Один из самых первых и успешных в России «внестоличных» проектов внутригородского железнодорожного транспорта – Красноярскую городскую электричку – ожидает дальнейшее развитие. К 400-летнему юбилею города есть планы запустить кольцевое движение через Коркинский мост «777».
С момента старта проекта перевезено более 15 млн красноярцев, рост пассажиропотока только за последний год – 11%
Наземное метро
Совместный проект Красноярского края, муниципалитета и РЖД «Городская электричка Красноярска» стартовал в 2014 году. Тогда его позиционировали как некую альтернативу движению тех же электропоездов под землей. Как и в случае с настоящим метро, пассажиры доставляются в вагонах из одной точки города в другую безо всяких пробок и задержек за точное гарантированное время.
Добраться с левого на правый берег можно более чем на 20 электропоездах за время от 10 минут до получаса – независимо от обстановки на дорогах Красноярска
Новый городской транспорт оказался весьма востребованным красноярцами – за прошедшие 10 лет проект стремительно набирал обороты, а КрасЖД развивала его инфраструктуру. Под растущий пассажиропоток реконструировались существующие вокзалы и платформы, строились новые остановочные пункты в районах массовой жилой застройки Красноярска (Белые Росы, Тихие Зори, Калинина, Северное шоссе, Водопьянова и др.), в единый городской тариф включили и Дивногорск.
Были обновлены 3 вокзала, 15 платформ, построены 8 новых остановочных пунктов в густонаселенных районах Красноярска
Сегодня в схему движения городской электрички входят 30 остановочных пунктов – это в 2 раза больше, чем на старте проекта. Как итог, вот уже два года подряд
пассажиропоток стабильно превышает 2 млн человек, а заполняемость вагонов в часы пик достигает 100%.
Район Мясокомбината, который активно уплотняется и вдобавок расширяется в сторону Бугачево, связан с остальным городом одной-единственной автодорогой. Похожие транспортные проблемы и в других районах новостроек Красноярска. Те, кто не желает стоять в многочасовых пробках, все чаще выбирают городскую электричку
Наиболее активный рост наблюдается на остановочных пунктах вблизи территорий быстрого жилого строительства. Так, например, на платформах Мясокомбинат и Калинина приращение достигает 20%.
Быстро растет пассажирский трафик и на таких остановках, как Белые Росы, Енисей и Красноярск‑Северный.
Ближайшие планы
Продолжается строительство новых и модернизация существующих станций и платформ. Так, осенью началось возведение остановочного пункта электропоездов на популярном дивногорском направлении КрасЖД – в поселке Овсянка.
В следующем году красноярцам добраться до музеев Овсянки по железной дороге будет проще. Останется и существующая платформа в пос. Молодежный
Линия до Дивногорска пользуется популярностью не только у жителей города-спутника как транспортная, но и у самих красноярцев как туристическая. Это очень красивая дорога, идущая вдоль берега Енисея со множеством примечательных мест. А возводимый в Овсянке к 100-летию сибирского писателя «Национальный центр В.П. Астафьева» только увеличит туристический потенциал этого направления.
Электричка на Дивногорск проходит Шалунин бык
Вслед за завершением обновления ст. Злобино началась реконструкция и другой крупной станции городской электрички – Красноярск-Северный. За последние несколько лет пассажиропоток здесь увеличился в целых 3 раза – почти до 100 тыс. человек.
Начато обновление пока еще конечной станции Красноярск-Северный: здесь строят надземный пешеходный переход (виден вдали) и дополнительную платформу для посадки и высадки пассажиров при транзитном кольцевом движении
На станции появится новая «островная» платформа с навесами и пешеходным мостом, что позволит увеличить число движения электропоездов здесь более чем в 2 раза. А главное – подготовить Красноярск-Северный к грядущему запуску кольцевого движения городской электрички Красноярска.
Кольцевое движение и проблема моста «777»
Для дальнейшего развития внутригородских пассажирских перевозок железнодорожным транспортом необходимо закольцевать маршрут движения по всему Красноярску.
Транспортное ж.д.-кольцо позволит удобно и быстро добираться из северо-восточных районов сибирского мегаполиса на его юго-восток, а также в Березовку.
Магистральная железнодорожная схема Красноярска – пути охватывают город кольцом
Электрифицированные железнодорожные пути на ветке этого грузового обхода Красноярска для запуска такой схемы движения уже существуют, но есть одна проблема – Коркинский мост через Енисей (известный также под названием Три семерки) и подходы к нему.
