Анатолия Петровича Быкова представлять не нужно. Когда-то вокруг его имени журналистской суеты и трескотни было столько, что понять, где правда, а где художественный вымысел, не представлялось возможным.
Сейчас поводов для скандала в СМИ нет, но зато есть повод сказать ему спасибо за социальные проекты, которым политик и бизнесмен посвящает большую часть своего времени. Но благодарить людей у нас как-то не принято.
Мы встретились с Анатолием Петровичем в его рабочем кабинете в новом бизнес-центре класса А «Европа». Этим проектом он занимался несколько лет, вложил в него много сил и средств. Войдя в здание бизнес-центра, сразу понимаешь, кто, как говорится, в доме хозяин.
Здесь все «по-быковски», чувствуется особый стиль, который ни с чем не спутаешь: очень лаконичный, но в то же время дорогой интерьер, выполненный с большим дизайнерским вкусом, вышколенный персонал, идеально отстроенный принцип работы, никаких проволочек и ожиданий.
Анатолий Петрович учит своих людей работать с европейской точностью, аккуратностью и приветливостью. Ну разве не приятно ощущать, что тебе здесь рады?
Сам Быков, как всегда, безупречен. Я позволю себе сделать женский комплимент, но так, как он умеет носить деловые костюмы, дано не каждому. Я спрашивала как-то Анатолия Петровича: кто занимается его стилем? Оказалось, сам.
Надо отдать должное, не каждый красноярский бизнесмен, и уж тем более политик может так одеваться сам. Конечно, внешность может быть обманчива, чаще всего так и происходит, но не в этом случае. Мне всегда импонировали люди, которые четко умеют формулировать свою точку зрения и обосновывать ее. Без демагогии и пространных рассуждений. Именно так отвечает на вопросы журналистов Быков.
Анатолий Петрович, практически все ваши идеи воплощаются в жизнь. Как это у вас получается?
На самом деле не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Наши чиновники очень не любят давать зеленый свет новым проектам. Например, у меня есть мечта построить на месте ГорДК первую в Красноярске пятизвездочную гостиницу. В ней же я хочу организовать социальный досуг для детей, другими словами, самые разные кружки, но только современные, затрагивающие реальные интересы ребят.
А то, что сейчас происходит в том Доме культуры — это утопия. Вот Петр Иванович Пимашков двумя руками за этот проект, но вся остальная чиновничья система пробуксовывает. Люди просто не хотят делать что-то для других, а вот для себя лично — это с удовольствием.
Одно время у вас было желание построить в городе ультрасовременную художественную галерею. Уровень культуры в нашем городе очень низкий, и этот проект мог бы дать хороший старт…
Я хочу вам сказать, что реализация этой идеи оказалась невозможной. Гораздо проще и быстрее у нас решить коммерческие проекты, чем социально-культурные. И причина снова в предельно бюрократизированном аппарате чиновников.
Знаете, мне иногда кажется, что чиновники власть присвоили себе, приватизировали, сделали своей частной собственностью. Это беда России. Мы живем в богатейшей стране, и у нас такой бедный и бесправный народ. Но мы сами придумали себе этот образ жизни. Мы не требуем от власти свое право на благополучную жизнь, мы привыкли, что кто-то должен все за нас сделать. Пока не поздно, надо проснуться, умыться и двигаться вперед, начав наводить порядок прежде всего с себя самого, а потом и во всей стране. Иначе мы эту страну скоро потеряем.
Неужели все так критично?
Однозначно. Я очень редко ошибаюсь, потому что умею анализировать сложившиеся обстоятельства, оценивать обстановку и прогнозировать ситуацию. У меня давно сложилось ощущение, что власть считает, будто Россия состоит только из Москвы и Санкт-Петербурга. Там одно государство, а все остальное — уже совсем другое.
Вот недавно был снегопад, и на улицах сибирского города, где по климатическим условиям снег и мороз — обычные природные явления, сложилась экстремальная ситуация. И мы, жители этого города, слышали глупые объяснения чиновников, почему так случилось. Мэр города возмущен бездарностью и халатностью своих подчиненных, а им хоть бы что!
Мне кажется, это какая-то подковерная игра, политические интриги, когда одних людей пытаются подставить и выжить, а других, нужных себе и бесполезных для общества, продвинуть. Эта ситуация происходит во всей стране. Поэтому я хочу уйти из политики. Все мое окружение, соратники, противники отговаривают меня от этого шага, говорят, что опускать руки не надо. Но я не хочу, чтобы политика мешала моему делу.
В последнее время вы много уделяете внимания деревне Гляден. Это беспрецедентный случай в истории нашего края, когда бизнесмен стал заниматься почти прекратившей свое существование деревней.
Там не было ни одной единицы техники, земля не пахалась, ничего не выращивалось, деревня действительно умирала. А сегодня мы на примере одного небольшого населенного пункта показываем пример всему краю, как надо заниматься сельским хозяйством. Мы развиваем там растениеводство, животноводство, уже построили элеватор, мельницу, сушилку для зерна, большое овощехранилище под землей, два коровника, телятник, организовали небольшое предприятие для переработки мясной и молочной продукции. Еще мы разводим лошадей, среди которых есть первоклассные особи.
