше месяца, чтобы выучить арифметику новых расчетов. Эти мнения собраны на форуме специалистов по закупкам портала Тендеры.ру.
- «Неработающее какое-то оно… и бессмысленное».
- «Скорее всего, очередной прожект. Слишком заморочено».
- «Как всегда, сюрприз в конце года».
- «Опять оставили балльную оценку.
Никакого смысла от таких конкурсов нет».
- «Ну, зато вроде бы зафиксирован минимум для критерия цена.
И наконец-то срок гарантии с объемом гарантии ограничены».
- «Такое чувство, что на конкретных цифрах этот порядок не проверялся».
- «Совершенно не представляю, как оценивать будут функциональные характеристики. Они либо совпадают с ТЗ, либо нет. Со сроками поставки тоже много вопросов, да и сроки гарантии ничем не ограничены. Будет очень много субъективных оценок. ФАС не обрадуется этому документу. Жалобами закидают».
- «Уж писали бы на каком-нибудь более знакомом им языке... хоть переводчика можно было бы нанять».
- «Если можно — на примере… Моего воображения не хватает, чтобы это представить…»
- «Весёлое постановление… с карандашом и ручкой — второй день мОзги утюжу…».
- «Прочитав постановление, поняла, что на экономические специальности никогда не пойду учиться. Вроде все по-русски написано, а ничего не понятно…»
- «Пробую разложить в таблице для просчета вариантов. Два раза пытался, путался, бросал, терпения не хватает и времени».
- «Пожалуйста, переведите на русский — что хотели сказать и что сказали?»
Без комментариев...
Татьяна АЛЁШИНА
РЕКЛАМА-МАМА