статья

Автопром: из 2010-го в 2011-ый

Утиль и кризис — именно эти два фактора изменили диспозицию на автомобильном рынке, сохранявшуюся несколько лет. При этом количественные изменения оказались не столь заметны: для выхода на докризисные объемы продаж российскому авторынку потребуется около 5 лет.

Продажи машин
В течение 2010 г. продажи новых авто выросли на 28%

Кризисный 2009 г. ознаменовался рекордным минимумом продаж: 1,37 млн новых автомобилей — уровень 2005 г. Меры господдержки отечественного автопрома — субсидирование автокредитов и программа по утилизации старых авто — оказались хоть и неоригинальными (подобные программы действуют более чем в 70 странах, а европейские автопроизводители даже закладывают стоимость утилизации в цену новой машины), зато эффективными (по крайней мере, для отдельных производителей): по ряду оценок, они «закрыли» более 15% рынка. Всего же в течение 2010 г. продажи новых авто выросли на 28% и достигли 1,76 млн.

В прошлом году для стимулирования внутреннего спроса на автомобили было выделено 44 млрд руб., из которых 13 млрд пошли на финансирование программ утилизации и льготного автокредитования. «Кредитами со скидкой» воспользовались более 100 тыс. автолюбителей.

На сдачу в утиль автохлама было оформлено 400 тыс. сертификатов в течение 2010 г. плюс 100 тыс. дополнительно уже на 2011 г. (что, тем не менее, остается каплей в море: только в нашем регионе, по данным Красноярскстата, утилизации подлежит около 300 тыс. автомобилей — примерно половина краевого автопарка. Такая же картина и в целом по стране: более 50% российского 38-миллионного автопарка, самого «древ­него» в Европе, — машины старше 10 лет).

Программа утилизации
На сдачу в утиль автохлама было оформлено 400 тыс. сертификатов в течение 2010 г. плюс 100 тыс. дополнительно уже на 2011 г.

Несмотря на довольно обширный список компаний — участниц программы, заявленный вначале, практически сразу стало ясно, кто будет «равнее»: до 80% сертификатов пришлось на отечественные авто, и прежде всего на продукцию «АвтоВАЗа», объемы продаж которого в итоге увеличились на 40%.

«У нашей компании — официального дилера „АвтоВАЗа“ — в крае 9 салонов, из них 4 — в Красноярске, — говорит Руслан Аникин, заместитель генерального директора по продажам ОАО „Красноярск-Лада“. — Программа утилизации шла только через салоны краевого центра. Вот результат: если в прошлые годы продажи распределялись по горо­дам края в целом равномерно, то в этом году в Красноярске продано 55% автомобилей „Лада“ от общекраевого количества.

Поддержка автопрома
В 2011-м на поддержку отечественного автопрома будет выделено 17 млрд руб. Денис Синяков

Итоги действия госпрограммы (в том числе и проводимой государством таможенной политики) очевидны: к нам пришли покупатели, которые планировали приобрести машины в ценовом сегменте до 400 тыс. руб. и изначально ориентировались на подержанные иномарки, теперь же за эту цену они покупают новые „Жигули“.

Что касается прогнозов на следующий год, то в первом его квартале тенденция по росту продаж российских авто однозначно сохранится: тут и выделение дополнительных 100 тыс. сертификатов по программе утилизации, и запла­нированное очередное повышение таможенных пошлин на иномарки».

Оставим за скобками рассуждения о том, насколько корректным приемом конкурентной борьбы являются подобные «таможенные меры». И о том, что реально попасть под действие «стимулирующих» программ могли, согласно прописанным там требованиям, исключительно отечественные автомобили, даже если напрямую это не заявлялось.

Дело в другом: так ли эффективны оказались мероприятия «автомобильной господ­держки», как это иногда преподносится? И всегда ли они были во благо (ну, благо отдельно взятого предприятия пока в расчет не берем)?

Вот, скажем, динамика роста продаж — это, конечно, хорошо. Но ведь есть и абсо­лютные цифры. А если взглянуть на них, то окажется, что, несмотря на темпы роста продаж, продемонстрированные в прошедшем году отечественным автопромом, 70% рынка по-прежнему составляют иномарки.

