В Красноярском крае продолжается модернизация железной дороги – части южного дублера Транссибирской магистрали, идущей из Кузбасса через отроги Восточного Саяна. Очередной участок вдоль реки Кизир стал доступен для движения в обоих направлениях.
Южный ход в границах Красноярской железной дороги начинается от Междуреченска, переваливает Кузнецкое Алатау, проходит через Хакасско-Минусинскую котловину, снова преодолевает горы Южной Сибири и через узловую станцию Саянская по равнинной части Канско-Рыбинской котловины уходит на Тайшет.
Западную и восточную части России связывают всего две железнодорожные магистрали. Красноярский край является своебразными воротами Восточного полигона – здесь также находятся две перемычки между двумя широтными ходами
Тайшет – самая главная и начальная станция так называемого Восточного полигона РЖД, дорог на Дальний Восток страны. Именно отсюда, из этой единственной точки, расходятся исторический ход Транссиба и БАМ, которые ведут к тихоокеанским морским портам России в Японском море и Татарском проливе.
Истоки реки Кизир находятся в самом центре Восточных Саян на высоте за 2000 метров. Затем Кизир бежит на запад к Енисею – сливаясь с Казыром и Амылом и образуя один из крупнейших правых притоков верхнего течения великой сибирской реки – Тубу
Последние несколько лет реализуется обширная инвестиционная программа по увеличению пропускной способности Восточного полигона в связи с резким увеличением грузопотоков из центра страны в этом направлении – переориентирования экспорта на Юго-Восточную Азию.
Южсиб пересекает Восточные Саяны через сложный горно-таежный ландшафт. На трассе около 700 искусственных сооружений, которые изначально создавались под один путь. Теперь все их необходимо сделать двухпутными
Южный ход Транссиба, проходящий через Красноярский край, также нуждается в расширении – здесь трасса, ведущая через сложнейшую горную местность, строилась в 1960-е годы в однопутном исполнении. Вот уже несколько лет на ней идут реконструкция тяговых подстанций, строительство вторых тоннелей и мостов, расширение полотна и укладка дополнительных путей на перегонах и станциях.
Очередной перегон теперь может одновременно пропускать пару поездов
В этом году КрасЖД уже завершила укладку вторых главных путей на 25‑километровом участке Биркчул – Казановская в Республике Хакасия и на 10‑километровом перегоне от ст. Кизир (село Кордово) до Журавлево.
Все работы проводятся без остановок и существенных задержек столь напряженного на дороге движения.
Красноярская железная дорога идет по удивительно красивым местам, она уникальна сложным рельефом и большим количеством тоннелей, мостов, виадуков
Менее чем за полтора года на этом перегоне Южсиба возведено 3 новых железобетонных моста, расширено полотно дороги и построено 4 подпорных сооружения общей длиной в полкилометра, уложены водопропускные трубы и смонтированы новые опоры контактной сети.
Видео открытия нового двухпутного участка на трассе Междуреченск – Тайшет:
Как рассказали в КрасЖД, участок Кизир – Журавлево – это уже 14-й из 17 перегонов на отрезке от Курагино до Саянской, где в ходе модернизации построены сплошные вторые пути. Работы на других узких участках или уже полностью завершены, или находятся в активной фазе.
Так, идет строительство второй ветки 1-го Джебского тонеля рядом со станцией Кошурниково – пройдено 20% от общей длины будущего сооружения. Через два года и на этом участке поезда смогут идти под горой через оба тоннеля одновременно.
Всего же на отрезке Южсиба через Восточные Саяны расположено 9 тоннелей общей протяженностью почти 10 км. Часть из них уже стала двухпутными, включая самый протяженный Манский тоннель длиной 2,5 км.
Преодолевая под землей Аргазинский перевал, трасса выходит из гор в лесостепи басейна р. Кан. Идут подготовительные работы по укладке второго пути в Ирбейском районе края – он должен появиться здесь до конца 2025 года
Участок дороги через Саянские горы самый сложный – он изначально был построен полностью однопутным. Поэтому вторые пути, мосты, виадуки и тоннели здесь строятся прежде всего. Но помимо его «расшивки» работы идут и на других частях трассы Междуреченск – Тайшет.
Выгрузка металлоконструкций для начала строительства нового второго параллельного железнодорожного моста через реку Кан
Так, продолжаются госэкспертизы, археологические изыскания и уже начато строительство вторых путей и мостов через сибирские реки и на равнинной восточной оконечности Южного хода Транссиба от станции Саянской через Ирбейское, Агул, Хайрузовку и Туманшет до самого Тайшета.
Окончание модернизации железной дороги через Саяны позволит кратно увеличить пропускную способность на Восток
Как рассказали ДЕЛА в Красноярской железной дороге, по итогам завершения инвестиционного проекта из 963 км железнодорожной магистрали от Кузбасса до начала Восточного полигона
более 95% наконец-то станут полностью двухпутными.
Это позволит в разы увеличить объемы и скорость доставки грузов из добывающих и развитых промышленных центров Южной Сибири к портам Дальнего Востока России.
Фото: КрасЖД и «Ирбейская правда»