Оптовый поставщик топлива – компания «Газпромнефть» – на данный момент заняла «исключительное» положение на красноярском бензиновом рынке, утверждают заправщики. Они написали письмо в антимонопольную службу и просят разобраться, почему за последние несколько недель оператор поднял отпускные цены на 7%.
Владельцам АЗС, чтобы остаться наплаву, ничего не оставалось, как тоже увеличивать расценки. Как известно, на этой неделе ГСМ уже успело подорожать в рознице.
Новый скачок цен на нефтепродукты в Красноярске произошел в минувшие выходные. Самое ходовое топливо АИ-92 выросло в цене на 70 коп. и стоит теперь 31,2 руб. за литр. 95-й бензин подорожал до 33 руб. 70 коп., а 98-й бензин — до 35,8 руб. за литр.
«Если раньше мы были привязаны к расценкам каких-то конкретных заводов, то сейчас ключевой фактор – цена топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, именно она определяет рыночную цену на топливо во всей России, — объясняет рост стоимости топлива гендиректор сети «Магнат-РД» Александр Дьяков. — И последнее время цена увеличивается. Она дошла до 38,5 тыс. руб. за тонну. Таким образом, входная цена литра 92-го в крае – 31,52 руб.».

Красноярцев ждет очередное повышение цен на топливо
В минпромторге края, где недавно обещали не допустить резкого скачка цен на топливо, посчитали неблагодарным делом комментировать то, что происходит на бирже. Прогноз в данном случае «сделать практически невозможно, на стоимость влияет множество факторов», утверждает и.о. министра Александр Климин. И теперь риторика ведомства такова,что
«вероятно, цена будет повышаться».
«Это из года в год происходит – вы сами видите, — говорит Климин. — В настоящий момент цена на бирже растет, соответственно, нефтяные компании реагируют, оперативно поднимают оптовые цены, и, безусловно, розница поднимает цены, чтобы не торговать себе в убыток».
Владельцы АЗС уже стали искать правды в антимонопольной службе. Ведь дело не только в том, что оптовые цены стали расти. Независимые заправщики уже стали замечать признаки дискриминации по отношению к себе.
Красноярский «Союз владельцев автозаправочных станций» обратиться в управление ФАС по краю, считая, что в действиях одного из крупных оптовых поставщиков – ООО «Газпромнефть – Региональные продажи» (сбытовое подразделение «Газпромнефти») есть признаки нарушения антимонопольного законодательства.
А дело собственно вот в чем: как утверждают в союзе, поставщик по каким-то причинам увеличил оптовые цены на топливо. В распоряжении ДЕЛА.ru оказалось не только само заявление, но и данные об изменении цен у крупнейших игроков рынка ГСМ. С 6 июня по 9 июля тонна 92-го у «Газпромнефти» подорожала на 2,1 тыс. руб. – до 38 550 руб. То есть рост составил 6%, а если считать с мая – то все 7%.

«Газпромнефть» решила воспользоваться моментом и подняла оптовые цены
При этом параллельно второй основной поставщик – «Роснефть» – цены, напротив, так резко не менял.
Однако сейчас независимым сетям АЗС брать топливо, кроме как у «Газпромнефти», по большому счету негде. На это, очевидно, они и указывают в своем заявлении, говоря, что ООО «Газпромнефть-Региональные продажи» из-за случившейся на Ачинском НПЗ аварии, выведшей с регионального рынка крупного поставщика, или, по сути, конкурента, теперь «заняло исключительную позицию в оптовом сегменте».
Впрочем, есть и другое немаловажное обстоятельство, и оно касается уже розничного оператора «Газпромнефти» в крае – ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс». Дело в том, что компания, как утверждают в союзе, на своих заправках «удерживает монопольно низкую цену», с которой частные АЗС конкурировать «не в состоянии».
Состязаться с топливным гигантом и опустить стоимость бензина заправщикам, с их слов, видимо не дает пресловутое нынешнее «исключительное положение» «Газпромнефти» в оптовом сегменте и 7%-ое увеличение отпускной цены для независимых розничных продавцов. Так что операторы вынуждены были повысить свои расценки на топливо, отмечают в союзе владельцев АЗС.
Организация усматривает в действиях компаний — ООО «Газпромнефть-Региональные продажи» и «Газпромнефть-Кузбасс», объединенных одним владельцем – признаки нарушения закона «О защите конкуренции».
«ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает, в частности, что монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов», – говорится в заявлении союза.
Вместе с тем в правительстве считают, что между аварией на Ачинском НПЗ и последующим увеличением цен на бензин никакой связи нет. По словам и.о. главы минпромторга Климина, «трагедия произошла 15 июня, а первый рост цен мы наблюдаем только на этой неделе».
И.о. министра полагает, что розничные продавцы бензина в крае на самом деле имеют «большой выбор поставщиков»: топливо можно купить у Ангарского завода, в Самаре, Омске, Уфе. Так что нет никаких оснований говорить о дефиците топлива, уверен Климин.
Тем не менее сами владельцы независимых АЗС столкнулись с повышением оптовых цен. И за последний месяц оно действительно было существенным, подтверждают бизнесмены.
«Оптовые цены за месяц по бензинам выросли на самый ходовой АИ-92 на 3 руб. за литр, 95-ый и 98-ой подорожали на 2 руб., — рассказывает Роман Гольдман, генеральный директор нефтепродуктовой компании «Сангилен+». — Кроме того, нельзя забывать, что обычно летом к середине июля оптовые цены на ГСМ так или иначе повышаются, это было связано с остановками на плановый ремонт НПЗ по всей стране».
Произошедшее повышение стоимости бензина в рознице – скорее всего, не последнее в этом году, добавляют представители частных автозаправочных станций в Красноярске. По словам Дьякова, сеть «Магнат-РД» уже заканчивает «торговать в розницу более дешевыми остатками топлива», поэтому стоит ждать того, что
в середине июля цена на бензин поднимется «на 60-70 копеек».
При этом Гольдман добавляет, что по традиции с началом уборочной кампании в августе подорожает и дизельное топливо.

Благодаря большим запасам «Красноярскнефтепродукт» пока еще удерживает прежние цены
Пока неизменно ведет свою ценовую политику на рынке сеть заправок «Красноярскнефтепродукт» (КНП), принадлежащая правительству края. Здесь, впрочем, все объясняется просто: госкомпания способна запасаться топливом надолго, тогда как у частных АЗС нет таких емкостей, чтобы хранить бензин месяц и более. Отсюда и относительно низкая стоимость топлива у КНП. Но это, видимо, ненадолго. Бензина в хранилищах оператора хватит до конца месяца,
В минпромторге подтверждают, что цены на КНП действительно не будут расти до конца июля – видимо, пока резервуары не опустеют. А потом, очевидно, придется покупать ГСМ по тем же расценкам, что и частники, и, как следствие, тоже повышать стоимость.