Вот уже месяц в России действует новый порядок налогообложения. С 1 января 2010 г. Единый социальный налог отменен: вступил в силу Федеральный закон № 212-ФЗ, который регламентирует изменения в порядке уплаты страховых взносов.
Отныне все предприятия страны обязаны делать выплаты не в государственный бюджет, а в страховые организации — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Деньги для призраков
Цель реформирования — обеспечить денежное наполнение системы социального страхования и пенсионной системы. С каждым годом пенсионеров становится все больше, да еще и пенсии заметно увеличились… Значит, решило государство, должен подрасти и оброк с работающего населения.
Пенсионные взносы не успевают за нифляцией
Вроде бы и неплохо, что деньги от предприятий теперь не будут растворяться в государственном бюджете, а пойдут напрямую на обеспечение будущей пенсии каждого работника, на его личный счет. Но теперь новость плохая. По расчетам фракции «Справедливая Россия» — единственной, которая летом голосовала против принятия ФЗ №212, — 15% всех пенсионных взносов мгновенно обесценивает инфляция.
«Интерес в этих деньгах только у тех финансовых структур, которые их обслуживают, — цитирует Forbes слова Оксаны Дмитриевой, депутата Госдумы от «СР». — От нынешних пенсионеров эти деньги отнимаются, до будущих не доходят. Сравните доходность и инфляцию последних пяти лет — 10% против 70%».
По мнению некоторых экспертов, с математической точки зрения пенсионная реформа вообще оказалась провальным мероприятием. И еще неизвестно, не придется ли возвращаться к выплатам пенсий из бюджета.
А что? К страховым взносам же вернулись. До того, как в 2001 г. был введен ЕСН, в стране уже существовала практика прямого перечисления денег в социальные внебюджетные фонды. Почему-то теперь мало кто вспоминает, что тогда ее отменили за неэффективность и непрозрачность: как считают многие эксперты, именно фонды, а не взятки в 90-е гг. стали основой для многих российских бизнесов.
Перезагрузка
В пересчете на деньги для 2010 г. ситуация на первый взгляд остается прежней: размеры отчислений в фонды не превысят 26%, которым равнялась ставка бывшего ЕСН. Однако уже с 2011 г. размеры всех взносов для большинства хозяйствующих субъектов вырастут до 34%, то есть более чем на треть.
При этом для предприятий малого бизнеса, которые сегодня работают по упрощенной схеме налогообложения, государство приготовило сюрприз: им придется платить 34% вместо сегодняшних 14, или на 20% больше. Напомним, что 34% — это 26% в ПФР, 2,9% в ФСС, 2,1% в ФФОМС и 3% в ТФОМС (см. «Сначала налоги, потом зарплата?»).
Пока не кончился 2010-й, не будут платить страховых взносов организации особой экономической зоны и предприятия, использующие труд инвалидов. Но с 2011 г. постепенно возьмутся и за них.
Поменяются также размеры страховых взносов в зависимости от зарплаты. Если до Нового года налог был обратно пропорционален размерам «получки», то теперь сумма страховой выплаты станет единой для всех, кто зарабатывает меньше 34,5 тыс. руб. в месяц (это 415 тыс. руб. в год). Если зарплата работника выше, страховые взносы для него отменяются вообще. Установление порога предполагает, что работодатели будут стремиться повышать зарплаты и «срывать покровы» с высоких доходов сотрудников, а сотрудники — немедля задумаются о приближении старости и сами понесут деньги в пенсионные фонды.
(Отступление в тему: фракция КПРФ уже подготовила законопроект, который устанавливает прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физических лиц. Пока не принят, но для нашего парламента нет ничего невозможного.)
Сотрудники могут лишиться компенсаций
От нововведений пострадают не только работодатели, которым придется поломать голову над тем, где взять дополнительные деньги на страховые взносы, но и сотрудники. Например, те, чья работа связана с высоким риском травм и профессиональных заболеваний. Если раньше предприятие по закону предоставляло им необлагаемые налогом компенсации, то сегодня на любую подобную выплату придется делать страховое отчисление. Чтобы не увеличивать затратность, работодатель или уменьшит такие выплаты, или совсем отменит их.
