Каждый, кто оказывался рядом с Транссибом, мог заметить: поезда следуют по главной магистрали России один за другим. В юбилейный для компании «РЖД» 2023 год КрасЖД перевезла более 80 млн тонн грузов региональных предприятий. За этими цифрами скрыта огромная работа в условиях глобальных изменений в экономике – ее переориентации на Восток. И именно железная дорога стала локомотивом этого движения.
О развитии Восточного полигона, новых тоннелях и путях, пропуске поездов-«тяжеловесов», современных технологиях, новых платформах городской электрички и других больших проектах, событиях и планах красноярских железнодорожников ДЕЛА по традиции рассказывают перед Новым годом.
В 2023 году ОАО «РЖД» исполнилось 20 лет
Южным ходом на Восток: миллиардные инвестиции
В течение всего 2023 года КрасЖД занималась реализацией инвестиционного проекта «Увеличение пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет». Это южный ход магистрали, который называют воротами Восточного полигона железных дорог России.
Значительная часть трассы проходит по Красноярскому краю.
За год протяженность построенных новых вторых путей здесь превысила 50 км, кроме того, были реконструированы 3 тяговые подстанции.
«Наша южная артерия, Междуреченск – Тайшет, развивается планово. Мы везем по этой магистрали множество грузов из Кузбасса, Хакасии, Красноярского края, из западных регионов страны. С учетом новых экономических реалий основная их масса направляется на восток, – говорит начальник КрасЖД Алексей Туманин. – В целом инвестиции в модернизацию линии Междуреченск – Тайшет за 2023 год составили 25 млрд рублей».
Южный ход – это очень красивые места Сибири и сложный рельеф
По его словам, линия проходит по труднодоступным горно-таежным местам, здесь расположено около 700 искусственных сооружений. До начала реконструкции она почти на 70% была однопутной.
«Благодаря новому строительству количество барьерных мест удалось сократить в 1,5 раза. Например, участок между станциями Кошурниково и Саянская, несмотря на сложнейший рельеф, стал на Красноярской магистрали самым скоростным», – раскрыл подробности Алексей Туманин.
Общая протяженность двухпутных участков на линии Междуреченск – Тайшет теперь составляет 674,5 км, включая вновь построенные 265,2 км. Все работы по строительству велись без прекращения движения поездов.
В целом инвестиционная программа КрасЖД превысила за год 42 млрд.
А за 20 лет Российские железные дороги инвестировали в обновление железнодорожной сети Красноярского края и Хакасии 320 млрд рублей.
Высокие скорости на просторах тайги
Вот лишь несколько больших проектов на участке Междуреченск – Тайшет, которые реализованы в уходящем году:
За 1,5 года на перегоне Кизир – Журавлево было уложено 10 км новых путей
* Новый главный второй путь появился на перегоне Кизир – Журавлево в Курагинском районе края: это 14-й из 17 перегонов на направлении Южного хода. Железная дорога пролегает здесь по сложнейшему рельефу, горно-таежной местности в отрогах Саян через долину реки Кизир. Менее чем за полтора года на перегоне построено почти 10 км новых путей, возведено 3 железобетонных моста, уложено 8 водопропускных труб, смонтировано свыше 250 опор контактной сети под новые линии электропередач.
* Новый поворотный железнодорожный тоннель начали возводить на перегоне Кошурниково – 570 км в том же Курагинском районе Красноярского края.
* В 2023 году существенно обновлялась энергетическая инфраструктура Южного хода. Была завершена реконструкция трех тяговых подстанций: Курагино, Мана и Кравченко. Именно эти станции обслуживают Саянские перевалы с большим количеством подъемов и спусков, включая 9 тоннелей. Энергообъекты практически отстроили заново – с установкой современного оборудования, монтажом мощных трансформаторов, устройств микропроцессорной защиты. Управлять подстанциями можно дистанционно.
Козинский виадук на КрасЖД – один из самых впечатляющих железнодорожных объектов России на Южном ходе Транссиба
Новые мощности будут работать на ту же главную цель – увеличение пропускной способности важной магистрали в направлении погранпереходов с Китаем и дальневосточных портов.
В итоге тяжеловесные поезда массой более 7 тысяч тонн смогут следовать по КрасЖД с интервалом в 8 минут (пока проект не завершен, это время составляет 20 минут).
Выигрывают от этого не только перевозки – электроэнергия передается через подстанции и в населенные пункты Партизанского и Курагинского районов.
Также одну подстанцию модернизировали в 2023 году на Транссибе – это Камарчага, которая задействована в электроснабжении главной сортировочной станции Красноярской железной дороги Красноярск Восточный. А дополнительно объект обеспечивает транзит энергии в более чем 30 поселков Манского района края.
«Машинное зрение» и железнодорожный маркетплейс
Строится на КрасЖД и так называемая «цифровая инфраструктура».
Так, в 2023 году на станции Красноярск Восточный была внедрена технология «машинного зрения». Это посты автоматизированного контроля и диагностики подвижного состава, которые проверяют все грузовые вагоны, проходящие через станцию, причем без остановки поезда.
