Красноярский метрополитен будет совсем не таким, как предполагалось все последние десятилетия. Вернее, это будет даже не метро, а система «скоростного внеуличного транспорта».
Информацию о новом проекте и власти, и подрядчик практически не предоставляют. ДЕЛА попытались систематизировать те сведения, что есть, и ответить на актуальные для красноярцев вопросы.
Красноярское метро будет не совсем метрополитеном
Главной новостью среды 10 августа стало заключение договора между Красноярским краем и ГК «Моспроект-3» на выполнение проектных и строительно-монтажных работ по созданию в Красноярске линии
«скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта».
Подписание контракта между «Центром транспортной логистики» Красноярского края и ГК «Моспроект-3»
Из этого заявления по логике следует, что проектные работы по совершенно новому варианту красноярского метро требуется выполнить заново.
Не очень понятно, зачем нужно было тратить более 1 млрд руб. и время на воскрешение советской схемы, если в итоге все равно пришли к другому варианту
Скандальная актуализация еще советской схемы, вылившаяся в громкое уголовное дело «КраснояскТИСИЗ» с арестами (в том числе и министра транспорта Красноярского края), больше, по-видимому, не нужна. Проект изменяется кардинально и переходит в руки «других людей».
Новая схема Красноярского метро
В сети появилась предварительная схема нового варианта с разбивкой по этапам строительства. Как видно из нее, даже самого слова «метро» здесь нет:
Первая очередь, которую обещают сдать уже в 2026 году, будет длиной 10,8 км и пройдет от «остановочного пункта» «Высотная» до о/п «Ул. Шахтеров». Эти две станции будут надземными.
Еще 4 станции между ними: «Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции» и «Карла Маркса» указаны как подземные.
На втором этапе, сроки которого пока не обозначены, добавятся еще 6 надземных станций: «Ул. Батурина», «Деловой центр», «Ул. Авиаторов», «Ул. Алексеева», «Ул. 9 Мая» и «Ул. Водопьянова».
Красноярский метротрам должен будет прийти в ТПУ около Северного шоссе – здесь будут встречаться пассажиропотоки автобусов, городской электрички и трамваев
Напомним, в последней точке давно запланировано строительство большого транспортно-пересадочного узла с городской электричкой и трамвайной линией, уходящей в Солнечный и на правый берег через Октябрьский мост.
Также нарисована перспектива и в обратную сторону от Высотной: в жилмассивы Ботанического и Мясокомбината.
Это будет не метро
Из всех официальных заявлений следует, что в Красноярске будут строить не классический «тяжелый» метрополитен с железнодорожной колеей, а так называемый метротрам – систему, которая совмещается с уличным рельсовым транспортом. Если сказать проще,
по земле и по поверхности будут ездить именно трамваи.
По подземным тоннелям вполне могут ехать и трамваи
Такой вариант гораздо экономичнее и для небольших миллионников при грамотном проектировании решает те же транспортные проблемы, но за гораздо меньшие деньги на строительство и дальнейшую эксплуатацию.
Выезжая из тоннеля, трамваи могут следовать по специальным эстакадам или по отделенным от остальной части улицы линиям, обеспечивая тем самую «метрошную» скорость
Тоннели и глубина
На схеме указано, что уже существующие подземные выработки «старого» красноярского метро будут ликвидированы. Новые подземные участки планируются мелкого заложения – всего 10-15 метров глубиной, кроме углубления перехода через р. Качу.
Как будут строить: открыто или закрыто
Самый актуальный для красноярцев вопрос – это технология строительства новых тоннелей и станций – остановочных платформ. Открытый способ строительства, когда разрывают улицу, укладывают туда тоннели и зарывают обратно, намного оперативнее, а главное, экономичнее подземной проходки. Все эти требования (удешевления и убыстрения) и были названы правительством РФ при выделении финансирования.
Открытый способ строительства станций и тоннелей: все раскапываем, строим, закапываем. Быстро и дешево!
Однако открытый способ строительства создает массу неудобств для жителей города: чаще всего именно главные, магистральные улицы разрываются и выпадают на некоторое время из транспортной системы,
провоцируя на время строительства метро огромные и вечные пробки.
В последнее время чаще всего применяют комбинированный способ, при котором сами станции возводят в котлованах открытым способом, а перегонные тоннели между ними или участки существующей жилой застройки проходят закрытым способом.
Прокладка тоннелей открытым способом возможна не только по улице, но и через парки и скверы
Какая технология будет применяться в Красноярске, пока неизвестно, но судя по представленной новой схеме красноярского метро, большая часть подземной линии пройдет именно под уличным полотном: теоретически ее можно строить прямо сверху. Речь идет о прямых участках под Высотной – Годенко, Абалаковых – Карла Маркса, Игарской – Шахтеров.
Собственно, власти Красноярского края уже призвали горожан «к терпению».
Так, к красноярцам в соцсетях обратился новоиспеченный замгубернатора по благоустройству.
«Такие проекты требуют изменения привычного городского уклада, мы будем сталкиваться со сложностями, с существенными неудобствами. Чем терпимее будем мы, красноярцы, тем короче будет дорога к мечте», – заявил Сергей Еремин.
Ему вторит и руководитель администрации губернатора Красноярского края Сергей Пономаренко:
«На этапе строительства нам еще придется столкнуться с трудностями – перекрытием улиц, пробками, большой стройкой в центральной части города. Но, по-моему, стоит потерпеть».
Так что красноярцам пора готовиться к тому, что прокладка дороги в светлое будущее будет весьма непростой и не всегда приятной.
Еще подробности про строительство: