Участники красноярского рынка ГСМ говорят о катастрофической ситуации на независимом региональном топливном рынке. В последние недели из-за неконтролируемого роста цен на топливо в опте, розничные продавцы ГСМ вынуждены работать буквально в убыток. Предприниматели просят власти о спасении и сетуют, что возникший кризис срежиссирован вертикально-интегрированными компаниями, заинтересованными в уходе с рынка конкурентов.
Запас прочности у независимой розницы закончился окончательно. В то время как ВИНКи легко компенсируют свои потери в розничном сегменте за счет других видов бизнеса.
Проверить то, что розница для ВИНКов просто убыточна, легко на примере любой федеральной компании. Так, помимо оптовой цены, в цену топлива на АЗС, следует добавить постоянные затраты: заработную плату, доставку, налоги, затраты на содержание объектов и т.д. Это еще не менее 4 руб. на литр.
Таким образом, стоимость АИ-92 должна быть более 44 руб. за литр, а дизельного топлива более 51 рубля за литр.
Входящая стоимость на АЗС Роснефти бензина марки АИ-92 на 16 октября была 53950 руб. за тонну или 40,14 руб. в пересчете на литр. Цена на стеле – 40,00 руб. Такая цена дает прямой убыток 4,14 руб. на литр АИ-92, ДТ продается с убытком более 6 руб. за литр, АИ-95 дает около 4,6 руб. убытка с каждого проданного литра. Куда списываются эти убытки, остается загадкой.
16 октября «Союз владельцев АЗС» направил открытое письмо губернатору Красноярского края Александру Уссу, в котором призывает обратить внимание на «катастрофичную ситуацию» на независимом региональном топливном рынке.
В документе авторы указывают, что местные независимые игроки топливного рынка оказались на грани исчезновения из-за нерыночных действий вертикально интегрированных компаний, а на самом рынке сложились все предпосылки для нового витка роста цен на бензин – а ведь еще «не стихло «эхо» топливного кризиса весны текущего года».
Они отмечают, что с августа у компаний групп «Газпромнефть» и «Роснефть» подорожание топлива в среднем составило 8,12% по АИ-98, 16,74% по АИ-95, 12,45% по АИ-92, 12,32% по дизельному топливу. При этом в рознице цены заморожены с начала лета.
«Вертикально интегрированные компании, обладая возможностью контроля и управления оптовыми и розничными ценами на нефтепродукты, «в состоянии полностью вытеснить, в интересующем их объеме, независимых операторов с рынка розничных продаж, посредством действий, противоречащих антимонопольному законодательству, конституции России и, в частности, интересам Красноярского края», – сказано в документе.
Ситуация для Красноярского края не уникальна. Независимые игроки по всей стране цены держать уже не могут. И, конечно, клиенты уходят, товарооборот и выручка падает, что еще больше усугубляет положение независимой розницы.
Как подтвердил ДЕЛА.ru организатор «Союза владельцев независимых АЗС» (еще одна организация, объединяющей представителей местного рынка) Михаил Кичайкин, все предпосылки для роста розничных цен на топливо в Красноярске давно сложились.
«К примеру, стоимость дизтоплива за год выросла почти на 40%. При этом аналогичного роста в рознице не произошло, и долго это продолжаться не может. На сегодня себестоимость дизтоплива не в сезон приблизилась к 50 руб. за литр, на эту цену и нужно ориентироваться на заправках. По зимнему дизтопливу цены еще выше», – сказал Кичайкин.
Экономически обоснованная цена на АИ-92, по его оценке, составляет сейчас в рознице «не менее 43 рублей за литр».
«Думаю, что в ближайшее время цена начнет расти, по крайней мере, в частных сетях. Вполне может быть, что сети ВИНКов цены продолжат удерживать. Потому что, в любом случае, они получают доходы с другого – в том числе субсидии и компенсации из бюджета. Им разница в цене между розницей и оптом доплачивается все равно из кошелька потребителя, но не напрямую, а посредством сборов, налогов и так далее», – сказал Кичайкин.
В обращении к губернатору его авторы указывают, что из-за разрыва оптовых и розничных цен местные независимые розничные сети оказались в критическом положении – они работают в убыток, вынуждены сокращать рабочие места и отказываться от модернизации оборудования.
«Хорошо отлаженная спекулятивная работа крупных нефтетрейдеров наносит удар по жизни, благосостоянию жителей Красноярска и всего региона в целом», – сказано в обращении.
Кичайкин подтверждает – в данный момент маржинальность бизнеса розничных сетей в Красноярске отрицательна, такая ситуация сложилась с начала октября. В минус заправщикам приходилось работать и весной этого года, в период предыдущего скачка оптовых цен.
По мнению ряда участников рынка, политика сдерживания розничных цен на фоне роста оптовых реализуется ВИНКами намеренно, чтобы выжить независимых игроков с этого рынка. И эта политика уже приносит свои плоды – местных сетей в Красноярске становится все меньше, еще на слуху история закрытия АЗС «Магнат-РД» и «Фортуны».
«Если говорить о крупных городах, то крупные компании уже выжали оттуда частную розницу. Даже в Красноярске, который по сравнению с западной частью страны не так поглощен монополиями, по объемам реализации ВИНКи занимают уверенно лидирующие позиции», – сказал Кичайкин.
Эта тенденция, по мнению экспертов, при сохранении текущего курса развития событий в дальнейшем будет лишь усугубляться.
Независимая розница заявляет, что если нет возможности регулировать оптовые цены, то стоит отпустить и цены у конечных продавцов, отменить весенние договоренности с ВИНКами о сдерживании цен на АЗС, позволив рынку самому найти баланс.