В горсовете раскритиковали предложенный мэрией Красноярска проект ограничения этажности.
Напомним, что тема ограничения высоты зданий в Красноярске муссируется с прошлого года. Многие помнят, как зимой 2018 года администрация по решению мэра массово отозвала выданные разрешения на строительство домов. Эти действия градоначальник Сергей Еремин мотивировал в том числе и вопросами экологии.
После возникла идея с ограничением этажности. На публичных слушаниях застройщики высказывались против нововведения, тогда как жители были за. Изначально называли разные варианты предельной высоты домов, но в итоге на обсуждение в горсовет вышел вариант с 10 этажами.
Как отметил в ходе своего доклада в горсовете глава управления архитектуры администрации Максим Волков, идея об ограничении нашла отражение в резолюции по итогам совещания у главы города об улучшении экологической обстановки.
«Одним из факторов, формирующих загрязнение воздуха и способствующих накоплению вредных веществ, является плотная многоэтажная городская застройка, нарушающая природный ветровой режим и приводящая к отсутствию свободной циркуляции воздуха в жилых массивах», – заявил чиновник в своей короткой речи и предоставил слово исполнителю проекта – «Красноярскгражданпроекту».
Разработчика представляла главный архитектор института Татьяна Лисиенко. С ее слов, специалисты в соответствии с заданием проверяли возможности Красноярска ввести ограничение, учитывая, что по генплану в городе до 2033 года еще нужно построить около 19 млн кв. м жилья. В итоге архитекторы пришли к выводу, что ресурсы, как минимум в плане земли, для этого есть. При этом основные показатели, характеризующие комфортность проживания, в Красноярске не меняются.
Депутат Захар Енджиевский поинтересовался, проводились ли какие-то экологические исследования в связи с подготовкой этого проекта.
Глава управления архитектуры ответил, что таких «расчетов не было». Однако, по словам Волкова, чиновники рассчитывают заказать и провести подобный анализ при подготовке корректировки генплана.
Тогда Енджиевский спросил у Лисиенко, есть ли логика в ограничении этажности, поскольку
при ее снижении «меньше территории остается под озеленение и парковки».
Архитектор пояснила, что более подходящий вариант – это «рационально-функциональное зонирование», когда этажность определяется исходя «из транспортной схемы, климатических условий» определенной части города. К примеру, сделать можно смешанную застройку с домами повышенной этажности в деловом центре, на Предмостной площади, а в жилые районах строить дома пониже.
Здесь же ограничение хотят распространить на весь город.
«Есть города, которые ограничивают этажность правилами. Там, наверное, еще есть вопросы экономики и в целом восприятия города. Жители хотят одно, застройщики хотят другое, а архитекторы, к которым я себя отношу, хотят разнообразную застройку», – сказала она,
добавив, что «Гражданпроект» лишь выполнял задание и прорабатывал вопрос ограничения 10-этажной застройкой – такие возможности, по оценкам экспертов, есть. А решать, вводить или не вводить новую норму, уже властям.
Депутат Андрей Козиков отметил нестыковку в том, что на слушаниях обсуждались просто 10 этажей, а в горсовет внесли вариант «10 этажей, не считая технического».
Коллегу поддержал депутат Сергей Шахматов, назвав этот вопрос принципиальным. Однако его более всего интересовало, как «решение повлияет на цену квадратного метра» и стоимость земли.
«Я предполагаю, что это приведет к удорожанию себестоимости строительства и коммерческой цены», –
отметил он.
Лисиенко подтвердила, что, вероятно, проекты для девелоперов при таком варианте станут затратнее. Но, с ее слов, уже сейчас в городе есть примеры, когда при установленных нормативах плотность застройки оказывается выше.
«Мы делали анализ, и для таких мест коэффициент (интенсивности застройки. – Ред.) не 1,9, а 2,6, – заявила она. – Мы вот 5-й мкрн Солнечный весь пересчитывали,
и там в сравнении с проектом планировки в два раза увеличены все нагрузки. Несоблюдение нормативов при проектировании каким-то образом проходит экспертизу.
Там, где происходят напряжения, есть явное нарушение градостроительных нормативов. Все советские микрорайоны строились по другим нормативам – с коэффициентом 1,1. Дело не в этажности, а в интенсивности».
Депутаты поинтересовались у Волкова, является ли предложенный вариант «долгоиграющей политикой» мэрии.
«Это внесение изменений до корректировки генплана,
чтобы нам прекратить 24–25 этажные застройки», –
ответил глава управления архитектуры.
На уточняющий вопрос, смогут ли застройщики после введения ограничения построить дом выше 10 этажей, чиновник ответил: «Уже не построят, все. Нет».
Депутаты перешли к обсуждению и предложили все-таки отправить проект на доработку.
«У нас есть микрорайоны со сложившейся застройкой выше 10 этажей, и если там освободится участок и мы дадим разрешение на 10 этажей, то как это будет выглядеть? Возле 20-этажных домов появятся 10-этажные? Один рецепт для всего города сложно применить. Не вижу логики и уверенности у докладчиков», – высказал мнение Андрей Козиков.
Сергей Шахматов также отметил, что ему пока непонятно, как «ландшафтно будет выглядеть город» после принятия такого решения. Он предложил администрации приложить к проекту экономическое и экологическое обоснования.
Волков же парировал, что на исследование по экологии из бюджета потребуются «колоссальные деньги» – «не один миллион», а также срок в «4‑5 месяцев».
«Не надо денег. Уже есть готовые исследования на примере Пашенного», – ответил Шахматов.
Однако чиновник настаивал, что прорабатывать придется «весь город», а не только отдельный микрорайон.
В результате голосованием комиссия отправила проект на доработку, срок – 6 месяцев.
Фото krasnoyarsk-gorsovet.ru