На фоне кризисных ожиданий и валютных скачков продавцы автомобилей дают весьма спокойные прогнозы о перспективах рынка в 2014 г. Цены на средства передвижения, конечно, будут расти, но не более обычного, а продажи никого не удивят.
По словам местных дилеров, первое подорожание автомобилей в крае уже случилось — как и всегда бывает в январе.
«С 1 января произошло подорожание на 1,5-2% по всем брендам. Продолжится ли рост цен в течение года? На мой взгляд, да, вопрос лишь в конкретных сроках. Обычно машины за год дорожают на 4–5% независимо от кризиса. Повышение цен происходит, как правило, в начале года, в его середине и к концу, примерно к ноябрю. Вероятно, такая же практика сохранится в 2014 году», — полагает Сергей Попкович, управляющий директор Renault-центра компании СИАЛАВТО.
Автомобили будут дорожать примерно так же, как в прошлом году
По его мнению, в зависимости от ситуации на рынке дилеры будут пытаться регулировать цену акциями либо другими инструментами, но повышение все равно неизбежно.
«Объективные причины для этого есть. Сыграет свою роль и повышение утилизационного сбора, которое станет дополнительным фактором роста цен», — говорит Попкович.
О подорожании сообщают и в «Викинг-Моторс».
«Машины уже подросли в цене: какие-то марки на 10 тыс. рублей, другие на 15–18 тыс. Это новые цены заводов-изготовителей, повышение связано с общим ростом цен на тот же бензин, вторсырье, другие составляющие, — говорит менеджер отдела продаж автомобилей компании Константин Лисович. — Сложно сказать, на сколько подорожают автомобили за год. Думаю, это не последняя наценка, в прошлом году было два повышения».
По мнению Елены Дорофеевой, маркетолога компании «Форд Центр Редут», ценовой рост вероятен, как и каждый год.
«Многие наводят панику, доллар и евро растут, но пока информации о резком повышении цен нет. Скорее всего, оно будет таким же, как и каждый год, поскольку все прибавляет в цене. По автомобилям марки Ford могу сказать, что повышения не было с лета: в условиях спада продаж импортер старался, напротив, сдерживать цены, предлагая скидки и программы лояльности. Думаю, маркетинговых скидок следует ожидать и в этом году», — говорит Елена Дорофеева.
На автомобили корейского производителя KIA цена в январе повысилась избирательно.
«На некоторые модели, KIA Sportage и KIA Rio, цены не изменились, поскольку это флагманы наших продаж. Однако на 10 тыс. подорожали Picanto, Сeed, Vengo, а KIA Mochave стал дороже на 20 тыс. руб. В течение года выйдут новые модели автомобилей бизнес-класса: конечно, цены на них изменятся по сравнению с теми же моделями прошлого года, но насколько, назвать пока затруднительно», — отмечает маркетолог КИА Центра Красноярск Диана Момот.
А вот модели 2013 года во многих салонах еще можно купить по «старым» ценам — по словам Сергея Попковича, преференции предоставляют практически все местные дилеры.
Будут ли красноярцы, которые в 2012 г. обошли всю страну по динамике покупок новых иномарок, а в 2013-м совершили обратное (см. подр. «Красноярцы провалили продажи новых автомобилей»), активно посещать автосалоны в целях новых приобретений? Автодилеры надеются, что
по сравнению с прошлым годом цифры продаж изменятся незначительно, хотя конкуренция и продолжает обостряться.
«На сегодняшний день на рынке автопродаж края присутствует «избыток мощностей»: между дилерскими центрами существует большая конкуренция, рентабельность бизнеса падает — ряд салонов работает на ее грани, а кто-то даже терпит убытки. Но многое будет зависеть от поведения дистрибьюторов: если они создадут некую сбалансированность производства и склады дилеров не будут перегружены, то красноярские компании пройдут год без потерь, — прогнозирует Сергей Попкович.
Конкуренция на авторынке растет, но пока ситуация не критична
— В целом же рынок продаж, я считаю, будет в горизонтальном тренде. Вероятно, дальнейшего падения реализации в Красноярском крае не будет, мы уже в принципе просели больше, чем в целом по России, поскольку после кризиса имели высокую динамику продаж. Выйдя из него с лучшими темпами, чем другие регионы, в 2013 году красноярцы просто «отыграли» высокую базу. Дальше движение продолжится, полагаю, в горизонтальном направлении».
По мнению Константина Лисовича, объективно оценить перспективы продаж пока невозможно, поскольку автосалонов иностранных дилеров много и в Красноярске, и на периферии, но «в целом в городе ситуация неплохая, хотя ожидание кризиса, конечно, влияет на спрос: люди боятся покупать автомобили», — говорит представитель «Викинг-Моторс».
«Мы надеемся, что продажи удастся стабилизировать, а уже в феврале — показать их рост по сравнению с 2013 годом. В любом случае мы настроены достаточно позитивно, хотя в нынешних экономических условиях потенциальные клиенты и раздумывают, стоит ли вкладывать средства в новый автомобиль», — согласна и Диана Момот.
Подстегнуть спрос могла бы новая программа льготного кредитования.
С 1 июля по 31 декабря государственное субсидирование потребительских автокредитов пополнило личный автопарк жителей страны почти на 277 тыс. машин, сообщает аналитическое агентство «АВТОСТАТ». При этом программа была завершена досрочно — деньги кончились, и решится ли государство вновь помочь автовладельцам рублем, неизвестно. Оценки участников рынка по этому поводу разнятся.
«Программа льготного кредитования по экономическим причинам вряд ли будет продолжена, — считает Диана Момот. — Насколько мне известно, все кредитные лимиты были исчерпаны досрочно: правительство не рассчитывало, что программа окажется настолько популярной. 7% годовых на 3 года — это очень выгодное предложение, и даже по статистике нашего дилерского центра им воспользовались более 50% клиентов, которые брали кредит на покупку машины».
«Большинство клиентов покупают автомобили именно за счет поддержки», — отмечает и Константин Лисович. Он полагает, что весной программа льготного кредитования может быть возобновлена.
Впрочем, не подаренный государством процент станет определяющим.
«Лучше всего продавать машины помог бы сегодня позитивный экономический фон: покупатель, к сожалению, очень чутко реагирует на разного рода негативные настроения и прогнозы. Ожидание кризиса хуже самого кризиса: люди замерли и боятся совершать большие покупки, это сильно снижает спрос. Без таких ожиданий рынок функционировал бы нормально.
Красноярск продолжит заполняться новыми машинами
Хотя, в принципе, Сибири падение автопродаж угрожает меньше, чем центральным регионам: у нас до сих пор работает еще и такой драйвер, как пересаживание с праворульных машин на автомобили с левым рулем. Так что у красноярских игроков рынка перспективы есть, и им следует работать над качеством сервиса», — резюмирует Попкович.