Так, по данным аналитического агентства «Автостат», за первые 9 месяцев 2010 г. рост продаж отечественных моделей достиг 33,3%, а иномарок — лишь 11,8%. Однако при этом в первом случае продажи составили 387,3 тыс. штук, а во втором — 837 тыс.

Иномарки удерживают лидерство и на вторичном рынке (как мы помним, именно отсюда планировалось «перетянуть» покупателей в салоны «АвтоВАЗа»): рост рынка подер­жанных иномарок за год составил 45,1%, тогда как объем продаж отечественных автомобилей б/у увеличился всего на 5,3%. В итоге из почти 3 млн подержанных авто, проданных в этом году, на иномарки пришлось почти 55%.

Так что до вытеснения «Ладой» конкурентов по ценовому сегменту еще далеко, как ты ее ни поддерживай. Причина, в частности, в том, что «АвтоВАЗ», заручившись поддержкой правительства, упорно (может быть, и благодаря этому) продолжает наводнять рынок моделями, устаревшими как морально, так и физически.

«Изначально не было сомнений в том, что „АвтоВАЗ“ „под программу“ попытается сбыть неликвидные автомобили, — считает Иван Смолин, председатель Красноярского регионального общественного движения автомобилистов. — В основном это машины 2007-2009 гг. выпуска, не пользовавшиеся спросом. Мне известен случай, когда хозяин „Лады“, полученной в обмен на старое авто, буквально через 3 дня был вынужден покупать к ней запчасти…

Да и в целом результаты господдержки автопрома не стоит переоценивать. Опыт европейских стран, в которых подобные проекты работают давно, показывает, что они не столько стимулируют текущий спрос на автомобили, сколько создают феномен так называемого отложенного спроса: люди узнали о программе заранее и решили с покупкой машины повременить, чтобы затем приобрести ее подешевле.

Так что, по сути, автопром за счет этих мероприятий получил деньги, которые мог бы получить год назад. Хотя для рядовых граждан эти программы — безусловный плюс: здесь и возможность сэкономить, и создание новых рабочих мест в утилизирующих предприятиях, и решение проблемы брошенных автомобилей».

На руку «АвтоВАЗу», усиленно сбывавшему запасы, в какой-то мере оказался кризис: крупнейшие иностранные производители сократили выпуск авто, в результате впервые за последние несколько лет спрос на новые иномарки существенно превысил пред­ложение.

Разные пятёрки
На руку «АвтоВАЗу», усиленно сбывавшему запасы, в какой-то мере оказался кризис: крупнейшие иностранные производители сократили выпуск авто

«В прошлом году мы впервые столкнулись с ситуацией, когда продажи упали не из-за снижения покупательского спроса, а, напротив, потому, что предложение за ним не успе­вало, — говорит Мария Чернышева, директор по маркетингу „Ауди-центра“ (о подобном тренде ДЕЛА.ru рассказали и представители других автосалонов).
— Таковы последствия кризиса: выпуск автомобилей сократился. Прежде, наоборот, мы „бодались“ с нашими партнерами из-за того, что они пытались привезти машин больше, чем мы могли продать. А сейчас у нас фактически весь 2011 г. уже расписан по продажам».

Сохранится ли такое положение вещей в дальнейшем? Трудно сказать, станут ли «успевать» импортеры за спросом, но вот российское правительство намерено идти уже нащупанным путем.

В 2011-м на поддержку отечественного автопрома будет выделено 17 млрд руб. Из них 13,5 млрд — на завершение программы утилизации. 2,8 млрд — на субсидирование про­центной ставки по кредитам на покупку автомобиля отечественного производства не дороже 600 тыс. руб. И 1 млрд — на субсидирование железнодорожных перевозок авто­мобилей из центральной России на Дальний Восток (читай: на борьбу с «японцами»). Ну, а о продолжении таможенной политики уже было сказано…

«В итоге в 2011 г., считаю, сохранится тенденция, упрочившаяся в течение последних нескольких месяцев, — говорит Виталий Белоконь, генеральный директор автоцентра „Атлантик Моторс“. — Сейчас дефицит новых автомобилей у дилеров и жесткие условия кредитования приводят клиентов туда, где есть машины подешевле.