Однопутный Коркинский мост через Енисей в Красноярске – самое узкое место на всем Транссибе
Дело в том, что при строительстве в начале 1980-х на него установили только одно направление железнодорожного мостового перехода, хотя сами опоры сооружения сразу строились с расчетом установки в будущем еще и второго пролета для встречного движения.
На сегодняшний день мост 777 – это единственный однопутный участок на Транссибирской магистрали в пределах Красноярской железной дороги.
Это направление существенно загружено грузовыми перевозками из центра России на восток страны в сторону портов Дальнего Востока, и потому без реконструкции и расширения моста организовать по нему дополнительное пассажирское движение невозможно.
Слева видно заранее предусмотренное на опорах моста место для укладки еще одной фермы под второй железнодорожный путь
II этап Красноярской городской электрички
В настоящее время ОАО «РЖД» прорабатывает «Мероприятия по развитию инфраструктуры для реализации проекта «Городская электричка» Красноярской железной дороги, 2-й этап». Программа предусматривает организацию кольцевого движения, связь с населенными пунктами Красноярской агломерации, полную интеграцию железной дороги в единую маршрутную сеть города, включая в перспективе и присоединение к строящейся сети городского подземно-наземного легкорельсового транспорта (метротрам и трамвай).
Для замыкания железнодорожного пассажирского кольца на северо-востоке Красноярска необходимо запустить движение на 17 км путей, включая 600 м Коркинского моста
С открытием кольцевого движения планируется появление трех новых ж.д.‑платформ:
- Металлургов (в районе одноименной улицы)
- Шумково (в границах пгт Березовка)
- Сады-2 (в районе примыкания к Транссибу)
Также в планах II этапа – появление на северо-западе Красноярска остановок Озеро-парк (за о/п Мясокомбинат в районе активных новостроек) и Камская (в районе ул. Калинина на ветке северного обхода).
Перспективы развития ж.-д. инфраструктуры в Красноярске, в первую очередь – моста 777, оптимистичны ещё и потому, что тесно увязаны с другой стратегической задачей, стоящей уже перед всей страной, – расширение провозной способности дороги на Дальний Восток.
Красноярская железная дорога является своебразными воротами Восточного полигона – пути движения грузов из промышленных и добывающих регионов страны к океанским портам
Восточный полигон РЖД
В России стремительно растут объемы грузовых перевозок в восточном направлении – как к морским портам Тихого океана, так и к сухопутным железнодорожным погранпереходам с Китаем. В связи с этим перед РЖД поставлена задача дальнейшей модернизации Транссиба и БАМа с расшивкой всех «узких мест». По планам II этапа развития Восточного полигона на это запланированы инвестиции в размере 1,1 трлн руб. и уже выполнен огромный объем работ.
За последние годы перевозки через Красноярский край в восточном направлении выросли на 50%, но запланирован дальнейший существенный рост. На IV Железнодорожном съезде озвучены цели в 210 млн тонн через 7 лет и 255 млн тонн к 2032 году
Однако в связи с продолжающимся «поворотом на Восток» и дальнейшим увеличением грузопотоков идет подготовка к следующему этапу модернизации.
Вот здесь проблема Коркинского моста в Красноярске и встает уже на общегосударственном уровне.
Как рассказал на IV Железнодорожном съезде, который проходил в декабре 2023 года в Москве, начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин,
«на сегодня по тем объемам, которые мы должны вести на восток – это 180 млн тонн – на эти объемы для грузового движения однопутного моста 777 пока еще хватает. Но на ближайшее будущее, для запланированных 210 млн тонн и далее 255 млн, вторые пути на мосту Три семерки просто необходимы. На сегодня рабочая группа РЖД работает, мы ждем подписание III этапа развития Восточного полигона, и вот там наш мост должен быть».
В реконструкции моста 777 заинтересован не только Красноярск, но и вся Россия
Так что дополнительные пути на Коркинском мосту нужны не только и не столько для пассажирского движения, сколько для выполнения стратегических задач, поставленных руководством страны перед РЖД, и требующих скорейшего решения. Но и красноярцам эти вторые пути очень пригодятся.
Отвечая на вопрос о сроках запуска кольцевого движения в сибирском мегаполисе, начальник КрасЖД пояснил:
Я надеюсь, что мы сможем сделать подарок к 400‑летию Красноярска».
После этого можно еще раз вернуться к вопросу о ж.д.-путях до Сосновоборска и Железногорска, чтобы чтобы единая Красноярская городская электричка наконец‑то дотянулась и до этих больших городов-спутников. И в очередной раз попытаться поднять перед федерацией тему источников финансирования строительства грузопасажирской линии и запуска аэроэкспресса в аэропорт Красноярск.
Фото: КрасЖД, 1640 футов,
Денис Александров и ДЕЛА