Так же, как какие-нибудь глупые компенсации за обеды или неиспользованный отпуск, небольшие премии и прочее, что раньше можно было не облагать ЕСН.
«Письма счастья» возвращаются
По словам российского премьера, общество должно было выбрать, «где деньги оставить — в бизнесе либо пенсионерам отдать». Общество (не припоминается, правда, что его спрашивали) выбрало так, что наибольшее налоговое бремя отныне придется нести малому бизнесу. По расчетам опять же «Справедливой России», для большинства предприятий денежная нагрузка вырастет в среднем в 1,3 раза. А для субъектов малого бизнеса — в 2,4.
«Хотелось бы сказать, что новый закон неоднозначен, но язык не поворачивается. Он однозначен — однозначно плох. У нас в очередной раз долгосрочные цели (сбалансированная пенсионная система) достигаются большими жертвами, причём удар придётся принять сразу. Всё чаще создаётся впечатление, что бизнес в нашей стране вполне планомерно уничтожается, и если это делается умышленно — то ворами, если неумышленно — то людьми, не видящими всех последствий своих действий», — считает Сергей Бадамшин, руководитель отдела ООО ИЦ «Искра».
Некоторые получат зарплату в подарок
Для крупного бизнеса мало что изменится, ему на новые правила плевать с нефтяной вышки. Но для малого и среднего новые правила уплаты налогов — прямая дорога в сумрак. Что им останется делать? Зависит от рода занятий. Банкиры, которым „серые схемы“ строжайше запрещены, просто снизят зарплаты. А все остальные, как и прежде, примутся клеить конверты. Соответственно, должны активизироваться налоговые органы.
Глава российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин полагает, что отношения бизнеса и власти заметно ужесточатся. В эфире «Эха Москвы» Шохин заявил: «Схемы оптимизации будут использоваться активнее в связи с ростом налогов и платежей. Опять зарплата пойдет в конвертах, а если за это начнут сажать, то и работать будет некому», — цитируют «Ведомости».
К вам лезет ревизор
Сажать не сажать, но штрафовать будут точно. Проверяющих теперь заметно прибавится. Кроме налоговых инспекторов, частыми гостями в АО и ООО станут контролеры Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Получается, что негосударственные органы получили полномочия государственных структур, причем сотрудники ПФР и ФСС обрели право беспрепятственного доступа на территорию или в офис предприятия, которое платит страховые взносы.
Очевидно, что число работников ПФР и ФСС в связи с новыми фискальными функциями должно резко увеличиться. По оценкам самого ПФР, на 10 тыс. человек (и каждый из них должен как минимум год учиться на контролера).
Получается, как в известной цитате: «Правительство вечно обещает народу курицу в каждом горшке, а для начала дает налогового инспектора на каждую курицу».
Согласно новым правилам, фонды имеют право на внесудебное взыскание страховых платежей, несмотря на то, что это нарушает постановление Конституционного суда 1996 г., по которому во внесудебном порядке можно взыскивать только налоги как воплощение интереса всех членов общества. Собственно, с законодательной базой у нововведений вообще большие проблемы.
Адвокат Михаил Орлов, руководитель налогового подкомитета «Опоры России», приводит конкретные примеры. Предположим, вы не согласитесь с решением контролера фонда и захотите обжаловать его в суде. Как это сделать? Поскольку ПФР является негосударственным органом с полномочиями органа государственной власти, неизвестно даже, какие сроки отпущены на обжалование решения. Если мы имеем дело с госорганом, обжалование возможно в течение только трех месяцев, если с негосударственным — в течение трех лет.
Еще один момент: если истец пытается обжаловать через суд решение государственного органа, орган сам должен доказывать свою правоту; в прочих случаях доказательствами занимается сам истец. Кто что будет доказывать при особом статусе Пенсионного фонда?
Пока по всем спорным моментам предлагается обращаться в Минздравсоцразвития РФ. Или искать ответ самостоятельно.
Так что даже самым мелким предприятиям неплохо будет обзавестись квалифицированным юристом. А заодно и бухгалтером: вместе с суммами налогов заметно возрастет количество бумаг. Например, работодателям каждый квартал придется отчитываться в территориальных отделениях ПФР и ФСС и не запаздывать с отчетами, чтобы не платить штрафы. Скорее всего, требовать ведение бухгалтерского учета начнут даже с совсем небольших компаний.
