статья

Дорога в край

Вечеринй КрасноярскЭксперты рассчитали — Россия может принимать до 40 млн туристов в год. Но даже при самом лучшем раскладе Крас­ноярский край вместе с соседними реги­онами не может претендовать на более чем 5—9% от этого объема.
Против нас играют неразвитость инфраструктуры и удаленность территории. Впрочем, плюсы тоже есть. На руку краю играют Столбы, Ергаки, Енисей. «ВК» разбирается, что перевесит.

Горы и река

Деловые

Несмотря на общеизвестные красоты природы, большая часть туристов едет в Красноярский край вовсе не за этим. По словам заместителя министра спорта, туризма и молодежной политики региона Евгения Пьянкова, более половины всех въезжающих на территорию края туристов преследуют деловые цели. То есть по сути они и не туристы вовсе, в привычном понимании этого слова.

Отметим, что ежегодно нас посещает около 560 тысяч человек из других стран и регионов. Среди них около 42 тысяч иностранцев. Для сравнения: каждый год из региона выезжает примерно 17 тысяч человек.

Более 330 тысяч человек приезжает вовсе не для того, чтобы любоваться Столбами, а исключительно ради работы. С одной стороны, это свиде­тельствует о недоиспользованности рекреационной составляющей, которой так богат край. С другой — такое соотношение более выгодно, ведь «де­ловой» турист тратит почти в полтора раза больше денег, чем турист «обыкновенный».

— По данным 2007 года, бизнес-турист расходует на поездку, комфорта­бельное размещение, питание и другие нужды около 1,5 тысячи рублей в день, в то время как обычный отдыхающий — всего лишь 500 руб­лей, — говорит Пьянков.

Впрочем, количество таких путешественников также могло быть больше. По словам заместителя директора туристической компании «Ида-тур» Александры Плотниковой, въездному туризму мешает неразвитость гостиничной инфраструктуры. Хотя то же самое можно сказать и о до­рожной составляющей.

Отельный вопрос

Действительно, в регионе всего лишь два трехзвездочных отеля.
В Красноярске на одну тысячу населения приходится всего два гос­тиничных койкоместа. В целом по краю и того меньше — 1,7 на тысячу. Отметим, что по ГОСТу этот показатель должен быть на уровне 3,5–3,7 кровати с тумбочкой на тысячу человек.

— По уровню обеспеченности номерным фондом Красноярск невозможно сравнивать с такими городами, как, например, Прага, Берлин, Будапешт, где на тысячу жителей приходится 10–12 гостиничных мест. В Петербурге этот показатель равняется 6. Очевидно, что в нашем крае данный сегмент использован не в полной мере.

Наличие 4–5-звездных отелей в Красноярске позволило бы как минимум удвоить экономический эффект от делового туризма. И речь не только о до­ходах, поступающих в краевую казну от деятельности гостиниц, но и о доходах сопутствующих отраслей. Ведь туристическая деятельность ока­зывает мультипликативный эффект на сопутствующие сферы (рес­тораны, транспорт, торговлю). Совокупный вклад от туризма в ВВП страны, как пра­вило, в 3–4 раза превышает прямой доход, — уточняет Пьянков.

Туристические деревни

Туристическая «Деревня»
Туристам могут быть интересны не только большие города

Впрочем, всего одной-двумя гостиницами вы­вести эту сферу на новый уровень не удас­тся. Дело в том, что туристам могут быть интересны не только большие города, но и удаленные маленькие деревни.

И для полно­ценного функционирования от­расли необходимо, чтобы в каждой был хотя бы один приличный отель. Пьянков говорит о постепенном появлении в го­родах края мини-туристических центров.

— Бизнес все больше обращает внимание на отрасль туризма. Малый и средний бизнес вносит все больший вклад в создание объектов инфра­структуры. Причем акцент делается на стро­ительстве всесезонных турис­тических комплексов. Это существенно повы­шает окупаемость таких про­ектов в круглогодичном периоде, —  поясняет Пьянков.

С большим скептицизмом к этому относится Плотникова. По её словам, Красноярский край никогда не станет туристическим центром, даже несмотря на появление новых гостиниц.

— Строить гостиницу приемлемого уровня, пускай и небольшую, в каждом городе невыгодно. Строительство летних баз отдыха, расположенных на основных туристических маршрутах, я в расчёт не беру. Это все-таки не такое уж и серьезное сооружение.

