Правительству РФ поручено к 400-летнему юбилею Красноярска обеспечить сибирский мегаполис магистральным газом – «Газпром» уже начал проектно-изыскательские работы на маршруте будущего газопровода.
Однако, возможно, красноярцы не очень верно понимают сам термин «газификация». Ведь совсем не факт, что ТЭЦ города переведут с угля на голубое топливо.
Основой электро- и теплоснабжения быстрорастущего Красноярска являются три теплоэлектростанции, работающие на буром угле
Напомним, согласно поручению главы государства, выполнение мероприятий по прокладке 700-километрового магистрального газопровода из Томской области до Красноярска необходимо обеспечить к 2028 году. Планируется, что этот отрезок до сибирского мегаполиса будет составной частью будущего большого газопровода «Сила Сибири – 2», по которому газ начнут экспортировать в Монголию и Китай.
Прокладка газопровода от КС Володино в Томской области до Красноярска не приведет к «автоматической» газификации края. Необходимо еще решить, что с этим газом делать
Однако сам приход магистрального газа еще не означает перевод в Красноярске всего и вся с используемого сейчас угля на голубое топливо.
Самый большой в России Бородинский угольный разрез в Рыбинском районе края. Уголь здесь добывают открытым способом с помощью шагающих роторных экскаваторов. На фоне огромного разреза даже железнодорожный состав заметишь не сразу
Немного истории: КАТЭК
Исторически, еще со времен развитого СССР, сложилось так, что Красноярский край в сфере тепловой энергетики делал ставку исключительно на уголь. В центре региона расположены огромные залежи этого ископаемого – Канско-Ачинский угольный бассейн. Здесь известно более 30 месторождений бурого угля, часть из которых являются крупнейшими в мире.
Крупнейшая в Красноярском крае Березовская ГРЭС с тремя энергоблоками общей установленной мощностью 2410 мВт. Весной этого года управление ее активами от «недружественной» Германии перешло к Росимуществу
Поэтому созданный за десятилетия единый топливно-энергетический комплекс (КАТЭК) глубоко интегрирован в экономику региона. Вокруг разрезов построены большие ГРЭС: Березовская в Шарыпове, Назаровская в Назарове и Красноярская ГРЭС-2 в Зеленогорске. А рядом с одним из крупнейших в мире открытых угольных разрезов даже вырос целый моногород – Бородино.
В таких городах, как Шарыпово, Назарово, Зеленогорск, Бородино, угольная отрасль и генерация на ее базе составляют или основу экономики, или существенную ее часть
Очевидно, что никто не будет рушить всю экономику Красноярского края, закрывая угольные разрезы, увольняя десятки тысяч людей, – и перестраивать крупнейшие станции на потребление природного газа.
Красноярские ТЭЦ
Но красноярцев в свете грядущей газификации больше всего интересует вопрос о переводе на газ с бурого угля именно трех ТЭЦ города.
Однако здесь тоже все отнюдь не так просто.
Вид на центр Красноярска и новую трубу ТЭЦ-1 с Николаевской сопки
Проблема №1 – экология и деньги
На начальном этапе включения Красноярска в федеральную программу «Чистый воздух» было решено идти путем модернизации существующих угольных ТЭЦ, чтобы в итоге
свести их выбросы до фактического уровня газовых станций.
Новые электрофильтры на Красноярской ТЭЦ-1 улавливают и очищают дым от сжигаемого угля. Обещают, что когда в строй введут все 15, выбросы станции должны уменьшиться кратно
За время реализации программы энергетики вложили в экологическую модернизацию станций свыше 50 млрд руб. На Красноярской ТЭЦ-1, например, была возведена новая 275-метровая труба, что снизило приземные концентрации выбросов в черте города более чем в 3 раза. Уже установлены 8 из 15 запланированных электрофильтров, которые позволяют улавливать более 99,7% твердых частиц. И работы по улучшению экологических показателей станции продолжаются.