То есть предпочтения покупателей чаще связаны не с маркой автомобиля, не с его качеством, а с доступностью. Результат: основные наши клиенты сейчас — те, кто купил автомобиль 2-3 года назад, еще до кризиса, и хочет заменить его на новый этого же класса. Такой же расклад, думаю, сохранится и в ближайшем будущем. И хотя, возможно, конкуренция несколько усилится (за счет наполнения складов дилеров), но значитель­ного роста рынка все же не будет».

Однако иностранные компании (особенно те из них, у кого нет собственной сборки в России) намерены конкурировать с рекламируемой самим премьером «Ладой» не только за счет долгожданного «наполнения складов».

Автовыставка
Иностранные компании намерены конкурировать с рекламируемой самим премьером «Ладой» не только за счет долгожданного «наполнения складов» Juras

«В следующем году компании будут делать ставку прежде всего на ценовую политику и эффективность работы персонала — не в меньшей степени, чем на объемы произ­водства, — считает Сергей Ясиновский, директор отдела продаж Рено-центра „Атлант“. — Думается, что в 2011 г. производители будут активно вкладываться в маркетинг, раз­работку своих кредитных продуктов. В общем, что называется, брать не числом, а уме­нием».

Собственно, примеры тому уже есть. Так, ответом компании Chevrolet на госпрограмму по утилизации стало предоставление скидки в 50 тыс. руб. владельцам старых авто при покупке автомобилей Chevrolet Aveo и Lacetti (в 2011 г. такую практику на вооружение взяли еще ряд фирм, не попадающих под действие программ господдержки). Компания Nissan разработала собственную систему автокредитования — и ее примеру следуют и другие производители.

Также, по мнению аналитиков, работа дилеров будет перестроена в плане соотношения объемов продаж и сервисного обслуживания. Если сейчас, по данным агентства «Авто­стат», 60% доходов дилеров в России — это продажи автомобилей и лишь 40% — их гарантийное обслуживание, то в Европе соотношение обратное. И там нет ситуаций, когда клиент, купив авто, «сбегает» в дешевый полуподпольный автосервис или приез­жает на ТО с собственным запчастями…

В общем, наблюдение за захватывающей борьбой на рынке в 2011 г. нам обеспечено. И уже в этом смысле программа господдержки российского автопрома свое дело сделала: поставила подпорки одним и заставила стать активнее и изобретательнее других. Что, будем надеяться, в итоге нам пойдет на пользу.

И сбудутся прогнозы «Автостата», и закроется 2011 г. с показателем в 2 с лишним миллиона проданных авто. А там еще года три-четыре — и до докризисных трех миллионов рукой подать…

Евгения ГОРЕЛОВА
ДЕЛА.ru

Евгений Меркушев
Управляющий директор ГК «Медведь Холдинг»

Евгений Меркушев

В 2010 г. показатели продаж в нашей компании по отношению к 2009 г. увеличились на 36%. Это больше, чем средний рост наших брендов на рынке.

Фактически можно констатировать, что в прошлом году мы дос­тигли докризисного уровня продаж, причем количество реализованных машин могло бы быть больше, если бы не наблюдался дефицит предложения. Ситуация, когда спрос превышает предложение, сохраняется до сих пор.

На 2011 г. «Медведь Холдинг» имеет весьма амбициозные планы — рост продаж на 54%. Хотим продать 5 тыс. автомобилей. Для сравнения — в прошлом году наша компания реализовала 3250 машин.

Достигать озвученного объема продаж планируем с помощью новых моделей: Volkswagen Polo и Hyundai Solaris. Это ключевые модели 2011 г., спрос на эти машины среди красноярцев очень высокий, очереди сформированы на несколько месяцев вперед.

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Как QR-коды влияют на новогодние корпоративы Меньше чем через месяц наступит главный праздник – Новый год. И, как обычно в начале декабря, красноярцы задумываются о проведении новогодних корпоративов…

Экология как драйвер инвестиций Работающая в Красноярском крае горно-металлургическая компания «Норникель» значительно увеличила свой прогноз по инвестициям до 2030 года…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»