ДЕЛА.ru попытались разобраться, кто, зачем и как учит бизнес-английский в Красноярске, востребованы ли у деловых людей другие иностранные языки, и какие формы обучения готовы предложить клиентам игроки местного рынка.
Участники рынка даже приблизительно затрудняются оценить, сколько фирм работает в городе на рынке обучения деловым иностранным языкам.
По скромной оценке, всего в Красноярске функционирует более 180 языковых школ, по более смелой – их более 200.
«Сколько из них преподают деловой английский, сказать сложно. Я думаю, все зависит от того, обращаются ли к ним люди с подобным заявками», — говорит академический директор международной языковой школы «O’key» Катерина Шаруда.
По ее словам, организация спецкурсов иностранного языка для любой школы не представляет особой сложности при наличии нужного специалиста высокой квалификации.
«Сейчас существуют специально разработанные курсы, выбор есть. И редко языковые школы составляют индивидуальные программы. Как правило, берется за основу какой-то достаточно стандартный курс, а их сейчас великое множество. Есть и финансовый английский, и с юридическим или бухгалтерским уклоном – любой направленности», — рассказала Шаруда.
При этом, по словам руководителя школы иностранных языков «Красноярский ИнтерЦентр» Даниила Антонова, крупных игроков, которые работают на рынке деловых иностранных языков давно и целенаправленно, в Красноярске можно пересчитать по пальцам.
Формы обучения красноярские школы готовы предложить самые разные. Главное – чтобы был спрос. Это и более стандартные групповые и индивидуальные занятия, и импровизированные бизнес-переговоры, например 4 на 4 человека, и подготовка к презентации, и даже большая бизнес-игра с участием нескольких десятков человек. Здесь школы отталкиваются в первую очередь от пожеланий заказчиков.
Кроме того, школы готовы предложить и занятия с носителем языка, у которого есть собственный опыт работы в бизнесе.
«Хотя, по сути, любой преподаватель может преподавать бизнес – выучить бизнес–лексику, туда грамматику встроить – но если человек крутится в бизнесе, то это будет уже живая передача знаний, он может и какие-то свои примеры привести», — рассказал Антонов.
Деловые иностранные языки в Красноярске больше востребованы у мужчин, чем у женщин.
Средний клиент – мужчина 40 лет, либо владеющий собственным бизнесом, либо работающий CEO в компании.
Кроме того, услуга востребована у менеджеров среднего звена.
«Чаще всего это люди, участвующие в корпоративном обучении. В этом случае от компании может быть как одна группа, в которой обучается директор или несколько человек, так и несколько групп», — рассказывает Шаруда.
Впрочем, как отмечает директор бизнес-школы «ЛИНК» Татьяна Суетова, деловой иностранный язык пока востребован на рынке не так хорошо, как хотелось бы.
«Изучение деловых иностранных языков почти не востребовано в организациях и компаниях. В основном многие работают с переводчиком, ведь чтобы овладеть деловым языком, нужно сначала овладеть общим разговорным. Мне кажется, с одной стороны услуга не востребована, а с другой люди ленятся учить. Считают, что все могут, или все знают, и могут обойтись переводчиком.
А те, кто все-таки приходит учиться, – это, как правило, корпоративные клиенты, которые работают на международном рынке. То есть компании обучают своих сотрудников для контактов с зарубежными партнерами», — рассказала Суетова.
По словам Шаруды, нередко возникают ситуации, когда выясняется, что пришедшие учить деловой иностранный язык бизнесмены не знают даже обычного.
«Очень часто обращаются люди, которые просят научить их деловому английскому, но мы их тестируем и понимаем, что обычный английский у них нулевой. И мы им говорим, что сначала нужно поднять уровень своего английского, а потом уже идти дальше», — рассказывает Шаруда.
Все большую популярность
набирает китайский язык
При этом она отмечает, что если раньше бизнес-лексику принято было преподавать лишь освоившим средний уровень бытового языка, «то сейчас есть множество курсов, которые помогают уже от элементарного уровня подключать бизнес-тематику и общаться на деловые темы».
По словам Антонова, деловой язык не ограничивается только бизнес-лексикой.
«Это и та же грамматика и ее изучение, те же разговорные ситуации, ведь бизнес – это не только деловые переговоры, но и осмотр достопримечательностей, и походы в кафе, и аэропорты, и встречи и «How do you do?». Таким образом, в бизнес-английский встраивается курс General English, то есть «обычного» английского с коммуникативным уклоном», — рассказал Антонов.
Английский язык, по словам участников рынка, остается самым востребованным в бизнес-среде, как язык международного делового общения. Однако, по словам Антонова, в последние годы
все большую популярность набирает китайский язык.
«Доля китайского все повышается и повышается на рынке. Хоть язык и сложный, но люди понимают, что Китай ближе к нам с географической точки зрения, и с ним проще установить деловые отношения», – сказал Антонов, отметив, что спрос на китайский в будущем будет только расти.
По словам Шаруды, китайский пользуется повышенным спросом на протяжении последних 5-6 лет. Однако костяк потребителей – отнюдь не бизнесмены, а маленькие дети.
«Родители хотят, чтобы ребенок учил одновременно и английский, и китайский,
чтобы он стал в будущем более конкурентоспособным специалистом на рынке. А людей, у которых есть бизнес в Китае, не так много», — говорит Шаруда.
По ее словам, помимо английского и китайского в деловой среде востребован, хотя и намного меньше, немецкий язык. Другие языки спросом почти не пользуются.
Суетова резюмирует, что ситуация с потребностью в языковой подготовке на местном рынке стабильна, и в ближайшие годы боятся падения спроса игрокам точно не стоит. Основным языком, приносящим игрокам самые большие доходы, останется английский. «Новые языки появляются, но спрос на них носит скорее экзотический, временный характер», – сказала Суетова.