Пока власти думают, что делать с угольной генерацией, на Красноярской ТЭЦ-3 активно идет строительство нового энергоблока, который должен заработать в конце следующего года. Обещают, что электрофильтры этой станции также будут улавливать 99,8% твердых частиц
Помимо этого, на Красноярской ТЭЦ-3 активно ведется строительство второго (опять же угольного) энергоблока. Кроме увеличения генерации энергии, это позволит перенести сюда часть нагрузки с ТЭЦ-1 – ведь ТЭЦ-3 находится практически за чертой города.
В СГК уверяют, что уже есть и вполне ощутимые результаты этой колоссальной и затратной работы.
По данным энергетиков, удалось добиться снижения выбросов на 5,5 тыс. тонн. А через год экологический эффект только от завершения модернизации ТЭЦ-1, по их словам, должен привести к снижению общего объема выбросов на 20%, а пыли – на все 80%.
Теплоэнергетики заверяют, что вскоре, после завершения программы модернизации, выбросы от их угольных станций в Красноярске смогут сравниться с выбросами многих других станций, работающих на природном газе
Что делать сейчас со всеми этими активными экологическими мероприятиями, непонятно.
Ведь если необходимо будет переоборудовать станции на газ, то получается, что вся работа проделана впустую и тратить деньги дальше на экологическую модернизацию объектов бессмысленно. Ну а для перевода ТЭЦ Красноярска на новый вид топлива потребуются десятки миллиардов рублей.
Проблема №2 – тариф
Само переоборудование станций с угля на газ требует огромных инвестиций. А единственный источник этих инвестиций – тариф для предприятий и населения. Да и сам газ стоит как минимум в два с половиной раза дороже, чем бурый уголь.
Тарифы на тепло в Красноярске и так не самые маленькие. Если помимо существующих инвестиций в них заложить еще и расходы на масштабную перестройку трех ТЭЦ, то они, скорее всего, вырастут в разы
Красноярцы и так постоянно жалуются на слишком высокие тарифы на тепло (в них, кстати, заложена составляющая и на текущую экологическую модернизацию станций).
Но в случае миллиардных вливаний в перестройку ТЭЦ цифры
в платежках за отопление для красноярцев вырастут в разы.
«Нужны жителям такие затраты или нет – не нам решать. Мы за то, чтобы надежно и экологично обеспечивать горожан энергией и теплом, доведя при этом текущую экологическую модернизацию наших ТЭЦ до намеченных целей», – прокомментировали ДЕЛА ситуацию в СГК.
Если будет необходимо перестраивать существующие тепловые станции, сразу встанет вопрос – кто будет все это оплачивать
Впрочем, как вариант, государство за счет бюджета может компенсировать теплоэнергетикам затраты по переводу ТЭЦ на природный газ и оплачивать для конечных потребителей часть стоимости более дорогого газового топлива.
Что в итоге
Что именно будет подразумеваться под термином «газификация Красноярска», пока до конца не ясно. Очевидно, что «Газпрому» нужны гарантированные объемы потребления магистрального газа, которые он приведет в регион через четыре года.
И здесь видятся два глобальных варианта:
1. Дополнительные (помимо строительства самого газопровода) миллиардные инвестиции (за счет энергетиков, потребителей или государства) по переводу ТЭЦ Красноярска на природный газ и разработка мер по разрешению последующего кризиса в угольной отрасли региона.
2. Поиск иных крупных потребителей голубого топлива в Красноярском крае. А для экологических проблем угольной генерации – продолжение решений в нынешнем ключе: дальнейшая модернизация теплостанций для снижения выбросов.
Также перспективен перевод на газ малых и всех новых строящихся котельных. А для частного сектора возможна или газификация за счет государства, или льготный энерготариф для электрокотлов.
Правительству РФ совместно с энергетиками и властями Красноярского края вскоре предстоит решить, как поступить с действующими угольными станциями сибирского миллионника
По какому пути пойдет Красноярск, должно проясниться уже в ближайшие месяцы – времени на проработку вопроса отведено не так много.
Пока же региональная программа газификации Красноярского края на период до 2031 года предусматривает, помимо прокладки самого магистрального газопровода, и строительство газораспределительных станций по подготовке газа для Красноярских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3.