Кроме того, не думаю, что создание мини-отелей будет носить массовый характер. Гостиница на дому (имеется в виду отель домашнего типа в частном доме, а не квартире) как явление действительно развивается на западе страны, но у нас, думаю, это не приживется. Рассчитывать, что русско-сибирская экзотика в виде пельменей и бани привлечет туристов, не стоит. Подобного «эксклюзива» хватает и на западе страны. Впрочем, ничего страшного в этом не вижу.

Деловых туристов отсутствие инфраструктуры уж точно не отпугнет, а отпускникам в глухомани попросту нечего делать. Впрочем, этнические центры с некоей изюминкой вполне имеют право на существование. Просто не уверена, что их может быть много, — поясняет Плотникова.

Водопад

С другой стороны, она считает, что потенциально внутренний туризм более привлекателен для туроператоров.

Конечно, для начала бизнеса здесь могут понадобиться куда большие средства, чем для туроператора, занимающегося зарубежными поездками. На постройку объекта хотя бы. Но ведь и маржа в последующем может быть тоже больше.

— По прошествии некоторого времени владельцу, по сути, остается лишь поддерживать все в должном состоянии и получать прибыль, в то время как зарубежному туроператору приходится постоянно крутиться, рассчиты­ваясь со всевозможными партнерами, — говорит Плотникова.

Свои ориентиры

Горы и озеро
Южное приоритетное направление

Тем не менее кризис благотворно повлиял на внутренний туризм. Люди начали отказы­ваться от зарубежных поездок и отдавать предпочтение локальному уровню. Это впол­не объяснимо, ведь около 70% стоимости поездки в другую страну составляют рас­ходы на дорогу. Лишь 30% путе­шественник тратит собственно на отдых. Потому-то мес­тные маршруты и приобретают все большую популярность.

По словам Пьянкова, сейчас в крае два направления, которые могут являться приоритетными для развития туризма. Во-первых, юг, во-вторых, север. На юге — Саяно-Шушенский биосферный заповедник и другие рекреационные ресурсы. Это центр притяжения как для экстремалов, так и для спокойных путешественников. Горнолыжные трассы, пешие прогулки, горный туризм.

Рыбак со значительным уловом
Такой отдых не для всех

Север в большей степени ориентирован на рыбалку и охоту. Однако рассчитывать на массовость в северном направлении всё-таки не стоит. Эксперты считают, что эти маршруты всегда будут привлекать куда меньше туристов, нежели южные озера и горы. Среди основных причин не только хо­лод и специфика, но и географическая уда­ленность, которая сущес­твенно увеличи­вает стоимость туров.

Притяжение путешественников

Впрочем, с центрами притяжения у нас проблем никогда не было. Другой вопрос — откуда мы будем притягивать путешественников.

По словам Пьянкова, около 80% иностранных туристов ездит на запад — в основном в Петербург, Москву и по Золотому кольцу. Примерно 4% прихо­дится на Камчатку и 7% — на Иркутскую область. Остальное — потен­циально наше. Правда, поделенное с соседними регионами Сибирского федерального округа. Пьянков уверяет, что перетягивать оде­яло из Европы край не намерен.

— Это не наша целевая аудитория. Даже при наличии мощной рекламной кампании мы не сможем привлекать туристов с За­пада в таких объемах, как Москва и Питер. Наши интересы направлены, скорее всего, на ази­атские страны и соседей по СФО, — объясняет Пьянков.

Горы и озеро в Ергаках
Красноярский край громко заявил о развитии туризма в Ергаках

Отметим, что в настоящее время минис­терство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края активно про­двигает туристско-рекреа­ционные ресурсы края в рамках выставочной деятельности.

Александра Плотникова считает, что для привлечения туристов этого недостаточно.

— Рассчитывать на рекламу на государственном уровне бессмыс­ленно, — говорит Плотникова. — Туризм не является основным видом получения доходов для бюджета региона и никогда не станет. А ведь чем большую отдачу вы хотите получить, тем больше средств должны вложить. Потому надеяться на серьезные денежные вливания из казны не стоит.

Я нисколько не умаляю важности государственной политики в этом направлении, но гораздо выгоднее было бы создавать условия для развития бизнеса. А уж малые и средние компании нашлись бы, как разрекла­мировать наш край за его пределами. Важно, чтобы были созданы условия для работы.

Марк Захаров
Газета «Вечерний Красноярск»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).