Груженые составы следуют по Транссибу с минимальным интервалом. На больших станциях, таких как Красноярск Восточный, они проходят компьютерный контроль
Посты представляют собой металлические рамки со специальными датчиками и камерами. Сканируя каждый вагон, они передают данные для формирования 3D-модели, которая позволяет оценить все параметры и технические характеристики транспортной единицы, в том числе состояние узлов, колесных пар, вес, габариты и прочее. Информация о выявленных нарушениях поступает на пульт оператора станции в онлайн-режиме.
Такой способ проверки поездов уменьшает влияние человеческого фактора, повышает скорость контроля и безопасность движения. С «машинным зрением» пропускная способность станции Красноярск Восточный выросла.
Кстати, в месяц нагрузка на этот железнодорожный узел огромна: около 75 тыс. вагонов – это более 3 тыс. составов, которые едут в 18 направлениях.
Грузоотправителям в КрасЖД предоставляют все услуги в «одном окне»
* Компьютерные технологии все шире используются и в обслуживании клиентов КрасЖД. Так, электронный сервис «РЖД Маркет» – это маркетплейс, которым в 2023 году пользовались около 100 красноярских предприятий. Это и крупные добывающие компании, и представители малого и среднего бизнеса.
Промышленники перевозят самые разные грузы – уголь, глину, песок, щебень, известь и многое другое. Маркетплейс позволяет расширять территории сбыта продукции, а за счет автоматизации всех процессов – ускорять ее отправку. Кстати, «РЖД Маркет» настроен на работу и с продавцами, и с покупателями, подбирая оптимальные варианты доставки грузов железнодорожным транспортом.
«Компания РЖД предоставляет полный комплекс транспортно-логистических услуг по принципу «одного окна», – подчеркивает начальник КрасЖД.
Городская электричка ждет кольца
С каждым годом КрасЖД увеличивает объемы перевозок пассажиров на городских электричках Красноярска – в 2023 году пассажиропоток этого вида транспорта вырос на 11%, составив более 2,2 млн.
А общее число пассажиров с начала работы проекта превысило 15 млн человек!
Рост пассажирских перевозок говорит о том, что это действительно очень удобный транспорт для города-миллионника, где каждый день на улицах возникают серьезные пробки.
В течение 2023 года Красноярская железная дорога продолжала расширять инфраструктуру городской электрички. Так, велось строительство островной платформы с навесами и пешеходным мостом на станции Красноярск Северный, где за последние годы пассажиропоток вырос в 3 раза, почти до 100 тысяч человек ежегодно.
Красноярску, который стоит в пробках, жизненно необходим второй путь на мосту 777
Появление новых объектов позволит принимать электропоезда на два дополнительных пути. Пропускная способность станции вырастет с 16 нынешних до 35 электропоездов. Это работа на главную перспективу развития «Городской электрички»» – создание в Красноярске железнодорожного кольца. Оно станет возможным после того, как мост 777, или Коркинский мост, получит второй путь.
«Мост 777 сегодня – это единственный однопутный участок Красноярской железной дороги на Транссибе. Проект строительства второго пути на мостовом переходе очень нужен с учетом роста грузоперевозок на восток, но не только, – отмечает Алексей Туманин. – Без этого проекта мы не сможем закольцевать необходимую жителям Красноярска и пригорода городскую электричку. Надеюсь, КрасЖД сможет сделать такой подарок Красноярску к его 400-летию».
А пока городская электричка развивается и в других направлениях. Летом этого года железнодорожники полностью обновили пассажирскую ветку от станции Енисей до Дивногорска. В ноябре новую остановочную платформу начали строить в поселке Овсянка, рядом с будущим Национальным центром писателя Виктора Астафьева. Это будет вторая станция в поселке, куда стекается множество туристов, – но проект очень нужен и тем, кто живет в Овсянке и поселке Молодежный. Кстати, уже существующую станцию назовут в честь поселка.
Можно с уверенностью сказать, что сеть внутригородских поездов сегодня стала важным транспортным каркасом Красноярска.
Она охватывает шесть районов краевого центра из семи и дивногорский участок, насчитывая 30 остановочных пунктов. И с каждым годом их будет становиться больше.
Городская электричка перевозит миллионы пассажиров в год
…В декабре в Москве состоялся съезд железнодорожников, на котором подвели итоги юбилейного, а конкретно для КрасЖД – очень продуктивного года. Алексей Туманин, который принял участие в съезде, резюмировал:
«Сегодня задан новый вектор для развития железных дорог России. Перспективы впечатляют: так, к 2032 году стоит задача увеличить грузоперевозки по Восточному полигону до 255 млн тонн с нынешних 170 млн. Мы понимаем, что РЖД – это локомотив экономики, и нам надо всегда быть на один-два шага впереди ее потребностей. Красноярская железная дорога готова к выполнению новых больших задач».
Фото: КрасЖД