В Красноярске разработана концепция комплексного развития территории старейшего завода города – электровагоноремонтного. «По собственной инициативе» проект придумал коллектив архитекторов мастерской А2. Правда, пока предприятие работает, хоть и не без проблем. Показываем, каким может стать площадка завода в центре, если мечты вдруг воплотятся в реальность.
Исторический район может стать привлекательным местом Красноярска со своими цехами и трубами
Авторы концепции отталкиваются от того, что территория, на которой расположилось предприятие, практически в самом центре Красноярска, имеет большую ценность для города. Ценны и старинные корпуса царского завода. Также в А2 напоминают, что вопрос о переносе производства ЭВРЗ за пределы города, в особую экономическую зону «Красноярская технологическая долина» со строительством новых цехов, рассматривался на Красноярском экономическом форуме.
ЭВРЗ сегодня – это промзона в центре мегаполиса, да еще и проблемная: с дымящей ТЭЦ и экономическими сложностями предприятия, которое находится в собственности некрасноярской компании
И если вдруг (ну вдруг?) это решение воплотится в жизнь, станет возможным и проект КРТ, комплексного развития территории.
Всего на 45 гектарах сегодня находится 11 ценных зданий «индустриальной архитектуры» конца XIX – середины XX века, и в том числе три объекта культурного наследия.
Старейший завод Красноярска отметил свое 125-летие в этом году
Паровозовагоноремонтные мастерские пережили важные исторические события – первые годы Транссиба, первую русскую революцию 1905 года, Гражданскую и Великую Отечественную войну. Об этом кратко упоминается в концепции: в 1898 году, например, вскоре после начала работы Транссибирской магистрали и своего основания, ж.-д. мастерские Красноярска были самым крупным предприятием Енисейской губернии. В 1070-е завершилась «паровозная эпоха»: с 1971 года завод стал электровагоноремонтным.
Паровозоремонтные мастерские на тогдашней окраине города появились в Красноярске в позапрошлом веке вместе с приходом железной дороги
Что касается застройки участка вокруг завода, который можно вовлечь в КРТ, то она формировалась сто лет, а с 1990-х является «неспешной и некомплексной», общественно-деловой.
В А2 назвали семь задач преображения ЭВРЗ и подчеркнули, что оно актуально в перспективе 400-летия Красноярска. Правда, отмечают авторы, за пять лет завершить такие проекты невозможно – но можно хотя бы запустить процесс.
В самом центре Красноярска до сих пор дымит труба котельной ЭВРЗ, а хранящийся рядом уголь в виде пыли разносится по городу
После выноса завода на новую площадку предполагается закрыть ТЭЦ и угольный склад (как известно, это одна из экологических проблем города – труба ЭВРЗ дымит на всю округу, и котельную никак не могут прикрыть).
Затем нужно «бережно» отреставрировать исторически ценные корпуса и привести их к первозданному виду. А на их базе разместить филиал Краеведческого музея с экспозицией о революции. Кроме того, хорошо создать здесь музей железнодорожной техники.
На эскизах виден и новый виадук через Транссиб, идущий от ул. Республики в дополнение к существующему Копыловскому мосту
Сюда же можно перенести Музей Николаевской слободы (напомним, ранее его собирались открывать в Николаевке, в сносимом районе, где сейчас жители бьются за свои дома). Здание ТЭЦ вместе с трубой превратится в Центр современного искусства, а здание цеха – в Центр творческих индустрий с выставками и лекториями. Рядом расположится Квартал мастерских для художников и Центр дополнительного образования.
А еще в район впишутся гостиница и комплекс апартаментов на 600 мест.
Подробно в проекте сказано о транспортных связях района. Так, авторы предлагают создать тут пять переходов через Транссиб, включая автомобильный мост и эстакаду для связи ул. Республики и Новосибирской, а также пешеходные мосты, четыре остановки, автопарковку на 2600 машин в районе Копыловского моста. Проложить улицу вдоль Транссиба с западной стороны, которая возьмет на себя трафик с восточных Профсоюзов и Маерчака.
Но останется место и для жилья – микрорайона на 4800 человек со школой на 1100 мест,
офисами, торговыми площадями, бизнес-центром «Путепровод», кафе и ресторанами. При этом застройку планируется ограничить в высоту 20 м, чтобы не портить исторический вид. А вокруг обустроить бульвары и другие зеленые общественные пространства.
Достопримечательностью освоенной территории предложен
аттракцион «старый паровоз» на электротяге (он же «внутренний трамвай»), который будет ходить через всю территорию по «аутентичным рельсам».
«Внутренний трамвай» – фишка района
Как следует из концепции, надо продвигать инициативы по включению территории ЭВРЗ в границы КРТ. Затем можно будет подготовить решение и разработать детальный мастер-план. А там дело за малым – закрыть производство, внести изменения в генплан, заключить договор о КРТ и начать строить...
Видеопрезентация проекта:
Особых сложностей быть не должно – территория ЭВРЗ промышленная, значит, расселять никого никуда не надо. Тем более, что постоянно появляются новости о сложном финансовом положении старейшего предприятия Красноярска.
Так что, вполне возможно, в скором времени ЭВРЗ разделит судьбу некогда расположенного рядом Комбайнового завода и тоже начнет превращаться в очередной жилой район города. И хорошо бы, чтобы это место не застроили очередными «человейниками».
Фото и видео: проектная мастерская А2