На меня товарищи раньше смотрели, мягко говоря, с удивлением, говорили, что я деньги в землю закапываю. Теперь они признают, что я оказался прав. Более того, я уверен, что завтра приоритетом для страны будет сельское хозяйство. Это национальная безопасность людей. В Россию рано или поздно придет голод, если мы не поймем, что нельзя завозить 70 % сельскохозяйственной продукции из-за границы. Мы перекрываем газ, а нам перекроют поставки зерна. Что мы тогда будем кушать?
Недавно к нам в деревню приезжал губернатор Красноярского края, и он не постеснялся признать, что сельское хозяйство должно быть таким, как здесь. Пусть это будет моя подсказка правительству края, как нужно действовать.
А куда вы собираетесь реализовывать то, что производит Гляден?
Ну, во-первых, у нас есть детский дом «Иван да Марья» и ребятишек там надо кормить. В «Европе» есть ресторан и кафетерий, поэтому будем поставлять продукцию на их кухню. В здании сейчас работает около 800 человек да плюс персонал самого бизнес-центра. Это порядка 1200 человек. Я занимаюсь сейчас делом, которое, возможно, не так влияет на политику, но думаю, что это много пользы принесет не только мне, но и моему окружению. Хотя бы с голоду не умрем.
А ребята из детского дома тоже работают в Гляден?
Конечно, с большим удовольствием. Они заготовили прошлым летом много овощей и заработали 500 тысяч рублей. Я добавил им еще столько же, и они купили себе новый микроавтобус.
Как вы считаете, в нашей стране как должно быть: человек для государства или государство для человека?
По моему мнению, все-таки государство для человека. А у нас всегда наоборот. Я 10 лет назад писал Путину письмо из Венгрии, из одиночной камеры. У меня тогда много мыслей было, думаю, дай напишу. А Владимир Владимирович как раз в то время стал «временно исполняющим обязанности». Я пришел к такому выводу, что ни один царь, ни один генеральный секретарь, ни один президент России не любил свой народ. От этого все мы страдаем. Я писал ему тогда это как подсказку. Если ты что-то для народа сделаешь, то он тебе вдвойне ответит. Я это на своем опыте знаю. Но, увы, моя подсказка не помогла.
Сегодня власть рубит стул, на котором сидит, и при таком правлении скоро упадет. Я говорю не с точки зрения какой-то революции, нет, не дай бог, а с точки зрения экономики. У нас сегодня начальников больше, чем подчиненных. А простой народ при этом пьет, в основном от безделья. Народ надо вооружить трудом. Как-то Мао приехал к Сталину и спросил: «У меня полтора миллиарда человек, что мне с ними делать?» И Сталин ответил: «Дай им работу». Вот и посмотрите сейчас на Китай. То же самое и у нас надо сделать.
Говорят, что русский человек ленив…
Да, долго запрягает, но быстро едет. Русский любит характер, сильную руку. Либерализм не подходит в России. Но рука эта должна быть справедливая.
Один из ваших проектов — легендарный красноярский стадион «Рассвет». Сколько всего детских хоккейных клубов вы организовали в крае?
Восемь. Для меня спортивные проекты принципиальны, поскольку я считаю, что физическая культура и спорт являются залогом здоровой и активной нации. Если мы не приведем на спортивные площадки 70 % молодежи, то мы потеряем эту молодежь.
Кроме того, я убеждаю губернатора нашего края, что городу нужен спортивный интернат. Просто подающие надежды ребята в районах, когда подходят к подростковому возрасту, часто бросают спорт, начинают курить, выпивать, как могут разгоняют деревенскую скуку. А если бы мы забирали их в спортинтернат, то в будущем могли бы получить прекрасных спортсменов, которые принесли бы славу нашему краю, России.
Конечно, важно мотивировать ребят заниматься спортом, ко всем стараниям в регионах должна прилагаться общая политика государства. Мы в свое время просто пропадали на спортивных площадках, до ночи в футбол гоняли, гантели из ненужных железяк варили. А теперь всем подавай спортзалы с евроремонтом, тогда, может, пойдут. Неправильно это. Сначала должно быть желание, а потом и инвентарь и евроремонт.
Мне трудно себе представить, когда вы успеваете реализовывать все, что задумали?
Успеваю, потому что в моих делах мне помогают мои соратники, большую часть которых составляют ветераны ВОВ, ветераны труда и спорта. Эти великие люди сделали очень много для нашей страны и до сегодняшнего дня продолжают отдавать свои силы на благо других людей. Вот у кого надо учиться силе духа и неисчерпаемой энергии, вот на кого нам надо равняться.
Беседовала Мария ЮФЕРОВА
Фото: Александр КУПРИЯНОВ
Журнал «Премиум»
Ранее по теме на Dela.ru: