Лесной вопрос, и прежде всего пожаробезопасность красноярской тайги, становится особенно актуальным в начале сезона. В этом году потеплело довольно рано, и риски возникновения природных пожаров обусловили введение особого режима на большинстве территорий края. Как улучшить ситуацию с предупреждением лесных возгораний и понимание того, какие процессы происходят в лесах, знают ученые.
Новые научные проекты позволят усовершенствовать мониторинг пожаров и выбросов в лесах
На днях проекты, которые помогут усовершенствовать мониторинг природных пожаров и рациональнее вести лесохозяйственную деятельность, обсудили министр лесного хозяйства края Алексей Панов, представители научно-образовательного центра «Енисейская Сибирь» и Корпорации развития Енисейской Сибири.
Речь идет о проектах, которые имеют стратегическое значение не только для края, но и для любой страны, на территории которой есть лесные массивы, а также для решения мировых экологических проблем в целом.
Во-первых, это проект усовершенствования системы мониторинга природных пожаров.
В крае сегодня она запущена на нескольких уровнях, но этого недостаточно. Планируется увеличить число спутников, которые будут следить за лесами на труднодоступных территориях, а кроме того, в разы чаще обновлять эту информацию.
Современные технологии позволяют разглядеть из космоса кромку пожара даже в условиях задымленности или облачности, проследить за состоянием лесных горючих материалов проложенных в тайге дорог.
Слежение за лесными пожарами станет более точным и масштабным
Кроме того, в крае есть собственные разработки спецтехники и оборудования, которые помогут наладить передачу и обработку информации между группами, занятыми в тушении пожаров, там, где сегодня почти нет связи.
«В Красноярском крае развита многоступенчатая система мониторинга за лесопожарной обстановкой. Наша задача – постоянно ее совершенствовать, чтобы повышать эффективность охраны лесов особенно в труднодоступных территориях, где расположено порядка 70% лесного фонда края. И как раз проекты научно-образовательного центра «Енисейская Сибирь» помогут нам выполнить эти задачи максимально эффективно, – прокомментировал встречу министр Алексей Панов. – Фактически наши специалисты уже сейчас активно взаимодействуют с экспертами центра и внедряют их предложения в практическую работу. Важно, что в процессе мы еще и обучаем наших сотрудников новым навыкам, в том числе применения цифровых технологий и космических данных».
Во-вторых, в борьбе с пожарами помогут такие объекты, как карбоновые полигоны, которые дают картину выбросов и поглощения парниковых газов.
Новые проекты подразумевают расширение сети карбоновых полигонов, которая позволит дать всестороннюю оценку средообразующей роли лесных экосистем.
Карбоновые полигоны – это сеть станций, где ведутся измерения потоков вещества и энергии. Фото со станции ZOTTO
«По факту это станции, на которых в долгосрочной перспективе проводятся исследования различных параметров жизнедеятельности лесов, например, объемов поглощения СО2 и выделения кислорода растениями, баланса этих процессов, а также выявление природных факторов, которые влияют на них. Анализ таких данных позволяет не только снижать вероятность негативных явлений, но и повышать эффективность ведения лесного хозяйства», – рассказал ДЕЛА руководитель проектного офиса НОЦ «Енисейская Сибирь» Сергей Верховец.
Сеть существующих сегодня в крае карбоновых полигонов была заложена учеными Института леса им. В.Н. Сукачева Красноярского научного центра СО РАН. В нее входит, например, уникальная станция ZOTTO – с мачтой высотой 300 м, которая расположена посреди тайги в 25 км от поселка Зотино. Еще одна станция находится на Диксоне и позволяет получать данные о состоянии арктических экосистем. Кроме того, в подзоне средней тайги расположены несколько небольших вышек.
«Наша задача – расширить сеть карбоновых полигонов, чтобы связать станции между собой и охватить новые территории: например, зону южной тайги. Для этого необходимо совместно с минлесхозом края проработать вопрос о лесных участках для установки оборудования», – рассказал ученый.
По его словам, это особенно важно сегодня, когда «смертность» южных лесов, в частности, кедрачей повышена. Деревья в последние годы становятся все больше подвержены поражению грибковыми инфекциями, ветровалу, что создает повышенные риски их уничтожения пожарами. Новые исследовательские площадки также позволят вовлечь в исследования заброшенные сельскохозяйственные угодья, заболоченные территории, участки тундры и лесотундры.
«Карбоновые полигоны необходимы, как градусник в больнице. Станции измеряют потоки вещества и энергии, позволяя оценивать роли наших природных экосистем», – заключил эксперт.
Сеть карбоновых полигонов в крае будет расширена
Данные с карбоновых полигонов нужны не только краю: так, они используются для подготовки национальных докладов о парниковых газах,
«Национального кадастра», которые предоставляются в ООН, и для оценки эффективности проектов устойчивого развития, поддерживаемых ВЭБ.РФ.
Стоит отметить, что НОЦ «Енисейская Сибирь» мирового уровня был создан по нацпроекту «Наука» при поддержке губернатора Александра Усса. В 2021 году он был признан научно-образовательным центром мирового уровня и получил федеральную поддержку. В НОЦ входят научные и образовательыне организации, компании реального сектора трех регионов Енисейской Сибири. В портфеле организации более 50 проектов, а в перспективе – создание центра подготовки нового поколения научно-исследовательских кадров, востребованных во всем мире.