«Государству бизнес неинтересен»
Государство и бизнес воспринимают меры поддержки по-разному
Весь прошлый год правительство стремилось помогать малому бизнесу: выделяло финансовые средства на его поддержку, отменило обязательное применение контрольно-кассовых аппаратов для плательщиков единого налога на вмененный доход, увеличило с 20 до 60 млн руб. порог по доходам, разрешающий использовать упрощенную систему налогообложения.
Были запрещены частые проверки и закрытие предприятий без веских на то оснований, пересмотрены некоторые техрегламенты. И вот по контрасту — Федеральный закон о страховых взносах. Почему же государство принимает такие противоречивые решения?
Сергей Бадамшин рассуждает так: «Если рассматривать нашу власть как единый организм во главе с президентом, то станет заметно, что конечности этого организма думают спинным мозгом. Когда голова провозглашает поддержку малого бизнеса для поднятия экономики России, спинной мозг активизирует моторные функции с целью обшарить карманы пополнения бюджетов и фондов, растраченных на поддержку частных банков и АвтоВАЗов.
Когда голова говорит о снижении налогового бремени, руки изменяют размеры и базу отчислений, вытягивая из бизнеса дополнительно около 100 млрд руб. за 2010 г., и около триллиона — за 2011-й. Когда голова обещает снизить количество проверок — руки увеличивают их число в три-пять раз (для всех фондов-выгодоприобретателей).
Когда голова предлагает „обелять“ зарплаты, руки загоняют её обратно в тень. Когда голова говорит о правовом государстве — руки делают преступниками простых работников, получающих зарплату в конверте.
И, судя по всему, работа рук идёт успешнее. Всё идёт к тому, что малый бизнес уходит в ИП, зарплаты — в конверты, а средства пенсионного фонда — на ликвидацию последствий кризиса».
Противоречивые меры правительства прокомментировал для «РМ» и красноярский бизнесмен Алексей С., пожелавший скрыть свою фамилию: «От государства давно ничего не жду. Ни хорошего, ни плохого, просто максимально от него дистанцируюсь. Государству бизнес не интересен. В настоящий момент он не приносит ощутимого вклада в ВВП, не является крупным работодателем, не является крупным плательщиком налогов (это всё по сравнению с крупным бизнесом и самим государством).
В моём понимании малый бизнес находится в зачаточном состоянии по сравнению с „развитыми странами Запада“, где он как раз и является основным работодателем, и привносит наибольший (или, по крайней мере, в разы больший) вклад в ВВП. Но чтобы малый бизнес у нас тут подтянуть до сопоставимых с Европой и США параметров, его надо поддержать и подождать. Поддержать — значит недополучить налоги (в моём понимании — вложить), а подождать отдачи придётся годы (от 3 до 5 лет хотя бы).
Малому бизнесу тяжело «пробиться» в общей структуре экономики
Я думаю, государство (Минфин, МЭРТ и ещё кто-нибудь) считает, что прямо сейчас делать это возможности нет. А когда возможность будет — неизвестно. Есть ли желание и понимание, что это делать нужно, мне неизвестно. Сейчас нужно получить побольше денег в бюджет, любыми способами, потому что там дефицит (почему там дефицит — отдельный вопрос). Этим и занимаются. Но говорить правильные слова надо. Это политика.
А наш бизнес ко всему готов. Будет защищаться всеми доступными ему (бизнесу) способами. Будет уходить в тень. Всё дальше и дальше. Если кто-то выходил оттуда, все помнят, как туда вернуться».
Так и просится тут еще одна цитата, на этот раз из Монтескье: «Начнет ли государство обогащать себя посредством разорения своих подданных или оно подождет, пока достигшие материального благосостояния подданные обогатят его? Начнет ли оно с богатства или кончит богатством?»
Чем оно кончит, всем нам интересно. Сергей Бадамшин резюмирует:
«По прогнозу агентства PricewaterhouseCoopers, Россия через 20 лет станет самой мощной экономической державой Европы, а в мировом рейтинге по этому показателю выйдет на 5-е место. Единственное, что непонятно — кто её туда выведет?»
Татьяна АЛЕШИНА
РЕКЛАМА-МАМА